Сирийская Арабская Республика, как показывают многочисленные факты, медленно, но уверенно выходит из изоляции и входит в лоно международной жизни. Хотя на этом трудном пути еще много препятствий и преград, но законно избранный сирийский президент Башар Асад налаживает связи со своими соседями и, прежде всего, с Турцией, которая ныне играет одну из ключевых ролей на сирийской территории.
Можно напомнить, что после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году турецкое посольство в Дамаске закрылось в марте 2012 года. Несмотря на это, две страны поддерживали определенный контакт даже в худшие моменты навязанного Западом конфликта. Эти контакты, в основном между разведывательными службами, не носили дипломатического характера, но они важны с точки зрения демонстрации того, что переговоры между двумя странами продолжаются, хотя и на более низком уровне.
После того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он открыт для встречи с президентом Сирии Башаром Асадом, дипломаты двух стран начали налаживать контакты при профессиональном и дипломатическом посредничестве России. Эти переговоры быстро принесли результаты, и с встречей министров обороны двух стран в Москве 28 декабря 2022 года был установлен первый за 11 лет официальный контакт на высоком уровне между Анкарой и Дамаском. Хотя ожидалось, что переговоры продолжатся, два события заставили этот процесс замедлиться: настойчивое стремление Ирана быть включенным в переговоры и землетрясения в Кахраманмараше, произошедшие 6 февраля 2023 года, которые глубоко затронули обе страны.
Первоначально в проходящих под эгидой России переговорах по Турции и Сирии Иран не участвовал. Однако настойчивые требования министра иностранных дел Ирана Хосейна Амира Абдоллахиана о включении в переговоры путем проведения челночной дипломатии в Анкаре и Дамаске в конечном итоге были приняты. В результате переговоры Анкары и Дамаска при посредничестве России были преобразованы в Астанинский формат с участием четырех стран: Турции, Сирии, России и Ирана. Этот процесс, в свою очередь, привел к сокращению контактов между Турцией и Сирией.
После того, как Иран был включен в переговоры, 6 февраля 2023 года произошло землетрясение, в результате которого в двух странах погибло более 50 тысяч человек. В результате контакты между двумя странами были приостановлены. Однако, как только раны, нанесенные землетрясением, начали заживать, переговоры возобновились 3-4 апреля в Москве. Встреча, на которой присутствовали заместители министров иностранных дел, была посвящена организации встреч между министрами иностранных дел четырех стран. Во вступительной речи министр иностранных дел России Сергей Лавров попросил стороны приложить усилия к всеобъемлющей нормализации, используя такие выражения , как «мы ожидаем, что вы будете максимально гибкими и конструктивными».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Анкару 7 апреля 2023 года, где он встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу и президентом Эрдоганом. Переговоры затронули несколько тем, включая развязанную США и НАТО войну в Украине, зерновой кризис, карабахский кризис и, что наиболее важно, сирийский кризис в контексте переговоров Анкары и Дамаска. Стоит отметить, что визит Лаврова в Анкару последовал за переговорами в Москве, и его двусторонние встречи с турецкими официальными лицами, несомненно, помогли ускорить медленный и трудный процесс переговоров.
Несмотря на медленный прогресс переговоров между Анкарой и Дамаском, ожидается, что переговоры продолжатся и в конечном результате принесут успех. На самом деле, это не является устойчивой ситуацией для двух стран, которые разделяют границу длиной 911 километров, продолжать жить с проблемами, накопленными во время гражданской войны, развязанной в Сирии Западом во главе с США и рядом монархических режимов региона Персидского залива. Политики, которые осведомлены об этой ситуации, полны решимости вынести эти проблемные вопросы на обсуждение и добиться позитивных результатов.
Обсуждался еще один важный вопрос — сирийские беженцы в Турции. В настоящее время Турция принимает 3,6 миллиона зарегистрированных беженцев и ожидает, что Дамаск примет необходимые юридические и практические меры для обеспечения того, чтобы беженцы могли безопасно и добровольно вернуться в свою родную страну. Кроме того, среди обсуждаемых тем также ситуация с экстремистскими вооруженными группировками в регионе. В то время как Дамаск ожидает подавления элементов вооруженной оппозиции, которые боролись против нее, Анкара, в свою очередь, ожидает роспуска курдских отрядов народной самообороны (YPG), которые она воспринимает как угрозу вдоль своей границы.
Вполне очевидно, что невозможно предложить немедленные решения по всем этим вопросам. Тем не менее, вполне вероятно, что стороны предпримут определенные и позитивные шаги в направлении процесса нормализации, изначально сосредоточившись на общих моментах. Обе стороны, и это следует отметить особенно, придают первостепенное значение вопросу обеспечения единства и территориальной целостности Сирии. Никто не говорит, как это было в прошлом, особенно в западных СМИ, о расчленении Сирии и создания на ее территории различных анклавов.
Кроме того, возобновление действия Аданского соглашения, подписанного в 1998 году, позволило бы объединить усилия против любой предполагаемой угрозы вдоль турецко-сирийской границы. Одновременно, Турция может внести свой вклад в реинтеграцию Сирии в международную систему и оказать помощь в восстановлении страны. Хотя основной целью переговоров между двумя странами является нормализация их отношений путем нахождения решений в проблемных областях, можно начать с установления связи по общим областям с целью развития диалога. Действительно, обе стороны, как показали первые шаги в переговорах, придают большое значение вопросу нормализации.
С тем, чтобы обеспечить устойчивый прогресс в переговорах, вполне вероятно, что стороны, как предлагает Россия, примут стратегию разделения вопросов и будут решать их независимо и поэтапно. Поскольку за эти годы накопилось много проблем, возможно, не удастся решить их все немедленно. Следовательно, определение приоритетности вопросов, которые могут быть решены со временем, может быть весьма эффективным для развития взаимопонимания и поддержания открытых каналов диалога. Турецко-российские отношения служат примером такого подхода к решению любых вопросов и проблем при доброй воли сторон.
Более того, нормализация отношений между двумя странами может иметь более широкие геополитические последствия. Конфликт в Сирии, руку к которому приложили многие государства, среди которых следует выделить США, был основным источником напряженности в регионе, причем различные региональные и глобальные державы принимали чью-либо сторону в конфликте. Нормализация могла бы способствовать снижению напряженности и расширению сотрудничества между странами региона, что в конечном итоге могло бы привести к большей стабильности.
Наконец, важно отметить, что нормализация не будет простым процессом, учитывая сложные и давние проблемы между двумя странами. Это потребует взаимного доверия, компромисса и способности конструктивно учитывать озабоченности друг друга. Тем не менее, при наличии решимости и приверженности продолжающиеся переговоры между двумя странами могут привести к положительному результату, который принесет пользу обеим сторонам и всему региону в целом.
Этому способствует и позиция многих стран Арабского мира, высшие должностные лица которых встретились в середине апреля в Джидде (Саудовская Аравия) для обсуждения возвращения Сирии в арабское лоно. В связи с этим министр иностранных дел Катара Маджед Аль-Ансари указал на то, что позиция Дамаска и президента Башара Асада значительно укрепились, поскольку более чем десятилетняя изоляция Дамаска начинает ослабевать. На встрече присутствовали министры иностранных дел стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Ирака, Иордании и Египта.
Можно напомнить, что Сирия была исключена из Лиги арабских государств, когда в 2011 году в стране разразилась гражданская война, поскольку страны Персидского залива, в частности Саудовская Аравия, поддержали повстанцев против президента Башара Асада. Затем правительство в Дамаске начало получать поддержку от регионального соперника Саудовской Аравии, Ирана. Ожидается, что Лига арабских государств проведет саммит в Эр-Рияде в мае, на повестке дня которого, вероятно, возвращение Сирии. Нет подтверждения того, примет ли участие Башар Асад, но его присутствие ознаменовало бы наиболее значительный шаг к нормализации всей обстановки в этом турбулентном регионе.
Разрушительное землетрясение 6 февраля, которое затронуло некоторые районы Турции и Сирии, побудило страны арабского мира протянуть руку помощи и без того раздираемой войной стране. После трагедии Саудовская Аравия заявила, что среди арабских государств наметился консенсус в отношении того, что необходимо положить конец изоляции Сирии и вернуться к диалогу для решения нерешенных гуманитарных проблем.
В ССАГПЗ Оман был одной из немногих стран, которые поддерживали нормальные отношения без разрыва дипломатических связей с Сирией в течение последнего десятилетия. Асад также дважды посетил ОАЭ в прошлом месяце, что свидетельствует о более тесных связях между Дамаском и странами Персидского залива. Катар ранее заявлял, что не намерен нормализовать отношения с Асадом и отговаривал другие страны от этого. Маджед Аль-Ансари заявил, что позиция Дохи не изменилась, но что она отвечает формирующемуся общему арабскому консенсусу.
Позитивные изменения, происходящие в регионе Ближнего Востока, четко свидетельствуют о том, что все больше стран не только поддерживает идею России и президента В. Путина о формировании многополярного мира, но делают прочные и эффективные шаги в этом направлении.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».