Прочность независимости государства зависит от ряда составляющих (в частности, от уровня развитости экономики, образования, науки, эффективной дипломатии, сырьевой, технологичной и интеллектуальной базы, демографии и культуры). Однако при всех случаях независимость государства тесно связана с состоянием и уровнем боеспособности вооруженных сил, их вооружения и профессионального командного состава.
Если же у вас развитая экономика и наука с образованием, но нет боеспособной армии, то цена вашей независимости резко падает и все ваши достижения в критической ситуации могут быть подвержены угрозам и обесцениванию. Например, современная высокоразвитая технологично, научно и экономически Япония в силу неудачных для нее итогов Второй мировой войны и ядерной атаки США из-за нападения японской авиаармады на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбора, не обладает достаточной военной силой из-за ограничений со стороны того же Вашингтона.
В контексте предвыборной борьбы власти Турции недавно подчеркнули, что 80% арсенала турецкой армии и флота уже производятся возможностями турецкого ВПК. И действительно, за годы правления Реджепа Эрдоагана в Турции значительно повысилась доля ВПК в экономике, умножилась численность военных компаний и корпораций, стали производиться новейшие виды вооружения и боевой техники (в особенности, авиационные и морские беспилотники, БТР, стрелковое вооружение средства ПВО и электроники). Турция стала одним из экспортеров современного вооружения, применение которых (прежде всего, БПЛА «Байрактар-ТБ2») в боевых условиях оказалось успешным в той же Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе, Украине.
Ставка Эрдогана на самостоятельную внешнюю политику объективно требовала развития отечественного ВПК. С 2007 по 2011 гг. в Турции был реализован «Стратегический план департамента оборонной промышленности», где ставка делалась на рост местной производственной базы. В итоге, к моменту завершения срока действия плана по модернизации оборонной промышленности в 2011 г. Турция стала производить 54% вооружения и техники для собственной армии, а вслед за этим турецкое вооружение завоевывало место на мировом рынке экспорта вооружения.
Ведущие турецкие компании ВПК ASELSAN и Turkish Aerospace Industries (TAI) в годы правления Р. Эрдогана вошли в список 100 крупнейших мировых компаний оборонного комплекса. Помимо названных компаний в Турции функционирует и ряд других зарекомендовавших себя оборонных предприятий (включая Havelsan, Roketsan, Otokar, Baykar Makina).
Основными странами-импортерами турецкой оборонной продукции стали США, Азербайджан, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Малайзия, Катар, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Украина и ряд стран Африки. При этом Турция активно экспортирует бронетранспортеры («Парс», «Арма», «Кирпи»), БПЛА «Байрактар» (на очереди новый вид БПЛА «Кызыл-эльма») и боевые вертолеты Т-129. В Турции появились свои артиллерийские системы, реактивная система залпового огня, программы создания собственного танка «Алтай», баллистических ракет «Тайфун» и средств ПВО-ПРО «Хисар».
Прорывные достижения продукции турецкого ВПК стали реальностью при правлении Реджепа Эрдогана, который планирует сделать Турцию полностью независимой в данном вопросе от тех же западных поставок по блоку НАТО, а в отдельных случаях и конкурентом на рынках продажи вооружения. Хотя, конечно, ВПК Турции существовал и до правления Эрдогана, который развивался в рамках программ США и НАТО. Многие технологические достижения турецкого вооружения (например, те же БПЛА) стали реальностью благодаря партнерству Анкары со странами НАТО и в особенности с Израилем. Соответственно, темпы роста ВПК внесли важный вклад в укрепление независимости турецкого государства.
Вместе с тем следует признать, что Турция пока не может самостоятельно без внешнего партнерства или относительной зависимости (например, от тех же США и НАТО) обеспечить себя всеми необходимыми видами вооружения и боевой техники. Это касается боевой авиации, средств ПВО, подводного и надводного флота. Поэтому Анкара пока что вынуждена продолжать внешнее сотрудничество с крупными игроками на оружейных рынках, и не может игнорировать фактор США с учетом своего членства в блоке НАТО. В числе важных внешних партнеров Турции в области военно-технического сотрудничества остаются США, Великобритания, Канада, Испания, Германия, Франция, Израиль, Россия и Китай. Несмотря на темпы роста ВПК Турция, все же, в обозримой перспективе вряд ли способна обойти лидеров мировых рынков продажи оружия (прежде всего, США, Россию и Китай).
Известно, что Турция продолжает испытывать определенные проблемы, связанные с модернизацией функционирующей боевой авиации (преимущественно истребителей F-16) и пополнением авиапарка. Соединенные Штаты, как известно, исключили Турцию из участия в программе разработок и поставок современных истребителей 5-го поколения F-35 и отказали туркам в продаже новых F-16 якобы из-за турецко-российского военно-технического сотрудничества (в частности, закупки Анкарой у Москвы системы ПВО ЗРК С-400 на сумму 2,5 млрд долл.). При этом США решили снизить боевую мощь турецких ВВС, в том числе, исходя из интересов обеспечения баланса сил между Грецией и Турцией. В частности, Вашингтон усиливает авиапарк ВВС Греции теми же модернизированными истребителями F-16 (вероятно и поставками F-35) и французскими истребителями «Rafale».
Тема оружейного сотрудничества отчасти стала инструментом давления США на избирательную кампанию в Турции. Иными словами, тот же госсекретарь Энтони Блинкен предлагает турецким властям снизить уровень активных отношений с Россией, повысить свое участие в антироссийских санкциях и поддержке киевского режима, снять барьеры на пути Финляндии (что уже состоялось) и Швеции в НАТО в обмен на восстановление полноценных военно-технических и политических связей с Соединенными Штатами.
После того, как в конце марта с.г. президент Р. Эрдоган дал официальное согласие на вступление Финляндии в блок НАТО, тот же Э. Блинкен заявил в Конгрессе США о целесообразности возобновления военных поставок в Турцию (в частности, модернизированных истребителей F-16 и запчастей к ним). Блинкен полагает, что восстановление американо-турецких военно-технических отношений отвечает общим интересам США и НАТО, в особенности в свете мнимых угроз от России и Ирана. Некоторые эксперты считают нынешнего главу Госдепартамента США главным лоббистом интересов Израиля (а точнее правительства Бениамина Нетаньяху) с учетом его еврейского происхождения и нацеленности на проведение военной кампании силами коалиции против Ирана.
Однако США пока что не спешат до определения итогов президентских выборов в Турции с вопросами возобновления военных поставок в Турцию. В Вашингтоне 18 апреля с.г. заявили, что власти США (в частности, Госдепартамент и профильное правительственное ведомство, входящее в структуру Пентагона и отвечающее за экспорт вооружения и финансов) планируют провести модернизацию турецких истребителей F-16 на сумму 259 млн долл. Модернизация касается вопросов обновления программного обеспечения авионики для нынешнего турецкого парка истребителей F-16.
Данная сделка якобы получила неофициальное одобрение глав комитетов Конгресса США. Однако из сообщений американских СМИ известно, пока что антитурецкое лобби в том же Конгрессе (например, Фрэнк Паллоне, Адам Шифф, Джеки Спейер, Дэвид Валадао, Гас Билиракис и др.) выступает против поставок новых истребителей F-16 Турции на миллиарды долларов. Сделка же по модернизации устаревших турецких истребителей F-16 последовала вслед за одобрением Анкарой вступления Финляндии в НАТО и признаками ослабления напряженности в турецко-греческих отношениях накануне майских выборов в Турции.
Иными словами, в ответ на реальное решение Турции по части согласия на вступление Финляндии в Североатлантический военный альянс, США пока лишь на словах пообещали выделить туркам техническую помощь в виде оборудования (программного обеспечения) для истребителей на 259 млн долл. У нас на Руси говорят: «Обещать – не значит жениться»… В случае же прагматичного и спекулятивного Запада, вероятно, США свои обещания сдержат, если
а) в Турции по итогам майских выборов к власти придет проамериканский лидер (либо Кемал Кылычдароглу, либо тот же Реджеп Эрдоган с изменившимися ориентирами от независимости к зависимости);
б) Турция сделает второй шаг и одобрит вступление Швеции в НАТО;
в) Турция откажется от прагматичных и независимых от внешнего (американского) диктата отношений с Россией.
Официальная риторика президента Эрдогана и его соратников по партии, правительству и парламенту пока что говорит о том, что Турция не собирается отказываться от курса уверенной независимости и критикует те же США (Запад) за излишнее вмешательство во внутренние дела Турции. Мы полагаем, что президент Эрдоган искренен и действительно последует заявленному курсу (риторики). Правда, в политике нельзя рассчитывать на искренность во всем и никто (включая и нас) не исключает данные утверждения действующих турецких властей лишь как средство предвыборной борьбы и нежелание растерять голоса своих сторонников.
Иными словами, «Восток – дело тонкое». Никто не может гарантировать гибких разворотов той же Турции под воздействием комплекса причин субъективного и объективного свойства по аналогии Ататюрка в ходе Лозаннской конференции 1923 г., когда основатель новой Турции заявил, что Турция получила от России все что могла, а теперь ее путь на стороне Запада и Англии, в частности.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».