EN|FR|RU
Социальные сети:

Вторая всеобщая забастовка дальнобойщиков в РК завершена

Константин Асмолов, 16 декабря

9 декабря Союз солидарности грузоперевозчиков РК  принял решение о прекращении 16-дневной забастовки. Так закончился второй раунд противостояния   Юн Сок Ёля и левых профсоюзов, начало которого мы описывали ранее. Забастовщики требовали придания постоянного статуса  временной системе гарантированной минимальной зарплаты  и расширения списка наименований грузов, в отношении которых она действует.

3 декабря стало понятно, что поставки цемента восстанавливаются. Восстановились также до 82% от среднего показателя и контейнерные перевозки из 12 крупных портов по всей стране, а Пусан, самый загруженный порт в РК,  фактически вернулся к нормальной жизни.

Фокус проблем перенесся на поставки стали и ситуацию в  нефтеперерабатывающем секторе. Около 60 автозаправочных станций по всей стране исчерпали  запасы топлива, и еще больше автозаправочных станций  были на грани закрытия.

 В этом контексте 4 декабря Юн Сок Ель поручил чиновникам подготовить приказ  о возвращении на работу для бастующих дальнобойщиков в топливной и сталелитейной промышленности, а 5 декабря  — потребовал держаться нулевой терпимости. По его словам, массовый отказ водителей грузовиков от перевозок, создание препятствий нормальной работе логистической системы, оказание давления на водителей, продолжающих работать, являются противозаконными действиями.    Отказ следовать указу президента может привести к тюремному заключению на срок до трех лет или штрафу в размере до 30 миллионов вон (22 500 долларов США).

В этом контексте СМИ широко раструбили высказывание Юна о том, что угроза, исходящая от таких действий, равноценна ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР,  после чего Демократическая партия  обвинила Юна во враждебном отношении к рабочим:  «Ужасно, что президент воспринял крик тех, кто хочет безопасных условий для перевозки грузов, как нечто эквивалентное ядерной угрозе».

Власти также объявили о планируемом ограничении сроком на один год выплат субсидий на топливо владельцам грузовиков, которые отказываются от перевозок, и лишении их права льготной оплаты за проезд по автомагистралям (также на год).

6 декабря KCTU провела «всеобщую забастовку» и митинги в поддержку Союза солидарности грузоперевозчиков в 15 местах по всей стране.  Как отметили в конфедерации, правительство не только выпустило антиконституционный «приказ о  возращении на работу» водителей грузовиков, но и пытается ослабить забастовку с помощью расследования на местах, проводимого комиссией по справедливой торговле.  Организаторы акций пообещали увеличить масштабы протестов рабочих коллективов по всей стране с целью сокрушить оказываемое властями давление на бастующих.

Вместе с тем, масштаб митингов  оказался гораздо меньше, чем ожидалось – число их участников составило около 20 тыс. человек, самый большой митинг собрал 3500 участников, следующий по численности — тысячу, и это восприняли как знак того, что движение идет на спад.

В ответ премьер-министр Хан Док Су заявил, что правительство будет «твердо действовать в соответствии с законом и принципами, не идя на компромисс с незаконностью». Хан призвал бастующих вернуться к работе, заявив, что насилие и незаконные действия неприемлемы в любом случае. Хан Док Су  указал, что издание приказов о возвращении на работу – это острая необходимость, поскольку сбои в поставках металлургической и нефтехимической продукции распространяются на ключевые экспортные отрасли, такие как автомобилестроение, судостроение и производство полупроводников.

  8 декабря на фоне растущих опасений по поводу общенациональной забастовки   Демократическая партия отошла от своей прежней позиции поддержки  профсоюза и приняла предложение правительства  по продлению на 3 года политики минимальных фрахтовых ставок для цементовозов и контейнеровозов, срок которых истекает в конце этого месяца. После того, как «демократы сдались»,  лидеры профсоюза провели экстренное заседание  и  решили провести голосование членов организации по ее будущему курсу действий:   61,82% участников голосования выступили за прекращение забастовки, 37,55% — за продолжение борьбы. При этом в голосовании приняли участие только 3 574 из 26 144 членов профсоюза, а региональное отделение в Пусане вообще завершило забастовку досрочно, заявив, что голосование представляет собой акт перекладывания ответственности на членов профсоюза.

9 декабря  администрация президента   приветствовала результаты голосования, отметив,  что «действия Профсоюза солидарности дальнобойщиков нанесли астрономический ущерб нашей экономике и средствам к существованию людей… Однако, с другой стороны, мы все должны использовать это как возможность добиваться институциональных улучшений в грузовой отрасли». «Правительство будет придерживаться закона и принципов без колебаний, когда речь заходит о вопросах управления трудовыми ресурсами, и сделает все возможное, чтобы обеспечить рабочие места для молодых поколений, улучшить двойную структуру рынка труда и создать справедливую и ориентированную на будущее культуру труда и управления».

 Теперь, надеется автор, впереди нормальный путь к консенсусу, тем более, что есть проблемы с самой системой. Как пишет консервативная «Чунъан ильбо», исследования показывают, что количество дорожно-транспортных происшествий и жертв после введения новой системы тарифов увеличилось, и, по мнению экспертов  Корейской ассоциации международной торговли, система тарифов только способствовала увеличению транспортных расходов без положительного влияния на безопасность.

Ожидать полного урегулирования ситуации кажется преждевременным, поскольку дальнобойщики пообещали продолжить кампанию за систему безопасных тарифов на грузоперевозки, а провластные СМИ заявляют, что профсоюз должен взять на себя должную ответственность за огромный экономический ущерб, который, по оценкам, превышает 3,5 трлн вон (2,6 млрд долларов).

 Можно подвести следующие итоги происходящего:

  • Юн Сок Ель и его администрация, с одной стороны, проявили твердость и заняли более жесткую позицию, чем при первой забастовке, с другой – действовали в рамках приемлемого. Ожидаемых некоторыми демократическими критиками массовых арестов или разгона бастующих водометами не произошло, а приказ о возвращении к работе впервые был применен в 2004 г. при более чем либеральном Но Му Хене.
  • Рейтинг Юна на этом фоне стал растидо 41,5%, преодолев 40-процентный порог впервые за пять месяцев.
  • Обратим внимание на поведение демократов, которые сперва науськивали профсоюзы на власть, а когда поняли, что нужного эффекта не будет, пошли на компромисс. В итоге дальнобойщики, по сути, ничего не получили, так как объявили забастовку в знак протеста против предложения правительства о продлении системы тарифов на фрахт на три года, что было принято демократами.
  • Вовлеченность рядовых членов профсоюза тоже начала падать. Если 24 ноября (в первый день) в забастовке участвовали 9 600 дальнобойщиков, в последний день их было только 3300. Низкая явка (13,6 %) и высокий уровень одобрения (61,8 %) отмены забастовки во время голосования тоже указывает на потерю драйва.
  • Что же до мнения народа, то, согласно опросам Gallup Korea, 71 %  респондентов заявили, что дальнобойщики должны сначала вернуться на работу, а затем вести переговоры с правительством, но при этом 51%  респондентов считают, что правительство решило недавние трудовые проблемы ненадлежащим образом.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Закон ЕС о борьбе с обезлесением и его влияние на Глобальный Юг и бразильский экспорт
Проблема конкурентоспособности Европы: есть ли еще время ее решить?
Разрозненная торговая война ЕС с Китаем
Неравенство – бомба замедленного действия
Падение шейха Хасины Вазед: от прогресса к протестам в Бангладеш