EN|FR|RU
Социальные сети:

США решили дестабилизировать теперь Узбекистан?

Владимир Платов, 05 июля 2022

KAUZ

Провал недавней попытки создания вооруженного конфликта в ГБАО, к сожалению, не умерил пыл Вашингтона в поиске путей дестабилизации ситуации в регионе Центральной Азии и в создании для России, ведущей сейчас спецоперацию по денацификации Украины, дополнительных неудобств в виде «второго фронта». В этих целях Соединенные Штаты не прекращают через подконтрольные НПО, СМИ и возможности американских спецслужб попытки разжигания старых конфликтов в этом регионе для оказания давления на сферу региональной безопасности, с последующей угрозой для России, а также Китая. И в этом плане, помимо продолжения деструктивных операций в Казахстане, провоцирования нестабильности в Туркменистане и на границе Таджикистана с Киргизией, стало поддержание этно-сепаратистской активности в вопросе так называемой каракалпакской независимости.

Основанием для расшатывания ситуации стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», опубликованный 25 июня в парламентских изданиях для всенародного обсуждения. Которое, в соответствии с решением парламента республики, после 5 июля вынесут на референдум. Сам проект закона предусматривает более 200 изменений в 64 статьи Конституции, среди которых пункт о продлении срока полномочий президента Узбекистана с пяти до семи лет, о запрете смертной казни, о запрете выдачи гражданина страны иностранному государству.

На этом фоне в находящейся в составе Узбекистана автономной республике Каракалпакстан 1 июля были внешними силами инициированы волнения из-за якобы возможного лишения автономии права на выход из состава страны.

Автономная республика Каракалпакстан занимает 40% площади нынешнего Узбекистана, однако живут там 2 млн человек, а численность населения остальной части Узбекистана — 33 млн. Каракалпаки являются частью группы тюркских народов, лингвистически близки к казахам и киргизам. Из-за этого в советские времена это этническое образование было включено как автономная часть сначала в состав Казахстана, затем — Киргизии, а позднее — РСФСР уже в статусе автономной республики, после чего ее передали Узбекской ССР. Декларация о суверенитете Каракалпакии была принята в 1990 году, после чего Каракалпакстан объявил о своем отделении от Узбекской ССР, однако оно должно было быть одобрено референдумом для вступления в силу. Но этого так и не произошло из-за прекращения существования в следующем году Советского Союза.

После распада СССР во многих новых республиках Центральной Азии вспыхнула межэтническая напряженность. Имела она место и в Каракалпакстане, где возникли требующие самоопределения каракалпакского народа группировки.  В 1992 году регион был признан автономной республикой в ​​составе Узбекистана, а в следующем году региональная конституция дала региону право на самоопределение и был подписан межгосударственный договор, по которому Республика Каракалпакстан вошла в состав Республики Узбекистан сроком на 20 лет. Согласно подписанным соглашениям, была предусмотрена возможность проведения референдума о самоопределении, который должен был состояться в 2013 году.

По конституции Узбекистана, граждане Республики Каракалпакстан являются одновременно и гражданами Республики Узбекистан, но изменение границ обоих республик может произойти только с согласия узбекского парламента. При этом каракалпаки имеют право самостоятельного решения вопросов своего административно-территориального устройства. В соответствии со статьей 74 Основного закона Узбекистана, «Республика Каракалпакстан обладает полным правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана».

Сами жители Каракалпакстана считают, что их страна — не автономия, а суверенное государство, входящее в состав Узбекистана. При этом каракалпаки подчеркивают, что Каракалпакия – это парламентская республика, в то время как Узбекистан – президентская.

Узбекистан и сама территория этого государства представляют значительный военно-политический и военно-географический интерес для США. Он особенно усилился в последний год, когда рухнула идея Вашингтона по превращению Афганистана в точку опоры для экспансии в Центральной Азии. И в этой связи именно Узбекистан стал в последнее время представлять для США повышенный интерес среди среднеазиатских республик как государство, которое могло бы выступать той самой «точкой опоры».

По этим причинам США еще с 2014 года стали активно поддерживать через НПО и другие свои возможности сепаратистское движение каракалпаков. Особую активность в этом вопросе проявляют соросовские издания и организации, демонстрирующие свою поддержку сепаратистским проявлениям каракалпаков.

И вот 1 июля в Нукусе — столице автономного Каракалпакстана тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против предлагаемых изменений в конституцию страны. В ходе беспорядков на площади перед комплексом административных зданий Каракалпакии группа граждан пыталась организовать их захват. Как информирует пресс-служба МВД Узбекистана, некоторые граждане Каракалпакстана в результате неправильного толкования конституционных реформ, проводимых в республике, незапланированно устроили шествия по городу Нукус. Отмечается, что провокаторы, используя мирных граждан, пытались внести раскол в обществе и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Узбекистане. С целью недопущения нарушения общественного порядка и пресечения совершения гражданами различных правонарушений были задействованы силы и средства правоохранительных органов.

Чтобы успокоить общественное мнение каракалпаков, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев прибыл в столицу Каракалпакстана Нукус, где заявил о необходимости сохранить в конституции страны статьи об автономии республики. Мирзиёев провел встречу с депутатами парламента и активом Каракалпакстана, предложил отказаться от изменения статей конституции, затрагивающих автономный статус республики. «На основе изучения высказываемых жителями Каракалпакстана мнений, президент обозначил необходимость сохранения без изменений действующих редакций статей 70, 71, 72, 74, 75 конституции Республики Узбекистан», — сообщил замглавы администрации узбекского лидера Шерзод Асадов.

Хочется надеяться, что на этом очередная попытка Запада дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии будет сорвана и жители региона смогут продолжить свою созидательную жизнь наперекор преступным намерениям внешних противников.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
«Человек в тумане»: Новое правительство в Монголии
Значение визита Ильхама Алиева в Пакистан
Реформы в Узбекистане: новый этап политического развития республики
«Синий конь» Монголии и безопасность Байкала – новости обнадёживают, но пока не успокаивают
«Туркментранзит» — 2024: Туркменистан и континентальные магистрали