Чем ближе дата очередных всеобщих президентских и парламентских, тем отчетливее проявляются особенности внутриполитического противостояния оппозиции и власти.
На прошлой неделе один из участников «альянса шести» (в частности, лидер «Хорошей партии» Марал Акшинер) отказалась поддержать в качестве единого кандидата от оппозиции главу Народно-республиканской партии (НРП) Кемала Кылычдароглу. В обществе и СМИ стали обсуждать вероятность наметившегося раскола в рядах оппозиционной коалиции, что создаст благоприятные условия для успеха в первом же туре действующего президента Реджепа Эрдогана.
Однако колебания в стане оппозиции, как оказалось, длились недолго. Марал Акшинер, выступавшая в пользу кандидатуры мэра Стамбула Экрема Имамоглу или мэра Анкары Мансура Яваша (которых «Хорошая партия» и поддержала на муниципальных выборах в 2019 г. против кандидатов от правящей Партии справедливости и развития – ПСР, что позволило победить им), провела по просьбе названных фаворитов предстоящих выборов встречу и переговоры с лидером НРП Кылычдароглу. В итоге она присоединилась к мнению всех членов «альянса шести» и поддержала единую кандидатуру 74-летнего Кемаля Кылычдароглу на предстоящих президентских выборах, что и сняло вопрос «раскола» в стане оппозиции.
Между тем, Марал Акшинер выдвинула в качестве условия своего согласия на кандидатуру Кемала Кылычдароглу предложение – в случае победы оппозиционного лидера назначить вице-президентами мэров Э. Имамолгу и М. Яваша. Данная идея была поддержана и развита. В частности, Кемаль Кылычдароглу пообещал в случае своей победы назначить вице-президентами, помимо мэров Стамбула и Анкары, всех лидеров пяти партий, входящих в блок «альянс оппозиции».
Конечно, сегодня Кылычдароглу может обещать что угодно и кому угодно. Для их реализации ему, как минимум, надо еще одержать успех на президентских выборах. Мы же обратили на данный вопрос свое внимание с той целью, что г-жа Марал Акшинер до этого неоднократно выступала за укрепление роли парламента в управлении Турции и чуть ли не за возвращение к прежней системе власти, то есть к премьерскому правлению. Если же лидер «Хорошей партии» ныне соглашается с назначением сразу семи вице-президентов после победы Кылычдароглу, то подобное изменение в институте президентского правления вряд ли будет свидетельствовать об ослаблении данной системы власти.
Согласно конституционным изменениям 2017 г., после избрания президента последний может назначить по своему усмотрению одного или несколько вице-президентов. В настоящий период у президента Р. Эрдогана всего один первый вице-президент Фуат Октай, который по своему статусу после президента является высшим должностным лицом в стране. Вице-президент назначается из числа лиц, имеющих право быть депутатом, приносит присягу парламенту, является членом Кабинета министров, Совета национальной безопасности и Высшего военного совета.
Иными словами, Реджеп Эрдоган, которого оппозиция критикует за переход к президентской республике, довольствуется одним вице-президентом, а оппозиция, якобы выступающая за усиление парламентской власти, предлагает сразу семь вице-президентов. Это немного странно, если не сказать вообще не тема соглашения между Марал и Кылычдароглу.
Известно, что лидер правоцентристской «Хорошей партии» ранее пользовалась поддержкой турецких националистов из Партии национального единства (ПНЕ – ныне союзник правящего режима во главе с Р. Эрдоганом). Соответственно, М. Акшинер выступала против какого-либо союза с курдскими политическими силами, обвиняя их в связях с Рабочей партией Курдистана (РПК), объявленной в Турции террористической организацией. Однако остальные оппозиционные партии, входящие в «альянс шести» (особенно НРП) вынуждены считаться с объективной реальностью и полагают неизбежным сотрудничество с местными курдами. В частности, с Демократической партией народов (ДПН) во главе с Салахетдином Демирташем, которая на прежних выборах показала весьма не слабые результаты.
Как известно на парламентских выборах в июне 2015 г. ДПН набрала 13,12% голосов и вошла в состав ВНСТ, имела в правительстве Ахмета Давудоглу двух министров (Али Конча – министр по делам Европейского Союза и Мюслим Доган – министр развития), контролировала 48 муниципалитетов преимущественно в юго-восточных провинциях страны с преобладанием курдского населения. После июльской попытки госпереворота 2016 г. власти Турции подвергли массовым репрессиям и представителей ДПН, обвинив их якобы в сотрудничестве с РПК и Ф. Гюленом (включая лидеров партии Салахетдина Демирташа и Фигена Юксекдага).
Однако в современных условиях (особенно в ситуации разрушительного землетрясения, охватившего, в том числе, юго-восточные курдонаселенные провинции), возрастает потребность учета голосов курдских избирателей на предстоящих всеобщих выборах. Для оппозиции курдская тема актуализируется еще и с учетом роста недовольства курдов в отношении президента Р. Эрдогана (что само по себе объяснимо, ибо ни одна власть в Турции, вне зависимости от своих обещаний в предвыборный период, не может удовлетворить политические запросы курдского движения).
ДПН всерьез обижена на правящий режим и лично на Эрдогана за антикурдские репрессии после июльских событий 2016 г. (по разным оценкам, их число достигает от 10 до 20 тыс. чел., включая арест лидеров прокурдской партии) и ужесточение внешней интервенции ВС Турции против курдского движения в соседних Ираке и Сирии. К тому же, курды ныне связывают большие надежды с США и их политикой на Ближнем Востоке. Вашингтон же критикует политику Р. Эрдогана. Правда, тем же курдам следует помнить печальную историю армян в Османской империи и не забывать, что именно при правлении Реджепа Эрдогана их политическая партия смогла пробиться в турецкий парламент и правительство.
Соответственно, турецкая оппозиция в лице НРП и остальных членов «альянса шести» подвергают резкой критике внешнеполитический курс президента Р. Эрдогана в части ослабления отношений с главным союзником США. В этой ситуации НРП и ее союзники не могут пренебречь отношением Вашингтона к курдам (как минимум, в ходе предстоящих всеобщих выборов). Поэтому можно предположить, что главной темой переговоров между Акшинер и Кылычдароглу стал курдский вопрос на выборах, достижение же согласия было оформлено идеей широкого списка вице-президентов.
Многие эксперты полагают, что у лидера НРП К. Кылычдароглу нет особой программы, которая могла бы ему помочь на предстоящих выборах преодолеть авторитет и харизму Р. Эрдогана. При этом те же эксперты считают, что 74-летний Кемаль Кылычдароглу существенно проигрывает по рейтингу своим же однопартийцам в лице мэра Стамбула Экрема Имамоглу и мэра Анкары Мансура Яваша.
Что тут сказать? Естественно, возрастной Кылычдароглу очевидно и проигрывает своим двум молодым коллегам по энергичности, привлекательности и иным личностным качествам. Однако вряд ли можно предположить, что программа одного члена НРП может разительно отличаться от программы лидера НРП (тем более, как мы могли убедиться, ни один из них – Имамоглу и Яваш – не стал оспаривать внутрипартийную дисциплину и выступать против единой от оппозиции кандидатуры Кылычдароглу).
Дело в том, что предстоящие всеобщие выборы проходят в знаменательное для турок время. И это связано не только с последствиями разрушительной катастрофы землетрясения, но и годом 100-летия образования Турецкой Республики, основанной Кемаль-пашой (Ататюрком) – создателем НРП и первым президентом Турции. На Востоке и в Турции в особенности политический символизм имеет особое значение.
Спустя 100 лет партия Ататюрка вновь претендует на власть в Республике. Один Кемаль в 1923 г. основал Турецкую Республику с ориентиром на сильный Запад (в то время на лидера англосаксов Англию), другой Кемаль в 2023 г. продолжит прозападную политику сохранения республики (ныне во главе с США), а не возрождения империи Турана (как того не исключает Реджеп Эрдоган). «От Кемаля до Кемаля» – чем не лозунг для предвыборной программы Кылычдароглу?
Лидер правящей ПСР Р. Эрдоган фактически за два десятилетия своего правления с уклоном на возрождение сильной и независимой Турции не раз подвергал критике и пересмотру основы доктрины кемализма.
В своей предвыборной программе по части внутренней политики Кемаль Кылычдароглу, естественно, будет подвергать резкой критике политику ПСР и Эрдогана за: кризис в экономике, девальвацию лиры, рост безработицы, повлекшие огромные разрушения в зоне землетрясения масштабы коррупции в строительном бизнесе, издержки демократии, нарушения прав и свобод граждан, массовые репрессии после событий 2016 года. Что же касается внешней политики, то и тут лидер НРП станет жестко критиковать своего главного оппонента за: ослабление отношений стратегического союза с США и НАТО в целом, увлечение партнерством с Россией и Китаем, конфликт с курдским движением за пределами Турции, торможение процесса интеграции с ЕС. Правда, вне зависимости от наличия названных проблем, предвыборная критика будет исходить преимущественно из пропагандистских соображений. Фактом остается то, что Кемаль Кылычдароглу, чья карьера госслужащего и политика в рядах НРП складывалась на глазах тех же США, будет сторонником, с одной стороны, восстановления стратегии кемализма во внутренней политике, а с другой – жестко ориентироваться на США, НАТО и ЕС во внешней политике.
Кылычдароглу, будучи государственником, вряд ли станет отказываться от всего того, что приносит пользу национальным интересам Турции в отношениях с той же Россией или Китаем. Хотя мы помним, что лидер НРП критиковал Р. Эрдогана за согласие на российский атомный проект «Аккую» и исключение западных партнеров (тех же США, Франции или Канады). Турки вроде поддерживают идею президента В.В. Путина по созданию газового хаба в Восточной Фракии, что способно деполитизировать вопрос русского газа в Европе. Однако турки заявляют, что у них нет сейчас необходимых финансов для строительства соответствующей инфраструктуры (резервуаров) и русским придется самим инвестировать строительство данного проекта на территории той же Турции. К тому же, намеченная на 14 февраля, затем на 22 марта с.г. встреча (российско-турецкая конференция) в Турции для обсуждения комплекса вопросов по проекту «газового хаба» пока откладывается турецкой стороной на неизвестное время. В качестве причин отмечаются последствия землетрясения, а в действительности, возможно, ожидание итогов предстоящих выборов.
Одно ясно, что турки и их лидеры стараются никогда не отказываться от тех предложений и программ, которые им интересны и приносят выгоду. Остается только набраться терпения в ожиданиях выборов и формирования новой власти.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».