EN|FR|RU
Социальные сети:

Китай, Таиланд и Лаос: экономическая дружба крепнет

Пётр Коновалов, 15 июля 2022

LAO54533

На сегодняшний день Китай ставит перед собой цель стать основным внешнеэкономическим партнером у как можно большего количества государств. Как известно, немаловажным фактором роста экономики является эффективная система логистики. Именно поэтому Китай развивает инициативу «Один пояс – один путь», а также множество других значимых инфраструктурных проектов.

5 июля 2022 г. в Бангкоке министр иностранных дел Китая Ван И встретился со своим таиландским коллегой Доном Праматвинаем и заявил, что отношения между КНР и Таиландом с уверенностью можно сравнить с отношениями членов «одной дружной семьи». Руководитель таиландского внешнеполитического ведомства согласился с суждением главы МИД КНР и положительно оценил диалог между двумя государствами, а также выразил надежду на укрепление двустороннего партнерства.

Ван И подчеркнул, что с начала пандемии коронавируса в 2020 г. Китай и Таиланд оказывали друг другу всевозможную помощь в борьбе с эпидемией. По мнению китайского дипломата, это стало наглядным примером жизнеспособности и устойчивости диалога между двумя странами, запущенного в тот непростой промежуток времени.

Также руководитель китайского внешнеполитического ведомства добавил, что КНР и Таиланд, будучи странами с быстроразвивающимися экономиками, должны углублять и расширять стратегическое взаимодействие для ускорения процесса всеобщего развития.

Китайский дипломат закончил свое выступление словами о том, что КНР позитивно относится к проведению в Таиланде встречи руководителей стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а также считает нужным увеличить значимость роли стран Азии в мировой политике.

В свою очередь, Дон Праматвинай отметил, что укрепление партнерства между двумя странами создает очень хорошие условия для развития экономики Таиланда, так как КНР предлагает очень благоприятные условия для плодотворного сотрудничества.

Руководитель МИД Таиланда выразил свою благодарность Китаю за поставки медицинского оборудования для борьбы с пандемией коронавируса, а также за значительное упрощение процессов таможенного оформления для ввоза таиландских сельскохозяйственных продуктов в КНР, что хорошо сказалось на благосостоянии таиландских коммерческих организаций.

Д. Праматвинай выразил надежду на то, что Китай и Таиланд сделают все возможное, чтобы форумы АТЭС в 2022 г. были максимально результативными и проходили исключительно в положительном ключе.

Между главами внешнеполитических ведомств двух стран было достигнуто соглашение о выведении двусторонних отношений и стратегического партнерства на новый уровень. Ван И напомнил, что в 2022 г. отмечается 10-я годовщина установления китайско-таиландских отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства. Также главы МИД КНР и Таиланда заявили, что благодаря увеличению объемов внешнеторгового оборота ускорится научно-технический прогресс.

Заодно стороны договорились способствовать развитию совместного сотрудничества с еще одной соседней страной – Лаосом, которое интенсивно происходит в сфере создания железнодорожного сообщения между Китаем, Таиландом и Лаосом. Совершенствование этой транспортной системы позволит значительно увеличить грузопоток, что в целом повысит уровень регионального развития.

В планы китайских властей входит создание совместного экономического коридора для индустриального развития провинции Юньнань, а в планы таиландских властей – расширить инфраструктурный проект «Восточный экономический коридор» (ВЭК), призванный превратить восточные провинции Таиланда в ведущую экономическую зону среди стран АСЕАН и создать мощный промышленный хаб в Юго-Восточной Азии.

Что касается выгоды для Лаоса, то этому небольшому азиатскому государству с 7,7-миллионным населением, не имеющему выхода к морю, взаимодействие с Китаем помогло значительно ускорить темпы своего экономического развития. Страна достаточно часто сталкивается с серьезными проблемами инфраструктурного и логистического характера, однако развитие партнерства с Китаем постепенно улучшает непростое положение Лаоса.

Введенная в эксплуатацию 3 декабря 2021 г. железная дорога Китай – Лаос продемонстрировала свою высокую эффективность: за полгода по ней было перевезено около 4 млн тонн грузов. Также стоит отметить, что за все время работы данной железной дороги ею успели воспользоваться более 3 млн пассажиров. Дополнительное развитие проекта ВЭК в перспективе может значительно увеличить эти показатели.

В мае 2022 г. власти Китая и Лаоса договорились об ускорении процедур таможенного регулирования. Подписание соответствующего соглашения, по оценкам специалистов, ощутимо увеличило скорость доставки по железной дороге китайской сельскохозяйственной техники и пищевых продуктов в Лаос. Одной из основных идей ВЭК, к слову, также является упрощение условий международной торговли.

Железная дорога Китай – Лаос протяженностью 1035 км соединяет столицу Лаоса Вьентьян и административный центр китайской провинции Юньнань – город Куньмин. Данный проект с уверенностью можно назвать одним из самых знаковых начинаний в рамках инициативы «Один пояс – один путь».

В июне 2022 г. между КНР и Лаосом была впервые осуществлена двунаправленная передача электроэнергии. На реализацию проекта взаимосвязанности сетей энергетического снабжения Китая и Лаоса ушло 12 лет. Чуть ранее, в марте 2022 г., лаосская электроэнергетическая компания Electricite du Laos и китайская электросетевая компания China Southern Power Grid (CSG) заключили коммерческое соглашение о снабжении Лаоса гидроэнергией в периоды дождей. Также Лаос и КНР достигли договоренностей направлять излишнюю гидроэнергию из Лаоса в провинцию Юньнань в сезоны дождей. В свою очередь, CSG обязалась обеспечивать северные регионы Лаоса дополнительной электроэнергией.

Воплощение в жизнь китайских инфраструктурных и энергетических проектов в Лаосе и Таиланде свидетельствует о том, что власти Китая поставили перед собой четкую цель наращивать свое влияние на южных рубежах. Для расширения сферы влияния Китай готов инвестировать значительные средства в экономики соседних стран.

Безусловно, увеличение китайского присутствия в Юго-Восточной Азии не может не вызывать беспокойства у США, которые предпринимают попытки сохранять свое прежнее влияние в регионе. Впрочем, амбициям Вашингтона мешают высокие темпы роста китайской экономики, а также географический фактор: в то время как США значительно удалены, Китаю играет на руку близость к странам Юго-Восточной Азии.

Благодаря увеличению объемов торговли с Китаем экономики Таиланда и Лаоса демонстрируют уверенный подъем. Руководство КНР заинтересовано в том, чтобы у китайских границ находились экономически развитые государства, с которыми выгодно вести торговлю.

Подводя итоги, можно предположить, что проект ВЭК и прочие торгово-экономические инициативы очень выгодны для трех сторон – Китая, Таиланда и Лаоса. Именно поэтому власти двух азиатских стран положительно относятся к присутствию в их экономиках Китая. Успешная реализация всевозможных проектов позволит двум государствам улучшить уровень жизни своих граждан, а также даст этим странам возможность выйти на новый уровень развития.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Действия России в Африке затягивают экономическую петлю вокруг Европы
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?
Индо-Тихоокеанский регион готовится к возвращению Трампа
Американские выборы: Трамп победил, и по всей Европе воцарилось новое отчаяние