16 декабря 2022 г. Кабинет министров Японии одобрил поправки к трём ключевым документам по национальной безопасности и обороне.
Во-первых, предусматривается увеличение военного бюджета. Ранее правительство Японии заявляло о планах к 2027 году увеличить расходы на оборону до 2% ВВП (в настоящее время они составляют 1% от ВВП). Если Япония сделает это, ее расходы на оборону (43 триллионов иен или $314 млрд), станут третьими по величине в мире после США и Китая.
Во-вторых, поправки предусматривают право наносить контрудары по целям на территории противника. В документе о стратегии по обеспечению национальной безопасности говорится о ракетных угрозах со стороны соседних государств, на которые «становится трудно полностью реагировать за счёт существующей системы противоракетной обороны». Другими словами, если Япония сочтет, что враждебные действия неизбежны, Силы самообороны могут, скажем, нанести удар по Пхеньяну первыми, если сочтут, что Северная Корея готовится к нападениям на базы США в Японии. Для достижения этой цели Токио планирует закупить 500 американских ракет «Томагавк» с дальностью стрельбы 1250 километров.
После этого на брифинге японскому правительственному чиновнику был задан вопрос: будут ли японские власти консультироваться с южнокорейским правительством в случае, если Япония решит нанести превентивный удар по КНДР? На это тот ответил, что это право Японии на самооборону, поэтому она не будет спрашивать разрешения у другой страны по этому вопросу и будет решать его сама.
Кроме того, в новых документах острова Токто в Восточном море описываются как территория Японии.
Решение о возможности нанесения контратак по территории противника противоречит Конституции Японии, в которой зафиксирован отказ от военных действий как средства разрешения международных споров. По этой причине решение Кабинета министров вызвало критику даже в самой Японии.
С точки зрения внутренней логики безопасности, Токио вполне можно понять, поскольку, как и в случае с Южной Кореей, есть большие сомнения, что в случае вооруженного конфликта ракетную атаку Севера удастся перехватить. В такой ситуации острой угрозы резонно полагаться на превентивный удар, но опасностям ставки на превентивный удар мы, в своё время, посветили специальное эссе.
Кроме того, дилемма безопасности, связанная с вооружением Японии, задевает не только Север, но и Юг. Антияпонизм является важным элементом идеологии обоих корейских государств. Благо колониальную политику Японии в 1905-1945 годах можно описывать как «модернизацию», так и как «этноцид». Поэтому мы поговорим о том, как на этот шаг Токио отреагировали в РК.
В тот же день в министерство иностранных дел РК был вызван представитель посольства Японии в Сеуле, а в министерство обороны – военный атташе, которым были заявлены решительные протесты от имени южнокорейского правительства. Как заявил представитель МИД, любая активность Японии, связанная с Корейским полуостровом, должна быть обсуждена и одобрена Сеулом. Южнокорейские военные тоже заявили, что, в случае планирования нанесения военного удара по Северной Корее, Япония должна получить одобрение Сеула, поскольку, согласно южнокорейской Конституции, Северная Корея является территорией РК. Что касается островов Токто, то они исторически, географически и в соответствии с нормами международного права являются территорией РК. Японское правительство должно чётко осознавать, что повторение неправомерных территориальных притязаний не поможет усилиям по установлению ориентированных на будущее отношений между Сеулом и Токио. Кроме того, увеличение Японией военных расходов может спровоцировать гонку вооружений в регионе.
В ответ на заявление Токио о том, что он не будет запрашивать одобрения Сеула на контрнаступление на Северную Корею, президентская канцелярия заявила, что это один из вопросов, которые должны обсуждаться в рамках трехстороннего сотрудничества в области безопасности с участием США.
19 декабря канцелярия президента Юн Сок Еля повторила, что Японии необходимо провести тесные консультации с Южной Кореей или получить ее одобрение по вопросам, непосредственно связанным с безопасностью на Корейском полуострове.
Реакция официальных лиц Севера не особенно отличалась от южной. 20 декабря представитель Министерства иностранных дел КНДР отметил, что новая стратегия Токио приводит Корейский полуостров и восточноазиатский регион к серьезному кризису безопасности. Правительство Кисиды пытается превратить Японию «в военную державу наступательного характера», но так называемая «способность к нанесению контрудара» не имеет никакого отношения к праву суверенного государства на самооборону, будучи оправданием превентивного удара по территории других стран. Разумеется, в Пхеньяне отметили, что к ремилитаризации Японию подстрекают США.
От позиций представителей власти перейдём к экспертам и СМИ, при этом сразу же вынесем за скобки демократов, которые устроили по этому поводу форменную истерику: такими темпами японские силы самообороны вот-вот снова вторгнутся на Корейский полуостров и, конечно же, во всём виноват Юн Сок Ёль, который посмел заговорить о большем уровне сотрудничества с Японией. Однако, в забвении исторического опыта Юна упрекали и некоторые консервативные СМИ. И в этом смысле более интересно то, что по поводу этих шагов Японии писали консерваторы и приглашенные ими эксперты.
Как считает консервативная «Чунъан ильбо», за поведением Японии стоят «бесконечные ракетные провокации Северной Кореи и все более агрессивная политика безопасности Китая и России». В частности, «…Северная Корея, Китай и Россия наращивают свое военное сотрудничество. Китайская и российская военная авиация проводит совместные учения вокруг полуострова почти на регулярной основе. Их проникновение в опознавательную зону Корейской противовоздушной обороны (Кадиз) происходит чаще, чем раньше. Китай и Россия также накладывают вето на резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие непрерывные ракетные пуски Северной Кореи».
Иностранные СМИ часто поднимают вопрос о возможности вторжения Китая на остров Йонагуни — (самый западный остров Японии, расположенный всего в 111 километрах к востоку от Тайваня) в случае, если Китай вторгнется на Тайвань: остров служит передовой базой для материально-технической поддержки Тайваня в чрезвычайных ситуациях.
Правоцентристская «Korea Times» отмечает, что после поражения в 1945 году японские правые группировки преследовали одну цель: вернуть былое военное и политическое влияние своей страны, начиная с Азиатско-Тихоокеанского региона. Северная Корея представляет непосредственную угрозу безопасности. Однако японский милитаризм посеял семена несчастья на Корейском полуострове, колонизировав его. И если, по словам Кисиды, «Япония и ее народ сейчас переживают поворотный момент в истории», «Корейцев, настороженно относящихся к возрождению Японии, можно простить за то, что они думают, что их бывший колонизатор также переживает поворотный момент ― переходит от оборонительной позиции к наступательной».
Конечно, пишет газета, самый большой потенциальный враг Токио — это не Пхеньян, а Пекин. Однако может ли это оправдать или объяснить, почему президент Юн Сок Ель согласился на «обмен разведданными о ракетах в режиме реального времени» с США и Японией на своих встречах с Байденом и Кисидой в Пномпене? Япония может нанести ракетный удар по Северной Корее, используя информацию, предоставленную Южной Кореей. Поэтому, «пока не стало слишком поздно, Сеул должен предотвратить возможность оказаться в стороне из-за односторонних решений Вашингтона и Токио».
«Korea Herald» пишет, что «еще слишком рано говорить о том, что принятие Японией новых мер безопасности будет ограничено исключительно защитой от возможных атак со стороны Китая, Северной Кореи и России». Однако изменения в ее стратегии безопасности «предвещают мрачные геополитические события в регионе» и, похоже, выходят за рамки самообороны, определенной в ее пацифистской конституции. Возможности Японии по нанесению контрударов, которыми можно произвольно злоупотреблять без согласия соседних стран, достаточно проблематичны, чтобы вызвать сомнения и озабоченность у Южной Кореи и других стран Азии. «В конце концов, Япония имеет темную историю многократного вторжения на Корейский полуостров и гибели огромного количества невинных людей во время Второй мировой войны». Кроме того, если Япония возьмет на себя больше наступательной ответственности, то геополитическая структура в Азии неизбежно претерпит радикальные изменения. Ожидается, что Южная Корея, Япония и США будут работать сообща, чтобы сдерживать Север. «Но военное вмешательство Японии или провокация, нацеленная на Корейский полуостров на основе ее новой стратегии безопасности, — это совершенно другой вопрос». Претензии на Токто или своевольный удар по территориям, которые считаются частью РК, могут стать основой для конфликта.
Другая статья той же газеты отмечала, что Южной Корее следует более активно взаимодействовать с Японией через их общего союзника — США. И.О директора Института японских исследований Сеульского национального университета Нам Ки Чжон отметил, что базой сотрудничества Сеула и Токио должна стать Декларация 1998 года, подписанная президентом Ким Дэ Чжуном и премьер-министром Японии Кэйдзо Обути, в которой обсуждается приверженность Японии пацифизму и нераспространению.
Так или иначе, эта ситуация показывает, что создание блока Вашингтон-Токио-Сеул сталкивается с большими проблемами, чем сотрудничество Москвы, Пекина и Пхеньяна. Вместо треугольника всё ещё существует буква «L» и разнообразных проблем в отношениях Сеула и Токио вполне хватает.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».