Очевидно, что политика Узбекистана в отношении Афганистана будет определяться внутренними, региональными и международными факторами, прагматизмом и мультисторонним подходом, дипломатией, балансом между вопросами безопасности и экономики, а также противодействием нестабильности.
Узбекистан активизировал участие в афганских делах, назначив специального представителя, проводя дипломатические встречи и взаимодействуя с Талибаном по вопросам миграции, безопасности границ и региональной стабильности. Президент Мирзиёев предупредил международное сообщество о недооценке рисков, исходящих из Афганистана, включая терроризм и экстремизм.
Политика Ташкента основывается на балансе отношений с ключевыми игроками — США, Россией и Китаем, а также участии в многосторонних платформах, таких как ШОС и ОДКБ. Региональные саммиты подчёркивают необходимость создания инклюзивного афганского правительства, соблюдения прав человека и доступа женщин и девочек к образованию.
В экономике Узбекистан рассматривает Афганистан как стратегический транзитный узел и торгового партнёра. Двусторонняя торговля достигла $1,1 млрд в 2024 году, в основном за счёт узбекского экспорта. Среди совместных проектов — торговый центр в Термезе, планы по созданию свободных экономических зон и развитие инфраструктуры, включая железнодорожные линии и экспорт электроэнергии.
Безопасность остаётся ключевой проблемой: Узбекистан предпринимает меры для предотвращения проникновения экстремистов и наркотрафика. Талибан пообещал не допустить использования территории Афганистана для атак, и Ташкент осторожно полагается на это.
Водная безопасность также вызывает беспокойство, особенно в связи с каналом Кош-Тепа, который может повлиять на зависимость Узбекистана от Амударьи. Несмотря на вызовы, страна придерживается стратегии взаимодействия с Талибаном без официального признания, делая акцент на инклюзивности, региональном сотрудничестве и борьбе с терроризмом.
Полная версия статьи на английском языке.