EN|FR|RU
Социальные сети:

Сирия: курдский взгляд

Ванесса Севидова, 16 февраля 2025

С момента начала конфликта в Сирии в 2011 году его стороны разделились на множество внутренних и внешних участников. Курды и Автономная администрация Северной и Восточной Сирии (ААСВС) играли важную роль на протяжении всего конфликта. После государственного переворота Сирию ожидают большие перемены, а проблемы, связанные с курдами, сохраняются.

Курдский взгляд по Сирии

Северо-восточная Сирия, где проживает большинство курдов страны, получила фактическую автономию вскоре после начала конфликта в Сирии. За годы конфликта курдам удалось создать квазигосударство с конституцией, государственными институтами и армией (Сирийские демократические силы, СДС). К 2024 году курдская администрация контролировала примерно 25% всей территории Сирии, имея под своим контролем важные города включая эль-Хасаке, Ракку, Камышлы. Также важно отметить, что около половины границы с Ираком и значительная часть границы с Турцией, а также подавляющее большинство нефтяных месторождений Сирии, перешли под контроль курдов.
Будущее Сирии должно быть светским и децентрализованным

Позиция курдов

  • До государственного переворота

В ААСВС считали, что политическое, а не военное решение, в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН, является единственным путем вперед и что это политическое решение должно основываться на демократии, общественном плюрализме, равенстве полов и децентрализованных конституционных институтах. В ААСВС рассматривали конфликт как структурный и считали невозможным управление Сирией как национальным государством, навязанном центральным правительством, учитывая этнические, языковые и религиозные различия внутри Сирии. Предложенная администрацией дорожная карта политического перехода состояла из двух частей: Основные первые предварительные шаги:

  • Борьба с терроризмом и его источниками;
  • Всеобъемлющее прекращение огня под международным наблюдением;
  • Участие во всеобъемлющем внутрисирийском политическом диалоге;
  • Полное освобождение всех задержанных и похищенных лиц всеми сторонами;
  • Изгнание всех иностранных боевиков из Сирии (это должно быть основано на резолюции ООН);
  • Прекращение турецкой оккупации Сирии и поддержка всех групп, сопротивляющихся турецкой оккупации (за исключением ДАИШ*, «Ан-Нусры»*и связанных с ними террористических группировок);
  • Снятие всех экономических санкций;
  • Создание условий для возвращения перемещенных лиц и беженцев в сотрудничестве с учреждениями ООН;
  • Конституционное признание прав курдов и сирийцев;
  • Признание ААСВС и включение их в состав нового децентрализованного сирийского государства.

Вторые основные шаги:

  • Формирование переходного правительства по согласованию с учредительным собранием, в котором представлены все слои сирийского общества
  • Формирование комитета по разработке новой конституции, которая должна быть принята на референдуме
  • Интеграция боевиков в реорганизованную Сирийскую арабскую армию

В ААСВС не поддерживали никаких отношений с сирийской оппозицией (в основном, с «ХТШ»*, Национальной коалицией, Сирийским национальным советом), напротив, они противостояли друг другу. Ни одна из сторон сирийского конфликта не поддержала идею курдской автономии по разным причинам. Кроме того, ААСВС является светской структурой, чего нельзя сказать о «ХТШ»*.

(2) После государственного переворота

Недавний государственный переворот в декабре, в результате которого «ХТШ»* и ее лидер Ахмед аш-Шараа сместили Башара Асада с поста президента Сирии и с ним и правящую партию «Баас», автоматически удовлетворил некоторые из требований курдов, выдвигавшихся до переворота, например освобождение задержанных и похищенных лиц. Согласно официальным заявлениям и обещаниям аш-Шараа, ещё будет выполнен ряд других требований курдов: инклюзивный внутрисирийский политический диалог, создание условий для возвращения перемещенных лиц и беженцев, конституционный референдум и т.д.

Однако главным вопросом является признание курдов де-юре и де-факто. Идея курдской автономии не нова (систематические, организованные попытки добиться автономии предпринимаются с 1930-х годов) и, безусловно, не исчезнет, особенно учитывая относительную автономию, предоставляемую ААСВС в течение ряда лет. 3 февраля Мазлум Абди, главнокомандующий Сирийскими демократическими силами (СДС), вновь заявил, что «будущее Сирии должно быть светским и децентрализованным». Он также подчеркнул, что курды стремятся не к независимости, а скорее к автономии, отметив, что «Сирия – это не Ирак, и Ирак – это не Сирия, и северо-восточная Сирия – это не (Иракский) Курдистан». В СДС видят будущее Сирии как децентрализованное, скорее всего, как федерацию – этой позиции в ААСВС придерживались с самого начала конфликта. Если вкратце, суть требований курдов осталась прежней.

Реакция курдов на приход к власти «ХТШ»*

В Курдских СМИ довольно скептически отнеслись к смене сирийского руководства. При Асаде курды в течение многих лет находились в открытом конфликте с официальным Дамаском из-за различных взглядов по поводу курдской автономии, поэтому они с легкостью попрощались со свергнутым президентом. Однако курды также имеют опасения насчет нового руководства «ХТШ»*.

Сирийское издание North Press Agency (NPA), освещающее курдские дела с прокурдским уклоном, опубликовало множество статей, отражающих отношение курдов после падения режима Асада. Например, в одной статье от 2 февраля подробно описывается критика со стороны ААСВС по поводу включения в новую сирийскую администрацию ряда признанных террористов (включая, например, Хатема Абу Шакру, ответственного за убийство генерального секретаря курдской партии «Будущая Сирия» Хеврин Халаф). Согласно заявлению ААСВС, такие важные решения, как назначение аш-Шараа временным главой государства, приостановление действия конституции и роспуск Народного совета, «должны были приниматься коллективно при участии всех компонентов, сект и групп в сирийском обществе, со справедливым представительством женщин и молодежи». В ААСВС считают нынешнее развитие событий нелегитимным, поскольку оно не отражает многообразие Сирии, и еще раз подчеркивают свою неизменную позицию: единственным приемлемым путем вперед является всеобъемлющий национальный диалог, в котором примут участие все сирийцы.

В другой статье от 3 февраля рассказывается о взрыве автомобиля в Манбидже, в результате которого погиб 21 человек, большинство из которых были женщинами. В ней цитируется Мазлум Абди, который осудил это нападение и возложил ответственность за него на силы, поддерживаемые Турцией. Это нападение, по данным NPA, стало одним из самых смертоносных за последние месяцы и усилило напряженность в регионе (следует напомнить, что курдский северо-восток уже много лет является военной целью Турции и поддерживаемых Турцией группировок). Другим недавним резонансным нападением стала турецкая бомбардировка главной водопроводной станции в Кобани, в результате которой было прервано снабжение питьевой водой для примерно 200 000 человек в городе и прилегающей сельской местности. В ААСВС осудили это как военное преступление.

Эти инциденты подтверждают сомнения, высказанные Абди в декабре, когда он заявил об открытости СДС к прекращению огня в регионе, но усомнился, что Турция и поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия будут соблюдать его.

Мазлум Абди подтвердил, что недавно встречался с Ахмедом аль-Шараа в Дамаске и что переговоры между SDF и официальным Дамаском продолжаются при посредничестве возглавляемой США коалиции по разгрому ДАИШ* (в которую входят, в частности, США, Великобритания, Франция). Он подчеркнул, что присутствие США в Сирии абсолютно необходимо сохранить для продолжения борьбы с терроризмом, поскольку ИГИЛ* извлекло выгоду из свержения Асада, захватив несколько военных постов и накопив запасы оружия. Здесь следует упомянуть, что курды, включая SDF, в значительной степени полагались на западную, в первую очередь американскую поддержку на протяжении многих лет конфликта, что является еще одной причиной их сильного стремления к продолжению присутствия США.

Поддержка США также имеет первостепенное значение в противодействии турецкой угрозе. Согласно курдскому изданию Medya News, Фархад Шами, глава пресс-центра СДС, заявил, что Турция срывает мирные усилия между СДС и Дамаском. Шами утверждает, что Анкара заблокировала почти окончательное соглашение по районам Алеппо, где проживает большинство курдов, одновременно используя подконтрольных ей ополченцев для разжигания хаоса. Он также связал действия Турции с более широкими геополитическими региональными амбициями страны, заявив, что Турция пытается «превратить Сирию в фронт против арабских стран, особенно монархий Персидского залива».

Две самые большие проблемы для сирийских курдов

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что две самые большие проблемы, стоящие перед сирийскими курдами, — это возможный вывод американских войск из Сирии и региональные геополитические амбиции Турции (и обе эти проблемы напрямую связаны друг с другом). Последняя проблема была подробно освещена Александром Сваранцем, поэтому перенаправлю читателя к его статьям, а также к недавним переговорам между Сирией и Турцией.

Что касается возможного вывода войск США из Сирии, то этот вопрос по-прежнему окружен множеством спекуляций и неопределенности, поскольку новая администрация США не дала четкого ответа на этот вопрос, равно как и не произошло каких-либо существенных изменений на местах. Например, СДС и Коалиция все еще проводят совместное патрулирование и военные учения.

Подход администрации Байдена к сирийским курдам был вполне понятен: северо-восток Сирии — это «элитная недвижимость», богатая сельскохозяйственным потенциалом и нефтью, имеет стратегическое расположение (кстати, этот регион усеян американскими базами). По этой причине поддержка курдов обеспечила США значительное влияние в регионе. Еще одна официальная причина, которую в США назвали для оправдания своего присутствия в Сирии, заключается в том, чтобы предотвратить вакуум власти и последующее возрождение Исламского государства*. Однако сложно поверить в то, что это главное для американцев в Сирии… США всегда признавали обеспокоенность Турции по вопросам безопасности в регионе и учитывали этот фактор в своих действиях в Сирии. Администрации Байдена, однако, больше нет.

По данным турецкого агентства Anadolu, в израильских СМИ писали, что Дональд Трамп выведет войска из Сирии, ссылаясь на высокопоставленных чиновников Белого дома. Это, в свою очередь, вызвало бы серьезные опасения по поводу безопасности Израиля, который продолжает оккупировать часть сирийской территории на юго-западе страны.

Были также заявления из самого Белого дома относительно соображений Трампа по выводу войск. «Он [Трамп], как главнокомандующий вооруженными силами Соединенных Штатов, оставляет за собой право пересмотреть размещение войск за рубежом в любой момент времени», заявила пресс-секретарь Белого дома Каролина Ливитт. Сам Трамп заявил, что он «примет решение» по американским войскам в Сирии. «Мы не участвуем в Сирии», — сказал он, — «Сирия – это отдельный беспорядок. У них там и так достаточно беспорядков. Им не нужно, чтобы мы вмешивались».

Уход США из Сирии вызвал бы тревогу у курдов, оставив их без основного источника военной поддержки. Турция не скрывает, что рассматривает курдский вопрос как одну из самых серьезных проблем своей национальной и внешней политики. Курдский вопрос долгое время занимал центральное место во внешней политике Турции: Рабочая партия Курдистана (РПК) ведет повстанческую деятельность против турецкого правительства с начала восьмидесятых годов. Отряды народной самообороны (YPG), сирийское крыло РПК, также рассматриваются Турцией как террористическая угроза, и в Сирии были проведены многочисленные турецкие контртеррористические операции именно против этой организации.

Однако, если вспомнить первое президентство Трампа, он заявил, что американские войска будут выведены из Сирии. Однако этого не произошло; план Трампа был заблокирован блоком национальной безопасности и разведки в правительстве США. Во время своего второго президентства Трамп уже демонстрировал более агрессивную политику по отношению к так называемому «глубинному государству» (все последние дни активно обсуждают разоблачение USAID). Возможно, в этот раз действительно будет соглашения, в соответствии с которым США полностью или частично покинут северо-восточную Сирию.

* Организации, запрещенные в Российской Федерации

 

Ванесса Севидова, магистрант-востоковед в МГИМО МИД России и исследователь проблем Африки и Ближнего Востока

На эту тему
Турция и РПК: война или мир?
Ближний Восток: ожидание дальнейших обострений и конфликтов
Дебаасификация Сирии: взгляд в прошлое
Перспективы российско-сирийских отношений
Сирия: национальный диалог откладывается