19.04.2022 Автор: Владимир Одинцов

Дрейфующие мины могли появиться в Черном море неслучайно

MIN954555

Официальные представители министерств обороны России и Турции продолжают заявлять, что угроза дрейфа сорванных с якорей украинских мин сохраняется.

Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что из-за сохраняющейся угрозы дрейфующих мин турецкая сторона повысила уровень готовности сапёрных подразделений и других служб, а также статус оповещения и мобилизации. При этом министр указал, что определить число дрейфующих мин в Черном море невозможно. «У нас есть большие возможности для борьбы с этой проблемой. Мы быстро их мобилизовали, повысили статус оповещения подводных команд и беспилотников. Внимательно следим за развитием событий. Когда получаем какое-либо уведомление, наши подразделения быстро принимают необходимые меры», — сказал Акар.

К настоящему времени на шельфе Босфора было обезврежено три мины. Также есть подозрения о возможном наличии других дрейфующих мин, однако подтвердить их невозможно, подчеркнул Акар. «Что мы будем делать в этом отношении, так это сохранять бдительность», — сказал он. Турецкий министр пояснил, что после обнаружения мины выводятся в безопасную зону и обезвреживаются без ущерба для окружающих.

29 марта официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик заявил, что сообщения о дрейфующих минах в Черном море вызывают чрезвычайную обеспокоенность в организации. По его словам, размещение мин может повлиять на международное судоходство. В частности, он отметил, что район Черного моря имеет важное значение для экспорта продовольствия из России и с Украины.

В целях безопасности с 26 марта приостановлены все виды рыболовства в водах Черного моря на участке между Болгарией и Кефкеном. Особенно ограничение касается ночного времени суток. Военно-морские силы Турции призвали моряков быть внимательнее при выходе в Черное море и отслеживать дрейфующие мины. Предупреждение было разослано после того, как 19 марта ФСБ России сообщила, что ВМС Украины установили минные заграждения на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный. Из-за обрывов тросов мины под воздействием ветра и течения могут свободно перемещаться в западной части Черного моря. Как сообщалось ранее, в Одессе, например, несколько сотен установленных киевскими властями у побережья якорных мин сорвало штормом, после чего они отправились «в свободное плаванье» в Чёрное море (а затем, возможно, и через турецкие проливы в Средиземное), угрожая любому морскому транспортному средству. Согласно уточнению в официальном документе, который публикует издание Life.ru, речь идёт об около 420 снарядах типа ЯМ и ЯРМ, которые  были установленные украинскими ВМС.

Турция проводит расследование в связи с дрейфующими минами в Черном море. Найденным у берегов Турции минам там нашли объяснение в виде давления НАТО. В частности в Турции высказывается предположение, что дрейфующие мины могли появиться в Черном море неслучайно. Министр обороны Турции Хулуси Акар не исключает, что таким образом хотели добиться допуска в акваторию военных кораблей НАТО. «У нас есть подозрение на предмет умышленного появления мин. Возможно, они были выпущены в рамках некоего плана оказать на нас давление с тем, чтобы пропустить через проливы в Черное море минные военные тральщики НАТО. Но мы привержены правилам Конвенции Монтре и не пропустим военные корабли в Черное море», — заявил министр.

Ранее министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция закроет проливы Босфор и Дарданеллы для любых военных кораблей из-за проводимой Москвой спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины. Как известно, в соответствии с конвенцией Монтрё, исключения составляют суда, следующие в порт приписки.

Конвенцию Монтрё приняли в 1936 году. Она позволяет торговым судам свободно проходить указанные проливы и в мирное, и в военное время, однако ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком в три недели. В чрезвычайных ситуациях Анкара может запретить или ограничить проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы. «Турция будет придерживаться Конвенции Монтрё и не допустит ввода военных кораблей любых стран в Черное море», — заявил министр национальной обороны Турции Хулуси Акар.

Министр обороны Турции допустил, что некие стороны намеренно оказывают на Анкару давление и «подбрасывают» мины к ее берегам, чтобы она согласилась разместить корабли НАТО в Черном море. Глава турецкого Минобороны дал такое объяснение найденным у берегов страны минам в ходе беседы с руководителями правящей Партии справедливости и развития.

Как сообщает издание Gercek Gundem, отставной контр-адмирал ВМС Турции Джихат Яйчы на днях заявил, что дрейфующие мины, появившиеся в проливе Босфор, могут привести к крупной катастрофе. «Принимаются необходимые меры. Однако стопроцентных мер безопасности не существует. Если одна из этих мин попадет в пролив, это приведет к гибели людей», — подчеркнул Яйчы. По его словам, не приходится сомневаться в том, что именно украинская сторона допустила появление дрейфующих мин в Черном море. «Зачем России мешать собственной торговле, оставляя мины в Черном море? Россия обеспечивает транспортировку по морю как сырой нефти, энергоносителей, зерна, так и других экспортно-импортных товаров», – заявил он.

Он также напомнил, что 2,5% сырой нефти поставляется в мир через турецкие проливы, и поэтому для многих стран существующая ситуация является критической.

Из-за возросших военных рисков в Черном море транспортировка нефти через ее акваторию в последнее время резко подорожала. Страховка для танкеров стала стоить больше, чем сам их фрахт. Так, стоимость фрахта танкера класса Suezmax вместимостью 1 млн баррелей для транспортировки нефти из Черного моря в Италию стоит $ 3,5 млн, а затраты на страховку выросли до $ 5 млн. Как сообщает Bloomberg, из-за военных рисков, в том числе дрейфующих украинских мин, страховщики требуют платить 10% от стоимости корпуса судна. Как сообщили Bloomberg несколько участников рынка, это называется «премией за военные риски», которые до спецоперации России на Украине были почти нулевыми. Указанная ситуация особенно затронула компании, экспортирующие из черноморских портов российскую, казахскую и азербайджанскую нефть, которая поступает в Новороссийск или Супсу. Указанное обстоятельство также свидетельствует о явной непричастности и незаинтересованности России к появлению дрейфующих мин в Черном море, но говорит о непосредственной заинтересованности в этом украинской стороны.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: