В целях ускорения работы по развитию международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг, в частности его железнодорожного сегмента через Западную хорду, в Баку подписана Декларация Россией, Азербайджаном и Ираном, подтверждающая готовность этих стран к активизации сотрудничества в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования коридора в полной мере. Стороны заявили о намерении рассмотреть предложенные целевые показатели по реализации 30 млн тонн транзитных и двусторонних сухопутных грузовых перевозок по территориям трех стран к 2030 году. Заместитель председателя правительства России Александр Новак подчеркнул, что Западная хорда маршрута будет основой железнодорожного сообщения, однако она не сможет нарастить мощность без ввода иранской магистрали Решт – Астара протяжённостью 165 км. По его словам, строительство железнодорожной магистрали займёт несколько лет, но необходимо урегулировать вопросы с имущественными правами на землю и землепользование, а также обеспечить защиту инвестиций сторон. Вице-премьер также отметил, что будущий железнодорожный маршрут должен включать логистические центры и сервисы для перевалки в портах Энзели, Бендер-Аббас грузов, следующих в страны и из стран Персидского залива и Южной Азии. «Реализация проекта окажет кумулятивный эффект на экономики трёх стран, предпринимательство, увеличит товарооборот, поставки и транзит грузов», — подчеркнул А. Новак.
Как заявил 12 сентября официальный представитель МИД Исламской Республики Нассер Канани, Тегеран, Баку и Москва достигли договорëнности об ускорении строительства железнодорожной линии Решт — Астара в рамках МТК Север — Юг. Решение этого вопроса позволит ускорить реализацию проекта по прямому железнодорожному сообщению через пограничные переходы Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) — Астара (Иран). В вопросе быстрейшего ввода этого транспортного коридора строительство железной дороги Решт – Астара является сегодня важнейшей задачей.
Вопрос достройки 165-километрового участка железной дороги между административным центром северной иранской провинции Гилян городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой обсуждался в ходе визита в Москву президента Ирана Эбрахима Раиси 19 января с.г. В соответствии с достигнутыми договоренностями Ираном были выделены дополнительные средства для скорейшего строительства этой железной дороги.
Как ранее рассказал заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби, Иран ведет активные переговоры по сбору необходимых ресурсов на финансирование железнодорожного проекта Решт – Астара, на завершение реализации которого требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций. В частности, предусматривается это финансирование тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером. Ранее Баку уже предоставил Тегерану на эти цели кредит в $500 млн. 25 января на границе Азербайджана и Ирана был заложен фундамент нового моста через реку Астарачай длиной 89 метров и шириной 30 метров, строительство которого планируется завершить до конца 2022 года.
Отмечаемая пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только дефицитом финансовых средств в находящей под санкциями стране, но и надеждами Тегерана на восстановление еще известного с советских времён железнодорожного сообщения через Джульфу с выходом через Мегринский район Армении и Азербайджан в Россию. Однако, после «осенней» карабахской войны 2020 года, а также последних приграничных инцидентов между Арменией и Азербайджаном, нерешенных вопросов здесь пока больше, чем ответов. Кроме того, пассивное поведение Еревана привело к изменению логистики и в сфере электроэнергетических коммуникаций. В частности, в рамках электроэнергетического коридора Север-Юг Иран – Армения – Грузия – Россия происходит нарушение всех приемлемых сроков сдачи в эксплуатацию 3-ей ЛЭП Иран-Армения. Вместо первоначально обговоренного 2019 года, армянские власти сначала перенесли сроки сдачи ЛЭП на 2021 г., а сегодня уже заявляют о возможном завершении проекта до конца 2023. В этих условиях Тегеран уже сообщил о готовности синхронизировать свою электроэнергетическую систему с российской через Азербайджан с целью увеличения взаимных электроэнергетических перетоков, вместо синхронизации энергетических систем Ирана и России через Армению и Грузию.
Международный транспортный коридор Север-Юг был создан 12 сентября 2000 года в соответствии с соглашением, подписанным между Россией, Ираном и Индией. В последующие годы к этому проекту присоединилось еще 10 стран, в том числе Азербайджан. Планировалось, что маршрут Север — Юг протяженностью 7200 километров пройдет от индийского порта Нава-Шева, расположенного на юге Мумбаи, до Санкт-Петербурга через Иран. Для перевозок будет использован морской, речной и железнодорожный транспорт. При этом Россия станет надежным транзитным пунктом в МТК и через Каспий свяжет страны Европы и Индию. Проект МТК Север – Юг почти в два раза сократит сроки доставки товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и наоборот.
В перспективе к МТК Север – Юг возможно присоединение Трансаравийской железной дороги, соединяющей Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман. Это позволило бы вывести международные торговые пути за пределы континентальной Евразии.
В июле с.г. к этому маршруту присоединился Туркменистан, через территорию которого из России в Иран прибыл первый грузовой железнодорожный состав. Он преодолел по Восточной хорде МТК 1600 км, направляясь в иранский порт Бендер-Аббас. Состав с 39 контейнерами, отправившись с подмосковной станции Чехов, прошёл 3800 км по железным дорогам России, Казахстана и Туркменистана и прибыл в Иран на железнодорожную станцию Серахс на границе с Туркменией, в провинции Хорасан-Резави. Поезд достигнет на юге Ирана порта Шахид-Раджаи в провинции Хормозган, затем груз будет доставлен в Индию морем.
Кроме Восточной хорды МТК, которая соединяет Россию с Индией через страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, и Западной ветки МТК через Азербайджан, предполагается активное использование и Центральной ветки. Она начинается в индийском крупнейшем порту Джавахарлала Неру в западном штате Махараштра на берегу Индийского океана, затем морским маршрутом протяженностью 1275 км соединяется с портом Бендер-Аббас в Ормузском проливе Ирана. После этого она проходит на север Ирана по суше автомобильным и железнодорожным транспортом в Ноушехр, Амирабад и к Каспийскому морю в иранском порту Анзали. От которого она может продолжаться в порты России Лагань и Астрахань, а также порты в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане.
В условиях, когда Европа закрылась, маршруты МТК Север-Юг становятся одним из основных маршрутов доставки грузов из Азии в Россию, а также в Северную и Западную Европу. Становясь реальной альтернативой не только китайскому проекту «Один пояс, один путь», но и традиционным маршрутам через Суэцкий канал — Черноморские проливы Турции; Суэцкий канал — порты бывшей Югославии; Суэцкий канал — Гибралтарский пролив — порты Бельгии/Голландии. При этом становятся явно преимущественными не только экономические выгоды, но и демонстрируются геополитические преимущества МТК для Индии, России и Ирана. А Россия и Иран превращаются чуть ли не в главный морской и сухопутный коридор из Азии в Европу.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».