Курдский вопрос по-прежнему остаётся в центре внимания турецкой экспансии в Сирии. Анкара в Рожаве сталкивается с интересами США и Израиля.
На этом пути Турция, вступив в провокационное сотрудничество с США, фактически провалила российскую инициативу восстановления отношений с режимом Асада, выдвинув неприемлемые для Дамаска условия. В частности, отказалась от вывода своих войск из оккупированных провинций САР. Сделав ставку на силовую операцию сирийской оппозиции по свержению режима Асада, что соответствовало интересам США и Израиля, Турция нашла аргументы убедить Россию, а за нею и Иран, не вступать в военный конфликт с повстанцами и прекратить поддержку Асаду. Фактически астанинский мирный процесс переговоров с участием России, Турции и Ирана вступил в кризис.
В этой связи глава МИД Турции Хакан Фидан в интервью французскому ТВ отметил: «Господин Путин обладает властью достаточно времени, чтобы превратиться из технического администратора в хорошего стратегического мыслителя. Думаю, он знает, что важно, а что менее важно, во что стоит вкладываться, что стоит продолжать, а что — нет. Полагаю, в этом случае он сделал подсчеты и решил, что не будет продолжать».
Президент В.В. Путин, конечно, мыслит стратегически. Невмешательство российских военных баз в Сирии против выступления ХТШ* на Дамаск при полной деморализации армии Асада, очевидно, было оправданным для России шагом. Однако Фидан вряд ли мыслит стратегически, если Турция в надежде на союз с США надеется взять ситуацию в расколотой Сирии под контроль и окончательно с пользой для себя решить проблему (например, тех же курдов).
Турецкие ожидания со ставкой на аль-Джолани
В декабре Дамаск для проведения переговоров с новой властью повстанцев оперативно друг за другом посетили глава МИТ и МИД Турции Ибрагим Калын и Хакан Фидан. Турецкая сторона активно поддерживая лидера ХТШ* аль-Джулани, считает, что Запад должен снять санкции против Сирии для налаживания экономической жизни и возврата беженцев, необходимо восстановить территориальную целостность САР.
Ключевой задачей Анкары в Сирии остаётся вопрос зачистки северных территорий страны от курдских Отрядов народной самообороны (YPG) и РПК.
Турция желает разграничить с США сферы влияния в Сирии. В частности, Анкара обеспокоена единоличным контролем американцами крупных месторождений нефти и газа в провинциях САР со ставкой на курдскую политическую структуру Сирийские демократические силы (СДС).
Наконец, Анкара публично выступает за вывод израильской армии с юго-запада Сирии и восстановления условий соглашения 1974 г. по Голанским высотам
По итогам визита в Дамаск 22 декабря Х. Фидан подчеркнул, что Анкара будет добиваться от ООН отмены решения о признании ХТШ* террористический организацией, поскольку на протяжении 10 дет Запад и Турция не выявили признаков терроризма в их деятельности.
Остаётся гадать, на каком же основании ООН приняла подобное решение? И чем же тогда руководствовалась Россия, признав ХТШ* террористический структурой?
Турция много лет выступала за отставку Асада и приведение к власти в Дамаске инклюзивного правительства с участием здоровых сил сирийской оппозиции. Сможет ли ХТШ* предложить подобное правительство?
Пока же в Сирии не состоялись прозрачные общенародные выборы новой власти, международное сообщество, признав власть повстанцев, фактически создаёт мировой прецедент и правовой беспредел. Получается, что в любом другом уголке мира вооруженная оппозиция, свергнув легитимную власть, может быть признана международным правом?
При этом тот же Запад в лице лидера ЕС Урсулы фон дер Ляйен своё отношение к лидеру ХТШ * и теме снятия санкций с Сирии, а также вопрос о выделении Турции многомиллиардной финансовой помощи, спекулятивно увязывает с темой запрета российских военных баз в САР, требуя от Анкары решить этот вопрос с новой властью в Дамаске.
В декабре лидер ХТШ* аль-Джулани дал интервью британской BBC. Его ответы показывают, что он достаточно политически подготовлен. Джулани считает важным вывод израильских войск с территории Сирии, но каким образом — остаётся вопросом. Он признаёт военную усталость и слабость нынешней Сирии, которая неспособна военным путём восстановить свои прежние границы. В качестве аргументов глава ХТШ* называет уважение интересов Израиля, ликвидацию влияния Ирана и «Хезболлы» в Сирии, а также отказ новых властей Дамаска от военного союза с Тегераном.
Из этого мнения следует, что аль-Джулани видит только проблему территориальной оккупации лишь со стороны Израиля на юге Сирии, но не Турции на северо-западе и США на северо-востоке САР. Он не поддерживает сопротивление палестинцев в секторе Газа, выступает против Ирана и «Хезболлы» в свете религиозных противоречий между суннитами и шиитами.
Относительно судьбы российских военных баз в Сирии аль-Джулани ответил уклончиво: с одной стороны, он полагает, что долгая история дружественных отношений между Сирией и СССР/Россией не может прерваться в одночасье (возникает вопрос — а через какое время), с другой же — новые власти Дамаска ведут переговоры с Россией о стратегии последующих отношений и судьбе пребывания российских баз в Тартусе и Хмеймиме. Из этого следует, что отношения новых властей Сирии с Россией зависят от позиции не Дамаска, а его патрона — Анкары.
Отношение Москвы к курдскому сепаратизму
Москва в лице министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова вновь подчеркнула, что разделяет озабоченность Анкары курдским сепаратизмом. Однако Лавров этим ответом вовсе не сказал, что РФ поддерживает силовую операцию Турции и новых властей Сирии против сирийских курдов. Одновременно Россия отвергает спекулятивную позицию США по использованию курдского вопроса для очередной эскалации в регионе и решения своих экономических задач.
Может ли Турция предложить России при условии в обмен на частичный контроль местных месторождений нефти и газа? Анкара, конечно, может предложить России сделку, предусматривающую сохранению её военных баз в Сирии при условии российской военной поддержки ликвидации курдских сил на севере САР. Но вряд ли Москва даст на это своё согласие. Свою политическую позицию против курдских манипуляций США она уже высказала.
Какие варианты решения курдского вопроса в Сирии остаются у Анкары? Турция придерживается жесткой дипломатии в адрес Сирийского Курдистана. Анкара не исключает военный метод решения вопроса. Речь может идти об очередной военной операции по оккупации северо-западных провинций Сирии с тотальной ликвидацией очагов и опорных баз курдского сопротивления под формулой борьбы с международным терроризмом. Возможно, турки используют опыт израильтян против «Хезболлы» на юге Ливана, то есть комплексное применение боевой авиации (включая БПЛА), артиллерии, бронетехники и спецназа.
Однако подобное масштабное вторжение турецкой армии в Сирию скорее вызовет негативную реакцию со стороны части международного сообщества (прежде всего, США, Израиля и Ирана). И если США и Израиль будут действовать в коалиции против Турции с вовлечением и остальных стран НАТО, то Иран предпримет антитурецкие действия с учетом очевидной антииранской позиции Анкары в ситуации свержения режима Асада.
Турция не исключает и вариант совместной с ХТШ* операции против курдов в Сирии. В этом случае под удар вышеназванных внешних сил попадут как Турция, так и ХТШ* (причём с обвинением в их террористический сущности).
Третий вариант сводится к тому, что Турция создаёт 300-тысячную сирийскую армию под контролем аль-Джулани и руками Дамаска проводит антикурдскую операцию. Однако создать 300-тысячную армию дело не одного часа, да и внешние контролёры могут иметь иные взгляды.
При всех случаях Турции с курдской проблемой придётся столкнуться с группой серьёзных вызовов, решение которых одними силовыми методами окажутся скорее малоэффективными. Не учитывать же мнение и интересы России на Ближнем Востоке для Турции чреваты безвозвратными потерями. Эрдогану будет крайне сложно преодолевать американо-израильскую позицию, не имея за собой поддержку Москвы.
Так что «сирийский поход» турок создал для самой Турции очередные противоречия. США в данном случае вряд ли являются стабилизирующим фактором.
* запрещённые в России организации
Александр Сваранц — доктор политических наук, профессор