01.03.2024 Автор: Александр Сваранц

Турция ждет финансовых перемен, а пока сменился глава Центробанка

Фатих Карахан

Финансовый кризис в Турции требует жесткой денежно-кредитной политики и жесткого банковского регулятора. Однако американская школа бизнеса пока отличается сменой одного представителя на другого в руководстве Центробанка Турции. Чем же Фатих Карахан будет успешней Хафизы Гайя Эркан?

Финансовая ситуация в Турции переживает сложные времена. Годовая инфляция в 2023 г. фактически достигла 65% (а независимые источники отмечают и 128%), которая, к сожалению, продолжает удерживаться практически на этом же уровне в феврале 2024 г. Соответственно, рост зарплат не успевает за показателями инфляции, растет уровень бедности. Турецкая лира продолжает дешеветь по отношению к мировым валютам, а стоимость 1 доллара США поднялась до отметки 30-31 лир. Центробанк вынужден проводить жесткую кредитно-денежную политику, а это приводит к повышению установок кредитных ставок. В частности, с июня 2023 г. по февраль 2024 г. ставки Центробанка поднялись с отметки 8,5% до 45%. И это еще не вечер.

Получается, что проводимые правительством Турции меры по монетарной экспансии пока не достигли своих целей стабилизации лиры, остановки и снижения темпов инфляции. Фактически до президентских выборов 2023 г. власти Турции проводили так называемую «электоральную экономику», то есть политику накануне выборов, направленную на стимулирование экономики и создание рабочих мест для повышения шансов действующего лидера на очередное переизбрание. Причины же масштабов девальвации турецкой лиры остаются скрытыми, создавая тень неопределенности финансового состояния Турции.

После победы на выборах президент Реджеп Эрдоган вынужден был поменять финансовый блок в правительстве и назначить технократов, то есть специалистов в области финансов и банковского дела, прошедших американскую школу и практику (в частности, министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека и главу Центробанка Хафизу Гайя Эркан). Глава государства предоставил относительную свободу выбора жесткой финансово-экономической модели для стабилизации ситуации.

В условиях же, когда нет крупных внешних инвестиций и льготных кредитов, правительство вынуждено идти на непопулярные меры, связанные с повышением банковских ставок и рост инфляции, следствием которых становится сокращение рабочих мест, снижение покупательной способности зарплат и обнищание масс.

Рост кредитных ставок Центробанка от 8,5 до 45% в течение 7 месяцев хоть и не был единовременным скачком, но, все же, ощутимо сказался на финансовом положении бизнеса и производства. Контролируемые правительством аналитики финансового рынка Турции прогнозировали, что, например, курс американского доллара по отношению к турецкой лире к концу 2023 г. будет в пределах 24-27 лир. Однако данные прогнозы не оправдались по истечению года и составили 30-31 лир за 1 доллар. Настоящий разрыв между ожиданиями правительства и реальностью рынка свидетельствует либо о неопределенности потенциала финансового кризиса, либо же о попытках властей выдать желаемое за действительное, дабы исключить общественное разочарование и волнения (панику) в преддверии местных выборов.

При всех случаях турецкие независимые эксперты высказывали опасения по части отсутствия прозрачности со стороны правительства относительно реального масштаба ущерба, причиненного «электоральной экономикой» г-на Р. Эрдогана.

Эксперт газеты Ekonomi Шереф Огуз полагал, что финансовому блоку правительства был предоставлен общественный кредит на три месяца. «У новых руководителей экономического блока нет ни неортодоксальных фантазий, ни фантастических экономических тезисов. Проблема в том, что, если этот новый персонал время от времени не будет поддерживаться высшим руководством, кредит, открытый рынками, может очень быстро растаять. Кроме того, следует дать больше свободы действий для Шимшека и Эркана. Только таким образом сохранятся надежды на выздоровление во втором полугодии».

В принципе президент Реджеп Эрдоган предоставил немалую поддержку дуэту Мехмет Шимшек – Хафиза Эркан для разработки эффективных стратегий и программ финансового оздоровления турецкой экономики. Фактически волнообразный рост кредитных ставок Центробанка, чего ранее Эрдоган не допускал, и есть тому свидетельство. Хотя справедливости ради следует отметить, что президент сам определяет границы экономической свободы правительства и были случаи, когда из внешнеполитических соображений его вмешательство отменяло командировку, например, министра Шимшека в Нью-Йорк для непосредственного участия в инвестиционной конференции и в Давос на ежегодный внешнеэкономический форум.

Между тем, в начале февраля в Турции произошел кадровый кризис, связанный с отставкой главы Центробанка Хафизы Гайя Эркан по собственной же инициативе и назначение на место банковского регулятора ее заместителя Фатиха Карахана.

В прессе в связи с отставкой Эркан появлялись разные версии. В частности:

– одни отмечали скандал вокруг ее семьи (мол, отец Эркан злоупотреблял служебным положением дочери, пользовался государственными машинами и чуть ли специалист по машиностроению не давал главе Центробанка неизвестные никому советы по финансовой политике государства);

– другие полагали, что президенту Р. Эрдогану якобы не понравились оценки Эркан масштабов кризиса в стране, которые вынудили ее отказаться от дорогой по сравнению с Манхеттеном аренды жилья и остановиться у родителей (однако и без упоминаний г-жи Эркан для турецких граждан очевидны контрасты уровня жизни в США и Турции);

– третьи вовсе увязали отставку с историей отдельной детской комнаты для 1,5 годовалого ребенка Эркан рядом с ее служебным кабинетом (правда, а как быть молодой матери с государственной нагрузкой, если у нее маленький ребенок и требует грудного кормления, неужели при ее назначении на столь ответственную должность сей аспект семейного положения кандидата не был известен, к тому же турки достаточно трепетно относятся к ценностям семьи и ребенка).

Естественно, не наша задача выяснять истинные причины отставки г-жи Эркан с поста главы Центробанка. Они могут скрываться и гендерными особенностями турецкой демократии, а быть может и попытками вмешательства или воздействия министерства финансов США на банковскую политику Турции, чего, конечно, турецкие спецслужбы и президент Эрдоган допустить не могут.

К слову сказать, посетивший в конце ноября 2023 г. Турцию заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Брайан Нельсон обсуждал с турецкими коллегами какие вопросы, если не связанные с финансовым блоком и банковским делом? Речь, в частности, шла о санкциях в отношении российских юридических лиц и действиях палестинского движения ХАМАС. Могла ли глава Центробанка Эркан обойти переговоры с Нельсоном, если предмет недовольства США касался, в том числе, банковских операций Турции с россиянами и палестинцами? А что мы увидели в действиях турецких банков в январе 2024 г. в отношении российских компаний? Турецкие банки приостановили российские платежи, а потом и вовсе отказались от трансакций с российскими юридическими лицами. Это и стало следствием американского давления на Анкару и ее финансовые институты, что не могло вызвать положительной реакции у российской стороны (даже учитывая понимание Кремля столь высокого американского прессинга на г-на Эрдогана).

Другой вопрос – стала ли Эркан жертвой и «козлом отпущения» в обходных маневрах Центробанка по части российских партнеров – этого сказать нельзя.

Назначение нового руководителя Центробанка Фатиха Карахана в принципе внешне ничего не поменяло. Ф. Карахан, как и его предшественник Х. Гайя, после получения образования в Турции (факультет промышленной инженерии и математики Университета Богазичи), перебрался в США и спустя шесть лет защитил магистерскую и докторскую диссертации по экономике в Университете Пенсильвании. Затем работал в Федеральной резервной службе в Нью-Йорке, где с должности экономиста дошел до начальника отдела исследований рынка труда и товаров – советника по денежно-кредитной политике. В Турцию вернулся в 2023 г. и получил назначение в Центробанк.

Очевидно, что внезапный уход главы Центробанка может отрицательно повлиять на турецкие рынки. Министр финансов и казначейства Мехмет Шимшек в связи с отставкой Хафизы Гайя Эркан заявил, что ее уход был по собственному желанию и не связан с принятой финансовой политикой страны, а президент Реджеп Эрдоган доверяет и полностью поддерживает курс Минфина.

Американская финансовая компания Morgan Stanley прогнозирует, что новый глава турецкого Центробанка Фатих Карахан продолжит прежнюю финансовую политику, направленную на борьбу с инфляцией в рамках традиционной жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, и снижений процентных ставок не предвидится.

В то же время JP Morgan допускает рост процентных ставок турецкого ЦБ, связанный с ужесточением политики борьбы с инфляцией.

Спустя пять дней после своего назначения новый руководитель турецкого Центробанка Фатих Карахан заявил, что по итогам 2024 г. инфляция в стране составит 36% (то есть сократится на 45%). В частности, в интервью телеканалу Haber он сказал: «Мы сохраним проводимую нами жесткую денежно-кредитную политику до тех пор, пока не снизится инфляция… Несмотря на сохраняющиеся глобальные риски, ожидается, что инфляция продолжит снижаться и к концу 2024 г. прогнозируется на уровне 36%». При этом Карахан сослался на улучшение баланса текущих платежей и динамику роста внешней торговли за январь. Правда, Национальный институт статистики ранее приводил иные цифры, что по итогам января инфляция составила 64,86% и по сравнению с декабрем выросла на 0,09%.

Станет ли столь утешающий прогноз Ф. Карахана реальностью по итогам текущего года – покажет декабрь (в оставшиеся 10 месяцев ему надо ежемесячно добиваться сокращения инфляции на 4,5%). Однако Турция может стимулировать финансово-экономическую стабилизацию не только жесткой денежно-кредитной политикой, но и гибкой внешней экономикой (например, ускорением реализации российской дорожной карты мега-проекта «газовый хаб», или восстановлением платежей российским компаниям, что стимулирует турецкий реэкспорт). Ну, а пока вместо стабилизации финансов в Турции наблюдается кадровая пересменка в банковском секторе.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: