В последние годы официальные учреждения и общественные организации многих стран активно зазывают в свои ВУЗы иностранных студентов на различные стажировки и «для повышения квалификации».
В нынешний век мировой глобализации без сочетания иностранных и своих, местных студентов, высшему образованию дальше развиваться объективно трудно. Иностранный студент уже приезжает с определенными знаниями, он знает особенности используемой технологии своей страны, многие направления в национальной науке, по которой он хочет специализироваться за рубежом. В процессе стажировки или учебы за рубежом он рассказывает об этом преподавателю, студентам в принявшей его стране. Иностранец делится и своими знаниями, идет взаимообогащение. Когда в группе есть иностранцы, в ней совершенно другая атмосфера, другой настрой к работе.
Конечно, молодые люди не только учатся за рубежом, они еще и впитывают как губка дух принявшей их страны, узнают ее, живут ее проблемами, культурой и зачастую находят здесь свою судьбу, создают семьи. В разные времена до 60% представителей руководства стран Азии, Африки и Латинской Америки получили образование в СССР.
Объясняя причину стажировки или учебы за рубежом, многие иностранцы указывают на финансовую выгоду, т.к. в ряде стран обучение весьма дорогое. Например, в Америке средняя стоимость обучения в год — порядка $40 тысяч, плюс траты на жилье и многое другое. В ряде стран, например, в России, Китае, Израиле, обучение гораздо дешевле. Кроме того, во многих странах можно найти научные школы, которые пользуются большой популярностью и имеют высокий международный рейтинг.
Что же касается принимающих иностранных студентов стран, то многие это делают в силу существующей демографической проблемы и происходящего каждый год сокращения числа выпускников школ. Чтобы не сокращать преподавателей, логично на освобождающиеся места приглашать иностранцев…
Сейчас для молодых людей приехать на учебу в другую страну вполне естественно. Если в начале этого века за рубежом обучалось порядка 2,5 млн. человек, то сейчас получают высшее образование за пределами своих стран уже больше 5 миллионов. И в этом процессе лидируют китайцы: более 300 тысяч граждан этой страны сейчас обучаются только в Соединенных Штатах.
Сегодня США, Британия, Франция, Израиль и ряд других развитых государств проводят целенаправленную политику по привлечению иностранных студентов. В таких странах есть и система адаптации выпускников университетов, согласно которой лучших не выпроваживают, а стараются оставить у себя, им дают время на то, чтобы устроиться на работу.
Такая политика, помимо прочего, безусловно является и проявлением «охоты за умами», которая сейчас даже больше популярна в мире, чем охота за технологическими секретами… США, например, на иностранных студентах в год зарабатывают более $40 млрд., что намного больше, нежели прибыль от продажи вооружений. Всего же этот рынок оценивается во многие десятки миллиардов долларов. Причем, сюда входит не только учеба, но и программы стажировки, обмен преподавателями. Поэтому не удивительно, что, по признанию американских специалистов, в этом веке самое стабильное направление в экономике США — подготовка иностранных специалистов. В совбезе США, в госдепартаменте и в американских спецслужбах есть люди и подразделения, которые занимаются образовательными программами для иностранцев. При президенте США даже есть помощник, который отвечает за эту деятельность. Они вырабатывают стратегию на многие годы вперед. В Японии, например, практически все ведущие компании имеют фонды, из которых оплачивается обучение приглашаемых ими иностранцев.
Программа приглашения иностранных студентов/стажеров имеющих степень бакалавра и выше в рамках получения степени магистра, кандидата наук, доктора наук и последующей научной деятельности существует и в Израиле. Информация об этом размещена на сайте МИД Израиля, имеются ссылки на интернет-ресурсах ряда израильских университетов и официальных учреждений этой страны, в частности, Университета им.Бен-Гуриона, министерства абсорбции и интеграции Израиля, на персональной странице в соцсети А.Кушнир – главы отдела по международным связям Университета им. Бен-Гуриона.
Количество баллов ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System), так называемая “Европейская система перевода зачетных единиц”, является универсальной системой измерения учебной нагрузки студента при освоении образовательной программы или отдельного курса. Как указывают израильские источники, в программах в ВУЗах этой страны количество баллов ECTS может отличаться от европейский стандартов. Это в определенной степени осложняет оценку израильского диплома на Западе, тем не менее, израильский диплом признаётся в странах ЕС, СНГ, США, Австралии и некоторых странах Азии и Африки. Особенно ценятся израильские математики, физики, химики, инженеры и специалисты в области информатики и естественных наук. Но это не означает, что выпускник израильского ВУЗа может с легкостью найти работу в любой стране, в отдельных регионах профессия может быть не востребована. Тем не менее, поток иностранных студентов/стажеров в Израиль весьма значителен, особенно из стран Азии и Африки, где в последние годы Тель-Авив развернул свою активную деятельность.
Однако, в последние годы уже неоднократно вскрывались преступные факты использования отдельными учебными заведениями Израиля этой программы в неприкрытой эксплуатации на рабских условиях иностранных учащихся в качестве дешевой рабочей силы.
На это, в частности, еще в 2016 году указывало издание Haaretz, опубликовавшее жалобу иностранных студентов, утверждавших, что израильские сельскохозяйственные учебные курсы эксплуатировали их в качестве дешевой рабочей силы. В их иске утверждалось, что программы, привлекающие студентов из развивающихся стран в Израиль для практического обучения, являются инструментом для найма полевых рабочих и, по сути, формой использования рабского труда.
Очередной скандал по этому вопросу разразился в Израиле в 2019 году, когда опять же Haaretz вновь поднял тему продолжающейся рабской политики использования отдельными израильскими учебными заведениями иностранных студентов. В частности, изданием была опубликована жалоба африканских и азиатских студентов Тель-Авивского университета, которых отправляли по 12 часов работать на сельскохозяйственных фермах «для получения ученой степени», что никоим образом не способствовало повышению их профессиональных знаний. И только один месяц был посвящен учебе в университете.
Однако указанная ситуация не изменилась и сегодня. И об этом заявило все то же авторитетное издание Haatetz в конце предыдущего года, иллюстрируя ситуацию на конкретных фактах в Kinneret College и разоблачив программы обучения в Израиле иностранных студентов, которые по приезду нещадно эксплуатируются в качестве дешевой рабочей силы. Эта программа не нова и не уникальна для Kinneret College, она восходит к 1994 году, и с тех пор в Израиль приехали тысячи стажеров из развивающихся стран. Особенный рост числа иностранных студентов из развивающихся стран в Израиле произошел после 2013 года, когда число первокурсников выросло с нескольких сотен до нескольких тысяч, они начали высказываться, говорят члены правозащитной организации «Кав ЛаОвед». Как подчеркивает издание, становится очевидным, что прежние уроки и просчеты в этой программе не были учтены в полной мере, и уж точно не в Кинеретском колледже — одном из пяти израильских центров, в которых программа все еще действует. Преступное принуждение к рабскому труду и бесчеловечное обращение с иностранными учащимися продолжается, африканские и азиатские студенты Тель-Авивского университета принудительно отправляются на работу на фермы для получения диплома…
Правда, как выясняется, подобная откровенно рабская политика в отношении иностранных студентов характерна не только для Израиля. В Канаде – «стране-эталоне западной демократии», подобные скандалы также не утихают. Некоторые иностранные студенты открыто обвиняют канадское правительство в том, что оно, как и в Израиле, использует их в качестве дешевого источника рабочей силы и отказывается от них, когда они больше не нужны.
Поэтому не удивительно, что не только Израиль, но и многие западные страны, пытающиеся сегодня продолжить прошлую имперскую рабовладельческую политику в отношении стран и граждан Африки и Азии, ощутимо теряют там свои позиции, уступая их России и Китаю.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».