Президент США Дональд Трамп подтвердил, что США продолжат наносить ракетные удары по Йемену до тех пор, пока хуситы не прекратят нападения на Израиль и корабли в Красном море.
Однако многие наблюдатели сомневаются в эффективности этой кампании. Хотя удары, нанесённые администрацией Трампа, были менее сдержанными, чем бомбардировки, проведённые в свое время Байденом, они не смогли уничтожить лидеров хуситов или подорвать их возможности по производству ракет. Тем временем хуситы продолжают наносить удары по Израилю и связанным с ним судам, наглядно подтверждая ограниченную эффективность операции США по достижению заявленной цели.
Риски эскалации и гуманитарные последствия
Многие наблюдатели считают, что США должны активизировать свою операцию, нанося удары по жизненно важной инфраструктуре, связанной с военным потенциалом хуситов. Недавняя варварская бомбардировка порта Рас-Иса, в результате которой погибло более 80 мирных жителей, включая спасателей, может ознаменовать начало нового этапа. Но эксперты сомневаются, что США смогут продолжать такую операцию, которая подверглась критике со стороны обеих партий за отсутствие стратегических результатов и за материальные затраты, которые, по оценкам, составили 1 миллиард долларов только за две недели. Некоторые законодатели-демократы и республиканцы также заявили, что операция в Йемене нарушает Закон о военных полномочиях, который запрещает длительное развёртывание вооружённых сил США за рубежом без разрешения Конгресса.
Представители Пентагона также выразили обеспокоенность по поводу активного использования Центральным командованием Вооружённых сил США (CENTCOM) в Йемене крылатых ракет большой дальности «Томагавк» и предупреждений о том, что это может привести к дальнейшему истощению запасов США в случае будущей военной конфронтации с Китаем.
Хуситы, со своей стороны, имеют десятилетний опыт противостояния массированным и продолжительным бомбардировкам, будь то со стороны возглавляемой Саудовской Аравией коалиции с 2015 года или непосредственно со стороны США при Байдене. Ни одна из сторон не достигла своих основных стратегических целей. Кроме того, продолжительные удары могут оказать политическое давление на США из-за жертв среди гражданского населения на фоне ухудшения гуманитарной ситуации в Йемене. С начала месяца назад в результате ударов администрации Трампа по Йемену погибло по меньшей мере 160 мирных жителей, в том числе много детей.
Неудачи США и попытки выхода из кризисной ситуации
Неудачная военная кампания в сочетании с давлением на Вашингтон с целью быстрого достижения результатов указывают на другую возможность — обратиться к йеменской армии. Теоретически местные сухопутные войска могли бы противостоять хуситам на нескольких фронтах, особенно в прибрежных провинциях, где целью было бы уничтожение военного потенциала хуситов в этом направлении и обеспечение безопасности судоходства в Красном море, в том числе судов, идущих с важным грузом для агрессивного Израиля.
Ранее в этом месяце начальник штаба йеменской армии встретился с командующим Центральным командованием Вооружённых сил США, чтобы обсудить совместные военные задачи и усилия по противодействию хуситам. Телеканал CNN со ссылкой на региональные дипломатические источники сообщил, что на юге страны готовится наземная операция против хуситов. Скоординированная атака будет поддержана военно-морскими силами Саудовской Аравии и США и направлена на вытеснение хуситов из важного порта Ходейда. По данным йеменских источников, для этой цели отмобилизовано до 80 000 военнослужащих.
До сих пор не было официального подтверждения того, что наступление йеменской армии при поддержке США находится в разработке. На самом деле этот вариант сопряжён с рядом практических проблем, не последней из которых являются структурные проблемы, связанные с военным аппаратом международно признанного правительства Йемена.
Безусловно, с 2015 года официальная йеменская армия получила значительную военную поддержку в плане обучения и оснащения. Для усиления армии также были сформированы местные ополчения. Тем не менее, она остаётся слабой и неэффективной из-за устаревшего вооружения, доставшегося в наследство от довоенных запасов, ограниченных возможностей противовоздушной обороны, нехватки боеприпасов, а также недостаточной подготовки и технического обслуживания. К другим проблемам относятся различия в оплате труда между солдатами из разных группировок и распространение «солдат-призраков» — имён, добавленных в платёжные ведомости для хищения средств.
Йеменская армия внутренне раздроблена. Она состоит не из отдельных призывников, а из политических и племенных группировок, которые иногда придерживаются противоречащих друг другу региональных, идеологических, политических и даже внешних взглядов. Это основная причина плохого взаимодействия и координации, а также отсутствия единого командования. Несколько лет назад был создан объединённый комитет по вопросам безопасности и обороны для реорганизации и объединения вооружённых сил под централизованным командованием. Однако основные группировки, в первую очередь Южный переходный совет (ЮПС), сопротивлялись таким попыткам, предпочитая сохранять свою автономию.
Ситуация осложняется тем, что в Президентском совете лидеров есть разногласия и соперничество между фракциями, в ССА по-прежнему сильны сепаратистские настроения, а страна экономически ослаблена после многих лет гражданской войны. Эти проблемы не только затруднят военную операцию против хуситов, но и могут сорвать мирный процесс, поддерживаемый ООН. Даже если не принимать во внимание эти опасения, для преодоления структурных проблем потребуется масштабная военная и финансовая поддержка со стороны региональных и международных сил, длительный период обучения и обеспечения, а также меры по устранению пробелов в режиме санкций.
Роль Ирана в урегулировании йеменского кризиса
Считается, что на переговорах между США и Ираном по ядерной проблеме затрагиваются вопросы о роли Ирана на Ближнем Востоке. В этом контексте Вашингтон, вероятно, будет оказывать давление на Тегеран, чтобы убедить хуситов прекратить нападения на Израиль и связанные с Израилем суда в Красном море. Этот подход зависит от степени влияния Ирана на хуситов, с одной стороны, и от прогресса в решении других вопросов, таких как ядерная программа, ракетные мощности и санкции, с другой стороны.
В данном случае обе стороны выиграют от соглашения. Иран хочет избежать войны, которая может стоить ему значительной части оставшейся у него силы и влияния — особенно после того, как он потерял большинство своих военных союзников в регионе, — и, возможно, привести к свержению режима. США хотят избежать дальнейшего истощения своих военных ресурсов на Ближнем Востоке, предпочитая вместо этого приберечь их для длительного конфликта с Китаем, который остаётся главным приоритетом для нынешней администрации. Тем не менее, трудно оценить перспективы успешного урегулирования проблемы хуситов путём переговоров, учитывая, что она связана со многими другими важными вопросами.
У каждого из трёх рассмотренных вариантов есть существенные недостатки. Но ни один из них нельзя исключать. Провал одного из них может привести к другому, или можно будет использовать два варианта одновременно. В долгосрочной перспективе нападения хуситов, вероятно, прекратятся. Вопрос в том, как и на каких условиях это произойдёт и как это повлияет на йеменский кризис в целом. Если хуситы будут вынуждены остановиться в результате наземного наступления, это укрепит законное правительство и либо вынудит хуситов начать мирный процесс, либо свергнет их в Сане, восстановив законное правительство. И наоборот, если хуситы будут вынуждены подчиниться в результате соглашения с Ираном, это укрепит контроль хуситов над северным Йеменом.
Исход зависит от того, удастся ли США сломить хуситов или вынудить их к миру на американо-израильских условиях.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, эксперт по странам Ближнего Востока