28.07.2022 Автор: Константин Асмолов

РК и США – слова и факты

ROKU

После публикации текста о президенте РК на саммите НАТО у части аудитории возникли вопросы – действительно ли РК, несмотря на верноподданнические заявления, на деле не особенно торопится исполнять приказы Вашингтона. Лучше всего на этот вопрос ответит сочетание слов и фактов.

Совместное заявление лидеров РК и США состояло из трех частей, но общей темой было то, в каких сферах Вашингтон и Сеул будут вместе «за все хорошее против всего плохого». В частности, по северокорейскому вопросу оба лидера обязались «начать обсуждения с целью расширения масштабов совместных военных учений на Корейском полуострове и вокруг него» в том числе расширить сотрудничество для противодействия целому ряду киберугроз со стороны КНДР. Договорились Джо Байден и Юн Сок Ель и рассмотреть возможность развертывания в регионе большего количества американского оружия, включая ядерное.

Целый раздел заявления был посвящен экономическому сотрудничеству, в том числе в области экономической безопасности и создания безопасных и устойчивых глобальных цепочек поставок.

По российскому направлению было подчеркнуто, что стороны «выступают вместе с международным сообществом в осуждении дальнейшей неспровоцированной агрессии России против Украины», которое они считают нарушением международного права, и ввели «свои собственные финансовые санкции и меры экспортного контроля против России».

Китай прямо не называли, но подразумевают весьма чётко. Сеул, в частности, был готов педалировать тему прав человека как на северокорейском, так и на китайском направлении.

Понятно, что практическое воплощение решений, принятых первыми лицами, происходит не мгновенно, но к концу июля 2022 г. можно посмотреть, что за почти два месяца, прошедших со времени визита Байдена в РК, было сделано, а не сказано.

Более жесткий курс в отношении КНДР

Эксперты сразу же отметили, что два лидера не упомянули Панмунджомскую декларацию 2018 года или Сингапурское совместное заявление, которые были включены в совместное заявление саммита Байдена и тогдашнего президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина от мая 2021 года. В интервью CNN 23 мая 2022 г. Юн Сок Ёль подчеркнул, что примирительный подход предыдущего правительства к Северной Корее потерпел неудачу, «эпоха умиротворения Северной Кореи закончилась, и любые новые переговоры между Сеулом и Пхеньяном должны быть инициированы северокорейским лидером Ким Чен Ыном». Позднее, на встрече с военными в июле 2022 г. он приказал «быстро наказать Северную Корею в случае провокаций».

Однако в том же интервью Юн отметил, что развал КНДР является нежелательным, лучший вариант — совместное процветание Юга и Севера. Это сильно отличает его позицию от классических консерваторов, открыто говоривших о стирании КНДР с карты и скором поглощении.

24 мая представитель министерства объединения сообщил, что, учитывая заявленный президентом практический подход, правительство Южной Кореи рассмотрит вопрос о том, следует ли сохранять экономические санкции, введенные против Северной Кореи в 2010 году после того, как «Север потопил южнокорейский корвет «Чхонан». В соответствии с санкциями, известными как Меры от 24 мая, запрещены почти все межкорейские обмены, за исключением промышленного комплекса Кэсон и проектов гуманитарной помощи. Дальнейших новостей по этому поводу, однако, не было, и автор предполагает, что такой шаг навстречу придерживается до действий Севера.

Новых односторонних санкций тоже пока не вводили, хотя 27 июня замминистра финансов США по вопросам борьбы с терроризмом и финансовой разведкой Брайан Нельсон, курирующий санкционную проблематику, провёл ряд встреч с высокопоставленными представителями РК, в ходе которых обсудил тему санкционных ограничений в отношении КНДР и России.

Во время встречи со спецпредставителем по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ким Гоном стороны достигли договорённости о необходимости усиления международного санкционного давления на Северную Корею в случае продолжения ею курса на отказ от диалога и продолжение развития своего ракетно-ядерного потенциала. Участники переговоров обсудили вопрос односторонних санкций со стороны США и РК, но Сеул так ничего и не ввел, в отличие от Вашингтона.

Зато налицо активность по линии защиты прав человека в качестве дополнительного инструмента оказания давления на Пхеньян. 19 июля министерство иностранных дел Р. Корея объявило о назначении профессора политологии и международных отношений университета Корё Ли Син Хва на должность посла по международному сотрудничеству по вопросам прав человека в КНДР. Это место было вакантным с сентября 2017 года, было создано в 2016 году после принятия Закона о правах человека в Северной Корее.

Наконец, отметим, что северокорейская повестка активно используется во внутренней политике – «накат» на прежнюю администрацию осуществляется через расследование инцидентов, в котором администрацию Муна обвиняют в попытках выслужиться перед Севером ценой жизни граждан РК.

Экономическое сотрудничество

Здесь результаты хорошо видны не только на примере вступления в IPEF. Сеул присоединился к инициативе Вашингтона Mineral Security Partnership (MSP), направленной на диверсификацию и создание стабильных цепочек поставок ключевых ресурсов и полезных ископаемых, используемых в передовых отраслях промышленности (полупроводники, аккумуляторные батареи, зелёная энергетика и пр.).

Затем, принято решение о присоединении Сеула к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP). Официальная заявка будет подана после прохождения всех необходимых внутренних процедур, включая слушание в парламенте.

7 июля в Вашингтоне состоялись переговоры секретаря президента РК по вопросам экономической безопасности Ван Юн Чжона и старшего директора по технологиям и национальной безопасности Совета национальной безопасности США Таруна Чабры.

Отдельно отметим визит в РК министра финансов США Джанет Йеллен, от которого ожидали явных шагов Сеула в сторону американского курса. В своей речи после посещения завода по производству аккумуляторов LG Chem Йеллен призывала к созданию устойчивых цепочек поставок, чтобы снизить инфляцию и помешать Китаю использовать рычаги влияния на поставки ключевых материалов. Кроме того, Йеллен назвала предлагаемое ограничение цен на экспорт российской нефти самым мощным инструментом для решения проблемы высоких цен на энергоносители и призвала союзников США присоединиться к этому шагу. По итогам визита Южная Корея присоединилась к предложению США, о максимальных ценах на русскую нефть, однако это не более чем красивый жест, учитывая, что РК ее практически не покупает. В основном нефть поставляется на Юг по морю из арабских стран и США.

Важно и то, что, когда Джанет Йеллен встретилась за закрытыми дверями с президентом Юн Сок Ёлем, вопреки ожиданиям, стороны не затрагивали проблематику санкций в отношении КНДР.

Еще один важный момент: 20 июля министр науки и ИКТ Ли Чжон Хо открыто заявил, что Южной Корее следует проявлять осторожность при принятии решения о присоединении к американской инициативе технологического альянса Chip 4 или Fab 4, поскольку потенциальные последствия могут повлиять не только на полупроводниковую промышленность страны, но и на экономику в целом. Структура, в состав которой помимо США и РК также входят Тайвань и Япония, призвана противодействовать росту влияния КНР в глобальных цепочках поставок современной высокотехнологичной продукции, а также увеличить производственный потенциал и возможности Америки в указанной сфере.

Военное сотрудничество и вопрос THAAD

Юн намерен строить т.н. трехосную систему, куда входит «Система массированного наказания и возмездия (оперативный план по выведению из строя северокорейского руководства в случае конфликта)»; система упреждающего удара Kill Chain; система противовоздушной и противоракетной обороны. Однако эти разработки начались не при нем и в какой мере темпы военных расходов и оборонных закупок будут равны тому росту, который был при Муне, еще неясно.

Была возрождена Расширенная группа высокого уровня по стратегии сдерживания и консультациям, которая недолго действовала во время правления Пак Кын Хе. Платформа, позволяющая двум союзникам тесно координировать действия по размещению стратегических активов США. К таким средствам обычно относятся авианосцы, атомные подводные лодки и бомбардировщики, способные нести ядерное оружие.

Что же до THAAD, то 23 мая министр обороны РК заявил, что Южная Корея будет добиваться нормализации размещения американской ПРО, поскольку она находится в статусе временной установки из-за экологической и других причин. Министерство обороны планирует сформировать правительственно-гражданский консультативный орган для давно откладывавшейся оценки воздействия на окружающую среду американского подразделения противоракетной обороны THAAD, чтобы ускорить процесс.

Не видно пока активных действий по присоединении РК к QUAD: пресс-секретарь Юна опроверг сообщение японских СМИ о том, что новое корейское правительство стремится присутствовать на встрече четырех стран в качестве наблюдателя.

Где прогресс виден, так это совместные учения разных типов. 11 июня 2022 г. руководители оборонных ведомств Южной Кореи, Соединенных Штатов и Японии договорились активизировать сотрудничество для противодействия ракетным угрозам Северной Кореи посредством совместных учений, включая учения по предупреждению о ракетном нападении. Похожие заявления звучали на встрече лидеров трех стран в кулуарах саммита НАТО.

29 июня 2022 г. КНДР жестко раскритиковала совместные учения США с Японией и Южной Кореей Pacific Dragon под предлогом «отработки способности к поиску и слежению баллистических ракет», которые во многом проведены в закрытом режиме.

4 июля Южная Корея впервые провела в Сеуле четырехдневное пленарное заседание Национального комитета резервных сил (NRFC), в котором приняли участие официальные лица из 20 членов комитета, а также из шести стран со статусом наблюдателя, включая Корею, Австралию и Новую Зеландию.

Созданный в 1981 году, NRFC служит ключевым органом, которому поручено консультировать НАТО по вопросам, связанным с резервными силами, и повышать боеготовность резервов Североатлантического союза путем обмена передовым опытом.

20 июля 2022 г. было окончательно объявлено, что учения гражданской обороны «Ыльчжи» пройдут с 22 августа в полном масштабе и продлятся четыре дня по всей стране после того, как в последние годы они проводились в сокращенном режиме из-за пандемии COVID-.19. В них примут участие около 480 000 должностных лиц из примерно 4000 городских, окружных и районных органов власти, государственных учреждений и других организаций по всей стране, чтобы проверить их готовность к войне и другим непредвиденным обстоятельствам. Учения будут включать в себя действия по восстановлению объектов, телекоммуникаций и гидротехнических сооружений в случае северокорейской ракетной атаки, а также тренировки по противодействию помехам GPS в сочетании с совместными военными учениями Южной Кореи и Соединенных Штатов.

Военная часть учений, запланированная на 22 августа — 1 сентября, вероятно, будет сочетать в себе командно-штабные учения на основе компьютерного моделирования и полевые маневры, что в сочетанием с учениями «Ыльчжи» равносильно возрождению учений Ulchi Freedom Guardian, отмененных в 2018 году при администрации Мун Чжэ Ина.

Предполагается, что маневры получат новое название, которое в настоящий момент обсуждается, и автор ожидает в связи с этим нового витка напряженности по аналогии с теми традиционными «весенними и осенними обострениями», которые до «олимпийского потепления» 2018 г. случались ежегодно.

Поддержка Сеулом антироссийской линии Вашингтона

Дополнительных санкций нет. Громких заявлений нет. Встреча Пак Чина и Лаврова 7 июля 2022 г. в рамках министерской встречи стран «Большой двадцатки» на Бали тоже не свелась к обвинениям. Пак Чин призвал Лаврова не допустить ущерба для южнокорейских граждан и компаний, проживающих и работающих в России.

Визит Ли Чжун Сока на Украину не стал поводом для дополнительных действий, а критиковали Ли за это сторонники Юна.

Боевого блогера Ли Гына допрашивают, но тема ушла из новостей – видимо потому, что, находясь в статусе задержанного, он не может обновлять инстаграм (деятельность которого запрещена в России как экстремистская).

Некоторые записывают в антироссийские действия упраздненный Комитет по северному экономическому сотрудничеству, который курировал связи с Россией и государствами Евразии. Однако не все знают, что эта структура практически не функционировала, и российская версия ее сайта не обновлялась с 2019 г.

«Разворот от Китая»

Жестких антикитайских заявлений нет, вместо этого – постоянные оговорки о том, что участие РК в американских программах не несет антикитайской направленности. Отвечая на вопрос о возможности экономического возмездия со стороны Китая в связи с присоединением РК к возглавляемой США Индо-Тихоокеанской экономической структуре (IPEF), южнокорейский лидер сказал, что «Китай вряд ли проявит чрезмерную чувствительность в этом вопросе». Он напомнил, что двустороннее сотрудничество одинаково важно и для Сеула, и для Пекина. Укрепление контактов с Вашингтоном в областях безопасности и технологий не означает, что Сеул считает неважным экономическое сотрудничество с Китаем, — подчеркнул Юн Сок Ёль.

23 мая первый заместитель министра иностранных дел РК Чо Хён Дон заявил, что укрепление экономического и технического альянса РК и США при новой администрации Юн Сок Ёля не направлено против конкретной страны и правительство приложит усилия для одновременного укрепления экономического и технологического партнёрства с Китаем, который является близким соседом и крупнейшим торговым партнёром РК.

2 июля министр иностранных дел РК Пак Чин отметил, что участие Юн Сок Ёля в саммите НАТО не направлено против Китая. А 7 июля Пак Чин и его китайский коллега Ван И договорились регулярно общаться. В ходе встречи министров иностранных дел G-20 на Бали, Пак и Ван около 50 минут обменивались мнениями об активных обменах между двумя странами после того, как в мае в Корее появился новый президент.

Таким образом, Сеул отнюдь не бежит впереди паровоза. Там, где вопросы не «обсуждаются», речь идет или об экономическом сотрудничестве без явной угрозы испортить отношения с Китаем, или о тех инициативах в области безопасности, которые Юн озвучивал еще во время предвыборной гонки. Остальное может быть выложено на стол в критической ситуации (например, на фоне серьезного межкорейского обострения) при этом от открытых антироссийских или антикитайских шагов Юн старается воздерживаться.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: