Трамп — президент США, и в первую очередь он будет заботиться об интересах своей страны, даже в ущерб арабским странам Персидского залива.
Во время первого срока правления Трампа (2017-2021г.г.) Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), коллективно и на двусторонней основе через свои государства-члены, поддерживал тесные и взаимовыгодные отношения с США. Как известно, тогда Трамп нарушил традицию, выбрав Саудовскую Аравию для своей первой поездки за границу и встречи с лидерами стран Персидского залива, арабскими и мусульманскими лидерами в Эр-Рияде в мае 2017 года. Хотя временами между двумя сторонами возникали разногласия, особенно по израильско-палестинскому конфликту, их стратегическое партнерство продолжалось в последние дни пребывания Трампа у власти. Скорее всего, этот дух сотрудничества сохранится и укрепится в течение следующих четырёх лет.
Ожидания ССАГПЗ
Что же страны Персидского залива хотят от второго президентского срока Трампа? Девиз вновь избранного президента «положить конец всем войнам» привлекателен, как и его стремление уделять приоритетное внимание экономическим целям. Мир разделяет заинтересованность в борьбе с нелегальной миграцией и хищнической торговой практикой, хотя можно расходиться во мнениях о средствах. Страны Персидского залива также хотели бы объединить усилия в борьбе с ненавистью и нетерпимостью, в последнее время широко распространившиеся во многих уголках земного шара.
На политическом и стратегическом уровнях ССАГПЗ хочет положить конец бушующим конфликтам и вернуться к дипломатии и мирному разрешению споров, как того требует Устав ООН. Нет никаких сомнений в том, что международная система разрушена из-за острых разногласий между постоянными членами Совета Безопасности ООН, западные члены которого делают организацию неспособной играть свою ключевую роль в поддержании мира и безопасности во всем мире, что очевидно из неспособности этой влиятельной международной организации остановить кровопролитные войны Израиля в Газе и Ливане.
Что касается Газы и лежащего в её основе израильско-палестинского конфликта, ССАГПЗ хотел бы более тесно сотрудничать с США над прекращением конфликта. Международное сообщество четко высказалось о параметрах решения, основанного на Уставе ООН и резолюциях. Есть лишь горстка западных стран, которые все еще потворствуют геноцидальной войне Израиля в Газе и его максималистскому подходу к лежащему в основе конфликта.
Недавно «Глобальный альянс за реализацию решения о создании двух государств», членом которого, кстати, являются США, вместе с примерно 90 другими странами сформулировал глобальный консенсус по этим вопросам. Он включает в себя немедленное и постоянное прекращение огня в Газе, воссоединение с Западным берегом под управлением Палестинской администрации и необратимый путь к независимому и жизнеспособному палестинскому государству в границах 1967 года. Внеочередной саммит, состоявшийся в Эр-Рияде, выразил единое мнение арабского и исламского мира по поводу конфликта и призвал к ответственности за невыразимые зверства, совершённые Израилем как в Газе, так и на Западном берегу. Таким образом, в регионе необходима деэскалация, чтобы подготовиться к поиску долгосрочных решений в Газе, на Западном берегу, в Ливане и других местах. Дипломатия также должна стать отправной точкой в отношениях с Ираном и его региональной сетью сторонников и союзников.
Экономика и культура в планах ССАГПЗ
На экономическом уровне страны Персидского залива разделяют заинтересованность Трампа – правда пока только на словах- в борьбе с хищническими экономическими практиками, но считают, что для этого необходимо исправить глобальную торговую систему, которая противопоставляет промышленно развитые страны развивающимся. Из-за того, что эта система возглавляемая США не работает должным образом, крупные торговые страны отказались от сотрудничества и вовлечены во взаиморазрушительный цикл действий и ответных мер. Первая администрация Трампа ввела ряд протекционистских тарифов, в том числе на экспорт стран Персидского залива в США. Судя по предвыборной риторике Трампа, его новая администрация может ввести дополнительные карательные пошлины против Китая, что может спровоцировать новый виток ответных мер. Лучший способ урегулировать торговые споры — обратиться во Всемирную торговую организацию и удвоить усилия по восстановлению её активности и укреплению механизма разрешения споров.
Наконец, ССАГПЗ, как впрочем и весь мир, хочет, чтобы новый Белый дом возглавил процесс культурного примирения и взаимопонимания. Культурное отчуждение привело к росту числа высказываний на почве ненависти и преступлений во многих частях света. Некоторые пагубные последствия этой нетерпимости проявляются в растущей расистской риторике, исламофобии и антисемитизме. Администрация Трампа могла бы найти готовых к сотрудничеству партнёров в странах Персидского залива, в арабском и исламском мире, чтобы вместе работать над смягчением риторики культурной войны и укреплением культурной и религиозной терпимости.
Основа для сотрудничества
К счастью, существует обширная основа для сотрудничества в рамках стратегического партнёрства между странами Персидского залива и США, которая включает взаимодействие на уровне глав государств, а также на министерском и техническом уровнях. Существует более 10 рабочих групп, охватывающих многие аспекты этого партнёрства, включая политические и оборонные вопросы, киберугрозы, безопасность на море, противовоздушную оборону и борьбу с терроризмом. Есть также рабочие группы, посвящённые конкретным вопросам, таким как взаимодействию с Ираном и Йеменем.
Страны Персидского залива и США являются активными членами возглавляемых США Объединённых морских сил — коалиции из 46 стран, которая действует из Бахрейна в составе пяти оперативных групп, охватывающих Персидский залив, Красное море и прилегающие территории. Правда, пока эти Силы действуют только в интересах США и ССАГПЗ надо пройти долгий путь переговоров, чтобы учитывались и арабские желания.
Долгосрочный торгово-инвестиционный диалог между странами Персидского залива и США и рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве, заключённое в 2012 году, обеспечивают соответствующие каналы для координации торговой политики. Поскольку США и страны Персидского залива являются крупными производителями энергоресурсов, у них есть общие интересы в области как традиционных, так и возобновляемых источников энергии. У них есть настоятельная необходимость координировать действия в отношении обоих видов энергии. Поскольку большинство валют ССАГПЗ пока тесно привязаны к доллару, важно продолжать координацию в области денежно-кредитной политики, поскольку решения, принимаемые Федеральной резервной системой, негативно влияют на экономику стран Персидского залива и оказывают прямое воздействие на денежно-кредитную политику.
Во всяком случае, ССАГПЗ ожидает улучшения отношений с США во всех областях во время второго срока президентства Трампа. Однако, насколько их ожидания увенчаются успехом, покажет время. Ведь не следует забывать, что Трамп- президент США и в первую очередь он будет заботиться об интересах своей страны, даже в ущерб арабским странам Персидского залива. Вместе с тем, и эти страны не стоят на месте в своих внешних отношениях и пытаются их диверсифицировать, о чем говорит членство таких арабских стран, как ОАЭ и Египет в БРИКС. А, как известно, БРИКС проводит свою политику на совершенно иных принципах, чем США.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»