Израиль, будучи главным союзником США на Ближнем Востоке, после распада СССР и ослабления России поверил в собственную исключительность. Исходя из интересов безопасности и объединения нации перед угрозой внешнего врага, руководство Израиля (особенно при правлении правой партии «Ликуд» во главе с Б. Нетаньяху) допускает возможность совершать дерзкие диверсионные акции по точечному поражению военных объектов стран региона, причисленных к блоку «противник» (в частности, в Сирии и Иране). При этом Тель-Авив рассчитывает на безнаказанность своих действий со стороны международных организаций (включая, ООН) и ключевых мировых акторов (преимущественно выступающих с произраильской повесткой).
Нельзя не признать беспокойство израильского общества угрозой внешней агрессии (к тому же, с применением ядерного оружия) со стороны того же Ирана. В прошлые годы израильская военная авиация уничтожила объекты ядерных исследований в Сирии. В Ираке для подавления и ликвидации диктатора Саддама Хусейна англосаксонская коалиция сил США и Великобритании провела стремительную военную операцию, что создало для Израиля новые возможности в регионе. Участие в нефтедолларовой политикеь арабских монархий от США (той же Саудовской Аравии), соответственно, минимизирует и угрозу арабской коалиции против Израиля.
В этих условиях руководство Израиля нередко эксплуатирует тему «иранской угрозы» для лишения богатой энергетическими ресурсами и историческими традициями имперской государственности Ирана ключевой роли на Ближнем Востоке. Ядерный проект ИРИ во многом является средством обеспечения внутренней и внешней безопасности иранского государства (включая, от угроз этносепаратизма и иностранной интервенции). Именно блокирование Ирана после победы Исламской революции в феврале 1979 г. из-за потери контроля теми же США и Великобританией нефтегазовых ресурсов ИРИ стало целью англосаксов и их израильского союзника на протяжении последних 45 лет.
И если в годы «холодной войны» дихотомия Запад – Восток (США – СССР) создавала на том же Ближнем Востоке некий баланс сил, то после 1991 г. США стали вести себя как гегемон безотносительно к особенностям региона и не считаясь с интересам России.
С началом же миротворческой операции российских ВКС в Сирии в 2015 г. Москва дала понять всем заинтересованным региональным и внерегиональным силам, что восстанавливает свое присутствие и влияние на Ближнем Востоке. Именно поэтому премьер-министр Израиля Бениамин Нетаньяху в своем недавнем интервью французскому телеканалу LCI отметил, что он тогда вынужден был признать фактор России в регионе и предложил президенту В.В. Путину «найти общий язык» в достижении компромисса по принципу: «мы не вмешиваемся в твои действия в Сирии, а ты оставляешь нас в покое». Правда, Россия и не собирается угрожать тому же Израилю или кому-то бы ни было за исключением радикальных сил, участвующих в дестабилизации Ближнего Востока, в частности, ИГИЛ (признанное в РФ международной террористической организацией).
Нетаньяху об этом почему-то отметил французам в ситуации после нанесения 29 января с.г. воздушных ударов по военным объектам на территории Ирана. Израиль понимает, что персы не оставляют удары в свой адрес безнаказанными вне зависимости от решений ООН или какой-либо внешней силы. Тегеран уже объявил о намерении наказать виновника адресно и пропорционально в рамках «международного права и устава ООН» (в частности, об этом 2 февраля сообщил постпред ИРИ при ООН Саид Иравани в письме на имя председателя Совета безопасности ООН). А в какой форме, когда и где это произойдет – остается предметом размышлений и оперативного поиска израильской стороны.
Б. Нетаньяху уже потребовал от собственных спецслужб и правоохранительных органов принять все меры по локализации угрозы его убийства. Видимо, и охрана израильского премьер-министра переведена в режим усиленного несения службы.
С учетом того обстоятельства, что некоторые силы на Украине попытались связать воздушные атаки дронов-камикадзе на западные провинции Ирана с проведением российской СВО и якобы ирано-российским военно-техническим сотрудничеством, Израиль в последнее время стал активно эксплуатировать «украинскую тему» в своей геополитике.
В частности, Нетаньяху в названном интервью французскому телеканалу подтвердил намерение Тель-Авива передать Киеву израильский комплекс ПРО Iron Dome, а также отметил объем вывезенных из Израиля на Украину американских боеприпасов (150 000 снарядов). Одномоментно с заявлением главы правительства ряд израильских экспертов (например, главный редактор «Лучшего радио» Цви Зильбер) отмечали о различных закрытых формах оказания военной и гуманитарной поддержки Израиля киевскому режиму (включая, подготовку ВСУ для отражения иранских БПЛА и по линии РЭБ, оказание разведывательно-информационной и технической помощи). В свою очередь офицер Армии обороны ЦАХАЛ Григорий Тамар предположил возможность инвестирования Тель-Авивом совместной израильско-польско-украинской компании ВПК по производству вооружения для ВСУ.
Бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннет тоже не остался в стороне от «украинской повестки» и напомнил, что президент В.В. Путин лично ему обещал не убивать лидера киевского режима В. Зеленского, а переговоры Украины с Россией при посредничестве Тель-Авива подготовили порядка 17 вариантов (черновиков) вероятного соглашения между Киевом и Москвой, но были прерваны по настоянию Запада (видимо, США).
Иными словами, Израиль опосредованно обращается к России и предлагает возможное участие в локализации кризиса на Украине в обмен очевидно на вмешательство российской дипломатии для удержания Ирана от резких антиизраильских шагов. Не случайно израильские источники стали отмечать вероятность активизации военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном (включая, якобы строительство в РФ совместного завода по производству скоростных БПЛА на основе иранских разработок). Однако у Москвы, как отмечает пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, имеются свои планы в данной области безотносительно к внешним партнерам.
Бениамин Нетаньяху обеспокоен информацией о намерении Ирана создать «армию» и расположить ее на сирийско-израильской границе. Таким образом, Тель-Авиву угрожает не только ядерный проект Тегерана, но и дислокация проиранских прокси сил на границе с Израилем. Именно поэтому лидер еврейского государства стал публично допускать возможность оказания прямой военной помощи киевскому режиму против российских ВС.
Получается, что Тегеран, ранее обвинив некоторые соседние страны якобы в пособничестве силам сионизма и предоставлении собственной территории израильским структурам против ИРИ, сам перешел к использованию данной методологии против Израиля через приграничную Сирию и местные шиитские силы. Настоящая идея в свое время принадлежала известному генералу КСИР Касему Сулеймани, сыгравшему немалую роль в укреплении проиранских сил в Ираке и Сирии. В СМИ появилась информация, что Иран планирует создать частную армию и базу в Сирии недалеко от израильской границы.
Ныне ЧВК становятся средством острой геополитической конкуренции влиятельных внешних сил в различных регионах мира. Иран фактически использовал данную методологию гораздо раньше других. Например, в том же Ливане, где политическая партия и военизированная шиитская организация «Хезболла» стала фактически «государством в государстве» и выступает надежным военно-политическим союзником Тегерана. Для персов частная армия – это не столько деньги, сколько идеология шиизма. Учитывая влияние Ирана в кризисной Сирии и его роль в сохранении сирийской государственности при режиме алевита Башара Асада, создать подобную прокси силу на сирийско-израильской границе персам не составит особого труда. Таким образом иранцы хотят нейтрализовать израильскую угрозу своим интересам с позиции приграничных территорий.
В сложившейся ситуации Израиль намекает, что именно Москва, с учетом своих партнерских связей с Тегераном, способна внести вклад в урегулирование нынешней вспышки израильско-иранских противоречиях для установления баланса сил и сохранения мира на Ближнем Востоке.
Со своей стороны Россия всегда (как прежде, так и сейчас) готова внести посильный вклад в региональный мир и безопасность. Правда, подобная миротворческая ценность Москвы требует уважения и ее интересов в других «горячих регионах» с исключением западной пропаганды и спекуляций в адрес России. Одним из косвенных признаков нацеленности Б. Нетаньяху на российское посредничество в израильско-иранских отношениях может являться согласие Тель-Авива по просьбе Москвы оказать гуманитарную помощь Сирии в связи с постигшим эту страну землетрясением 6 февраля с.г. Именно поэтому мы вправе полагать, что без России израильско-иранские противоречия обречены на эскалацию, ибо у Москвы сохраняются доверительные отношения как с Тегераном, так и с Тель-Авивом, чего не скажешь о других акторах (включая, США, Великобританию, Францию, Турцию и т.д.).
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».