Израиль не отказывается от идеи этнической зачистки сектора Газа. Мирный путь переселения не принимается арабской стороной и большинством международного сообщества. Тель-Авив делает ставку на военный метод решения вопроса.
Окончание войны в секторе Газа для Израиля означает разгром ХАМАС и депортация арабского населения
Во всякой войне конфликтующие стороны нередко идут на временное перемирие для решения локальных и тактических вопросов (связанных, например, с получением мирной передышки для пополнения арсенала, накопления и передислокации сил, решения более приоритетных задач, способствующих в конечном итоге достижению полной победы и т.д.).
Израиль использовал перемирие для сосредоточения своих сил на северном (ливанском) направлении и разгрома (уничтожения военной инфраструктуры и арсенала) «Хезболлы» (операция ЦАХАЛ «Стрелы Севера», 1 октября – 27 ноября 2024 г.), а также улучшения своих позиций на восточном (сирийском) направлении (с декабря 2024 г.) с изменением акцента пропалестинских сил на другие вероятные театры военных действий. В итоге, Иран понёс значительные потери в Ливане и Сирии. Турция, которая постоянно поднимала градус антиизраильской риторики с инициативами решения палестинского вопроса, оказалась втянута в сирийский кризис. Для Эрдогана сегодня сохранение марионеточного режима Ахмеда аш-Шараа в Дамаске гораздо актуальнее, нежели тема разрешения палестинского вопроса с поддержкой ХАМАС.
Несмотря на то, что Израиль является одним из самых экономически и технологически развитых стран Ближнего Востока, а по ВВП занимает 29-е место в мире, тем не менее, в ситуации длительной войны военно-промышленный комплекс еврейского государства не может обеспечить свою армию достаточным количеством вооружения и боевой техники. Так, после начала агрессии ХАМАС с 7 октября 2023 г. по осень 2024 г. США израсходовали на военную помощь Израилю почти 18 млрд долл., что стало рекордной суммой за всю историю американо-израильского военно-технического сотрудничества.
Иными словами, война в секторе Газа поглотила значительные ресурсы Израиля, поэтому для ведения «второго фронта» на ливанском или сирийском направлениях Тель-Авиву нужна была передышка (перемирие) на юге страны. В противном случае «распыление сил» по всем направлениям боевых действий (война с ХАМАС в секторе Газа, «Хезболлой» в Ливане и Сирии, не говоря уже о хуситах в Йемене) могло бы привести к тяжёлым последствиям для самого Израиля.
К тому же, тактика «победоносных малых войн» всегда остаётся в обойме израильского Генштаба и служит интересам правящих кругов. Нетаньяху понимал, что недовершённая война с ХАМАС, отсутствие полного освобождения израильских заложников из палестинского плена и проблемы безопасности собственного населения на севере страны вызывали протесты израильтян и негативно сказывались как на репутации премьер-министра, так и на правящий блок «Ликуд» в Кнессете. Соответственно военные успехи израильской армии в Ливане и последующая оккупация «зоны безопасности» Голанских высот в Сирии вслед за падением режима Б. Асада позволили Б. Нетаньяху и его партии восстановить пошатнувшийся рейтинг и получить 25 мест в парламенте.
Израиль с возвращением в Белый дом президента США Д. Трампа рассчитывает не только увеличить американскую военную помощь, но и втянуть Вашингтон в проведение совместной кампании против Тегерана под видом уничтожения иранского «ядерного досье» и разрешить кризис в израильско-турецких отношениях на территории Сирии. Однако, поскольку Трамп имеет обыкновения сочетать популизм с прагматизмом, США пока нацелены на политическое урегулирование отношений с Ираном и Турцией посредством переговоров.
Соединённые Штаты на данном этапе не заинтересованы в «горячей войне» Израиля с Ираном, а тем более с членом НАТО Турцией. Тель-Авив переводит фронт противостояния с Тегераном в плоскость подрывной деятельности органов внешней разведки с целью провоцирования Исламской республики на ответный удар для срыва переговоров с США. В турецком же случае Израиль не признаёт режим аш-Шараа, продолжает тактику точечных военных ударов по военным объектам Сирии якобы в целях безопасности своей территории от непредсказуемых действий суннитских экстремистов, а также пытается представить свои агрессивные действия в САР соображениями защиты местных нацменьшинств (в частности, друзов) от тирании протурецкого режима.
Между тем, Тель-Авив добился от президента США Д. Трампа публичной поддержки идеи массового переселения (фактически депортации двухмиллионного коренного населения) арабов из сектора Газы с последующим превращением данной территории в некий центр мирового туризма под протекторатом США и восстановления «процветающего рая» на земле Израиля с участием американского бизнеса.
В достигнутом перемирии с ХАМАС и прекращением огня Израиль оставил за собой право возобновить военные действия в секторе Газа, если противоположная сторона не освободит всех израильских заложников, а ХАМАС не прекратит провокации. Фактически у Тель-Авива остаются формальные поводы возобновить военные действия в секторе Газа.
Издание «Голос Турции» со ссылкой на израильские СМИ сообщает, что правительство Нетаньяху одобрило план по расширению операции и полную оккупацию сектора Газы. При этом министр финансов Израиля Бецалель Смотрич заявил о необходимости оккупировать сектор Газа, изгнав всё население эксклава.
Таким образом, Израиль готовится к расширению наступления в секторе Газа. Правительство одобрило соответствующую наземную операцию ЦАХАЛ, которая может начаться после завершения ближневосточного турне президента США Трампа в конце мая.
В связи с этим в Израиле в последнее время увеличились требования общественности вернуть заложников из сектора Газы, а армия пополняется десятками тысяч резервистов. В случае проведения наступательной наземной операции Израиль под видом обеспечения безопасности попытается вытеснить гражданское население из сектора Газа на границу с Египтом, закрыть доступ гуманитарной помощи в эксклав, осуществить массированные удары по инфраструктуре и командным пунктам боевиков и добить остатки ХАМАС.
Неслучайно, спустя 12 лет Турция и Египет возобновили партнёрство и стали проводить совместные военные учения (например, по линии ВВС в Пакистане в октябре 2024 г. и подразделений спецназа в Анкаре в мае 2025 г.). Турция попытается не допустить перехода израильско-египетской границы арабских беженцев и предотвратить сам факт депортации мирного населения.
Каким окажется международная реакция на израильскую политику массовой депортации арабов?
Идея израильских радикалов по организации этнической депортации коренного населения из сектора Газы не нашла широкой поддержки в международном сообществе. Ярыми противниками подобной перспективы решения палестинского вопроса в секторе Газа выступают Иран, Турция, страны Арабского Востока и другие представители исламского мира. Массовая этническая депортация в ХХI в. не нашла понимания и поддержки не только в исламском мире, но и у многих христианских стран (в частности, в России, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и т.д.) и международных организаций (включая ООН). Покойный Папа Римский Франциск также был противником депортации арабов из сектора Газы, что вызвало в Израиле критическую реакцию.
Между тем, нельзя сказать, что мировое сообщество демонстрирует решительность на пути недопущения изгнания автохтонного населения из сектора Газы. Например, Египет опасается противиться плану президента США Трампа по депортации арабов. Аналогичной позиции придерживаются Бахрейн, Иордания и Катар.
Правда, ни одно из названых государств Арабского Востока реально не желает принимать в массовом порядке палестинских беженцев исходя из экономических и внутриполитических соображений. В частности, эта вынужденная миграция тяжело скажется на социально-экономическом обременении местных бюджетов, а появление критической массы способно подорвать доверие к самой власти. В то же время есть понимание, что исход арабов из сектора Газы приведёт к окончательной израильской оккупации данной части Палестины.
Азербайджан, будучи стратегическим партнёром Израиля и заинтересованным в продолжении израильских военных поставок, вряд ли станет «бунтовать» против политики депортации единоверцев арабов из сектора Газы и ограничится декларативным заявлением с призывом соблюдать нормы международного права. Баку, скорее всего, заинтересован получить от Тель-Авива и Вашингтона разрешения на участие в бизнес-проекте восстановления разрушенного сектора Газы в послевоенный период.
Великобритания не станет повторять почерк Франции по осуждению Израиля за депортацию арабов, и вместе с США будет купировать антиизраильские совещания и резолюции на площадках международных организаций (прежде всего, ООН).
Вряд ли можно представить, что вообще какая-либо страна начнёт боевые действия против Израиля за операцию в секторе Газа с последующим перемещением местных палестинцев. Иран сегодня не в состоянии в одиночку одолеть Израиль, пользующийся безоговорочной поддержкой США. Турция отличается больше всего «голосовыми угрозами» в адрес Израиля и предупреждениями своих истребителей, но не перейдёт «красные линии» из-за США.
Всё это даёт Израилю основание полагать, что дальше публичных отрицаний, заявлений, протестов и резолюций международное сообщество ничего не предпримет против еврейского государства. Соответственно, ликвидация ХАМАС в секторе Газа с силовым выдавливанием гражданского населения может стать свершившимся фактом.
Александр Сваранц – доктор политических наук, профессор, эксперт по странам Ближнего Востока