В первые 100 дней пребывания у власти правительство премьер-министра Ирака Мохаммеда аль-Судани уже оставило первые и не очень позитивные признаки того, что может ожидать страну в ближайшем будущем. Мягко говоря, неуклюжие действия правительства в значительной степени отклонились от обещаний, данных аль-Судани перед вступлением в должность, и привели к нежелательным сбоям и значительным потерям в экономике, безопасности, суверенитете и правах человека.
Назначение аль-Судани в октябре прошлого года завершило захват власти в Ираке поддерживаемым Ираном альянсом бывшего премьер-министра Нури аль-Малики и поддерживаемой боевиками коалиции ФАТХ. На выборах в октябре 2021 года эти две фракции получили 51 место в парламенте и всего 15% из 329 мест в законодательном органе. К ним присоединились политические деятели, которые также показали плачевные результаты во время голосования, такие как Аммар аль-Хаким и Хайдер аль-Абади, и шиитская «Координационная структура» (CF), которые общими усилиями сорвали усилия победителей выборов, садристов, по формированию правительства большинства.
В то время как политические и юридические маневры CF разворачивались в течение 2022 года, ополченцы, составляющие костяк группировки, обстреливали и запугивали своих основных соперников среди суннитов и курдов, которые первоначально присоединились к Муктаде ас-Садру. Чтобы сохранить свои интересы, спикер Мохаммед аль-Халбуси и Демократическая партия Курдистана в конечном итоге согласились на требование CF присоединиться к правительству, в котором «Координационная структура» ныне имеет неоспоримое преимущество. Результатом стала неустойчивая сделка, которая уже находится под угрозой срыва, поскольку CF стремиться установить свое полное господство, сокращая при этом финансирование курдского региона.
Как известно, правительство, которое проводит свою политику путем принуждения, не является ни нормальным, ни приемлемым, и к нему следует относиться соответствующим образом. Для ясности, правительство, в котором доминировал бы ас- Садр, было бы также весьма проблематичным для Ирака, но этого не произошло. И, видимо, такой расклад будет осуществлен в будущем, поскольку нынешнее правительство рано или поздно будет вынуждено под напором обстоятельств уйти в отставку. Дело в том, что агрессия США, предпринятая под надуманными и вымышленными предлогами, совершенно разрушила государственный механизм и нарушила естественный ход векового уклада в Ираке.
Поскольку новый премьер-министр вступил в должность в октябре прошлого года, политологи отметили, что было полезно дать его правительству время проявить себя, прежде чем выносить суждения. К сожалению, в первые 100 дней аль-Судани последовательно ставил интересы своих благодетелей выше интересов общества.
Чтобы вернуть демократический процесс в Ираке в нужное русло после бурных последствий выборов в октябре 2021 года, новый премьер-министр пообещал пересмотреть и обновить законы о выборах в течение трех месяцев. Правительство было сформировано исходя из того, что это была еще одна временная мера, главной задачей которой было преодолеть аномальную законодательную и политическую ситуацию, созданную уходом 73 законодателей-садристов из парламента. Однако через несколько недель стало ясно, что главные сторонники аль-Судани — Малики и коалиция ФАТХ — не заинтересованы в проведении досрочных выборов и полны решимости остаться у власти, сохранив своего президента и премьер-министра у власти на полный четырехлетний срок.
В экономическом плане правительство аль-Судани продолжает, как отметил информационный ресурс Shafaq, «разорительный бизнес», полагаясь на рекордные доходы от продажи нефти для поддержания сетей патронажа и чиновников раздутого государственного сектора. Не было никаких признаков даже попыток провести реформы, которые считаются необходимыми для сокращения расходов и диверсификации зависимой от нефти экономики для создания новых рабочих мест для сотен тысяч людей, которые ежегодно пополняют рабочую силу страны. Вместо этого новое правительство планирует увеличить неприемлемые расходы на зарплаты в государственном секторе на 20 трлн иракских динаров ($13,71 млрд) в 2023 году. Средства будут использованы для найма около 66 000 новых выпускников и перевода еще 360 000 временных работников на постоянную заработную плату. Что касается сферы услуг, то аль-Судани и его команда сосредоточили свои усилия на проведении косметических улучшений в нескольких избранных объектах и связали эти меры с личным участием премьер-министра. Для страны с 42-миллионным населением такие разрозненные усилия отвлекают и не способствуют созданию беспристрастной, автономной бюрократии, необходимой для достижения реального прогресса.
Вступив в должность, аль-Судани, как и его предшественники, пообещал энергично бороться с коррупцией, но пока нет никаких признаков прогресса. Его первой задачей была попытка отреагировать на “кражу века”, в ходе которой подставные компании с мощными связями украли со счетов правительства сумму в $2,5 млрд. Но в конце ноября аль-Судани освободил одного из главных подозреваемых в краже, заявив, что правительство заключило сделку с ним, чтобы вернуть все украденные средства в течение двух недель. За более чем два месяца, прошедшие с момента освобождения подозреваемого, было возвращено едва ли 8% денег. Хотя полную карту преступной сети еще предстоит раскрыть, она, похоже, включает в себя широкий круг политических деятелей, в том числе близких к предыдущему премьер-министру. Застопорившееся расследование этой аферы довольно ясно говорит о том, что похищенные деньги, по мнению Shafaq, защищены «значительной силой принуждения и политическим прикрытием», с которыми премьер-министр не может справиться.
В том, что касается безопасности и защиты суверенитета Ирака, деятельность правительства также была весьма слабой. Как и в последние годы, Иран и Турция продолжают нарушать суверенитет страны, за исключением того, что с тех пор, как аль-Судани вступил в должность, эти нарушения происходили без каких-либо возражений со стороны нового главнокомандующего. После того, как в середине ноября Иран направил в регион Курдистана свои беспилотники и обстрелял ракетами, аль-Судани не смог отреагировать на нападения. Это ознаменовало отход от обычной устной защиты суверенитета страны его предшественниками, которая, несомненно, была неэффективной, но, тем не менее, официально указывала на нарушения. И когда аль-Судани встретился с иранскими лидерами через несколько дней после последнего такого нападения, его публичным обращением было не возражение против их действий, а выражение благодарности и предложение поддержать усилия Исламской Республики по обеспечению безопасности иракской границы.
Что касается прав человека, нарушения не прекратились, и ополченцы продолжают применять к критикам правительства силу принуждения, сомнительные судебные иски и тюремные сроки, чтобы заставить их замолчать. Оппозиционеры, которые осмеливаются напоминать общественности о роли ополченцев во внесудебных казнях и других грубых злоупотреблениях, не защищены от юридических преследований и угроз. Когда иракцы протестовали против этой несправедливости в декабре, трое демонстрантов были убиты правительственными силами. Последующее расследование убийств вскрыло множество фактов беззакония, напомнив о кровавом подавлении протестов в 2019 году, когда сотни молодых иракцев погибли от рук ополченцев и правительственных сил. Иракцы наблюдают и фиксируют подобную несправедливость и их слова в социальных сетях выражают сожаление по поводу резкой иронии в том, что в их стране те, кто крадет миллиарды, гуляют на свободе, в то время как невиновные подозреваемые томятся в тюрьме, если они не могут позволить себе платить взятки.
С первой недели правления этого правительства стало ясно, что ополченцы еще больше расширят свою власть. Эти ополченцы обвиняют бывшего премьер-министра Мустафу аль-Кадими и Национальную разведывательную службу Ирака (INIS) в соучастии в убийстве американцами Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса. После вступления в должность, аль-Судани инициировал радикальные изменения в руководстве разведслужбы. Глава INIS был уволен, ему и другим старшим офицерам предъявлены обвинения в коррупции, которые, по-видимому, были возбуждены по указанию ополченцев. Похоже, что след ведет к Катаиб Хезболла и Асаиб Ахль аль-Хак, которые возглавляют вендетту, чтобы наказать аль-Кадими и “его шпионскую команду”. Аль-Судани также назначил директором своего пресс-офиса «Голос администрации» журналиста, который ранее работал директором новостей в al-Ahad TV, новостной канал, принадлежащий сторонникам Асаиб Ахль аль-Хак.
За время своего пребывания у власти нынешнему правительству не удалось доказать, что его миссия соответствует наилучшим интересам Ирака. Как и бывший премьер-министр Адиль Абдул-Махди, аль-Судани был выдвинут на эту должность, потому что он был бы слабым политиком, зависящим от политической поддержки других, а его собственная партия получила всего одно место в парламенте. Неспособность распознать, кто на самом деле контролирует это правительство, продолжение признания и поддержки лицемерного фасада еще больше усиливает мощь и влияние CF. Хорошим началом для усиления давления было бы пригрозить санкциями, чтобы заблокировать перевод миллиардов долларов из годового бюджета Ирака «Народным мобилизационным силам».
Следует также продолжать оказывать давление, чтобы напомнить правительству, что доверие к нему как в Ираке, так и за рубежом зависит от проведения подлинных расследований (и судебного преследования) коррупции и нарушений прав человека. Эти и другие формы давления необходимо уравновешивать, не упуская из виду, что еще можно сделать для поддержки чаяний 42 миллионов человек, которые хотят жить достойно, получать хорошее образование, быть частью функционирующей экономики, пить чистую воду и управлять собой. Международное сообщество должно продолжать оказывать давление на Багдад с целью проведения свободных и справедливых выборов, как и планировалось, и блокировать попытки отменить реформы избирательного законодательства, введенные после 2019 года, за которые многие иракцы заплатили своей кровью.
Дважды за последнее время Ирак пережил трагедии, которых можно было избежать. В годы правления Малики с 2006 по 2014 год двойственное отношение международного сообщества к неудачам в развитии демократии, примером чего являются манипуляции Малики с помощью Ирана правилами формирования правительства после выборов 2010 года, чтобы остаться у власти, и ожидания, что Ирак потерпит неудачу, привели к плохому руководству. Которое чуть не развалило страну, сдав треть его территории террористической ДАИШ (запрещена на территории РФ). Несколько лет спустя, когда Адиль Абдул-Махди встал у руля, необоснованный оптимизм по поводу способности отдельных лидеров добиться радикальных перемен дал союзникам Ирана возможность увеличить свою власть до беспрецедентного уровня. И когда им бросило вызов стремление иракского народа к реформам во время протестов 2019 года, они убили сотни людей, чтобы защитить эту власть. В интересах международной безопасности и из уважения к народному суверенитету Ирака эти ошибки не должны повториться.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».