19.11.2021 Автор: Владимир Платов

Турция стремится встать в авангарде беспилотных систем будущего

TRK0534

Беспилотная военная техника все активнее внедряется в последнее время различными армиями мира, будь то в воздухе, на море или на земле. Поэтому такие виды вооружения, как беспилотные боевые машины и боевые роботы, естественно, становятся приоритетным направлением развития многих стран.

Наряду с такими уже признанными мировыми производителями беспилотной военной техники, как Россия, США, Израиль, задачу вхождения в мировые лидеры по производству боевых роботов перед Турцией поставил ее президент Реджеп Эрдоган. Турция нацелена не просто на устранение зависимости от импорта оборонной продукции, но и на превращение в одного из лидеров в сфере беспилотных технологий. Об этом заявил глава Управления оборонной промышленности при Администрации президента Турции Исмаил Демир, выступая в 10 октября в университете «Эрджиэс» в Кайсери.

Особый акцент в последние годы был сделан Турцией на развитии и производстве различной беспилотной военной техники. Турецкие боевые беспилотники ждёт «прекрасное будущее», пишет Deutsche Wirtschafts Nachrichten. Они уже хорошо проявили себя в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе, в корне изменив ход военных действий. На подходе системы нового поколения, способные нести тяжёлое вооружение, а также обнаруживать подводные лодки. Кроме того, понятно, что любой беспилотник дешевле, чем штурмовик, для которого еще надо подготовить и пилота. Последние военные события в Сирии, Нагорном Карабахе показывают, что тактика применения авиации сегодня поменялась, можно достигать тех же самых целей поддержки своих войск на поле боя, но существенно меньшими затратами и без потерь летного состава.

Сейчас Турция на этом направлении намерена развивать сотрудничество с Украиной. Одним из заметных событий октября стала новость о первом опыте боевого применения турецкого беспилотного летательного аппарата Bayraktar TB2 вооруженными силами Украины. Первый контракт с Турцией на поставку БПЛА Bayraktar TB2 на сумму 74 млн долларов был подписан еще в 2018 году, в соответствии с его условиями Украина уже на следующий год получила шесть БПЛА, две станции управления и 208 управляемых ракет MAM-L и MAM-C. В 2020 г. заключен второй контракт, который также включал шесть БЛА, три модернизированных станции управления (что позволило увеличить дальность полета до 300 км). Он досрочно выполнен летом 2021 г., а получателем турецких машин стал украинский флот. Базы украинских БПЛА (Староконстантинов в Хмельницкой и Кульбакино в Николаевской областях) находятся в глубоком тылу, действия против них подразделений специального назначения самопровозглашенных украинских республик ДНР/ЛНР и средств огневого поражения представляются маловероятными. Расширяющимися контрактами на поставку БПЛА Турция серьезно обостряет вооруженный конфликт на востоке Украины. Наряду с обнародованными планами по приобретению к уже имеющимся двенадцати еще четырех БПЛА непосредственно в Турции, на Украине уже в ближайшее время планируется создать Центр обслуживания, модернизации и ремонта турецких БПЛА, а также учебную площадку для подготовки инженерно-технического состава и операторов. По информации министерства обороны Украины, на следующем этапе предусмотрено разворачивание совместного производства БПЛА на украинской территории с привлечением турецких инвестиций. Последнее подается в том числе как шаг в интересах Анкары, которой «не хватает собственных мощностей для выполнения всех имеющихся заказов на БПЛА Bayraktar». 11 ноября в рамках проходившей в Стамбуле выставки SAHA Eхpo украинское государственное предприятие «Ивченко-прогресс» и турецкая компания Baykar Makina подписали соглашение о поставках производимых на Украине двигателей для беспилотников Турции.

На Международной выставке оборонной промышленности в Стамбуле SAHA Eхpo национальная комиссия Пакистана по инженерным и научным вопросам подписала соглашение с основным производителем в сфере аэрокосмической промышленности Турции Turkish Aerospace Industries (TAI) о совместном производстве компонентов для боевого беспилотника средней высоты и большой продолжительности действия Anka. БПЛА Anka может оставаться в воздухе в течение 24 часов и нести до 250 кг оружия, такого как легкие ракеты класса «воздух-земля». В настоящее время БПЛА Anka используется турецкими вооруженными силами, главным командованием жандармерии и Национальной разведывательной организацией Турции.

Как сообщают турецкие СМИ, ударные БПЛА уже экспортируютчя в 13 государств. В частности, военные беспилотники в количестве от нескольких десятков до единичных экземпляров уже поставлены в Польшу, Азербайджан, Катар, Украину, Туркменистан, Марокко, Тунис, Саудовскую Аравию. Также рассматривают покупку или уже заключили контракты Ирак, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан, Эфиопия, Оман, Нигерия, Литва, Латвия, Венгрия, Босния и Герцеговина, Албания, Сербия. Турецкие БПЛА попали в поле зрения британцев благодаря информационной платформе оборонной промышленности под названием Drone Wars, которая отметила, что Турция разрушила монополию США и Израиля в этой отрасли. В результате министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк  заявил в интервью для CNN в середине октября, что Соединенное Королевство также рассматривает вопрос о приобретении турецких беспилотников Bayraktar и Anka.

Определенным плюсом турецких БПЛА является их дешевизна, колеблющаяся в пределах одного-двух миллионов долларов за единицу, в результате чего за счет экспорта авиационной продукции продажа вооружений Турцией за первые три квартала 2021 года уже составила 2,1 миллиарда долларов по сравнению с 1,5 миллиарда за аналогичный период 2020 года.

Из-за того, что Турция подверглась санкциям США за приобретение российских ЗРК С-400, она, по всей вероятности, не сможет в ближайшем будущем модернизировать свои F-16 американского производства. В этих условиях турецкие ВВС намереваются усилить свои беспилотники Akinci, способные участвовать в дальних миссиях. Размах крыла БПЛА Bayraktar Akinci составляет 20 метров, он способен нести боевую нагрузку массой 1350 килограммов, из которых 450 кг могут располагаться внутри фюзеляжа. По своим размерам Bayraktar Akinci сопоставим с американским разведывательно-ударным БПЛА MQ-9 Reaper, но при этом превосходит американский аппарат по максимальной взлетной массе. В арсенал вооружения Bayraktar Akinci вошли свободнопадающие авиабомбы Mk-81, Mk-82, Mk-83, в том числе в варианте преобразования их в высокоточные боеприпасы типа JDAM, управляемые бомбы MAM-L и MAM-С, которые являются основным вооружением для БПЛА Bayraktar ТВ2, 70-мм ракеты CIRIT (разработки компании ROKETSAN) с лазерным наведением на цель, а также ПТУР L-UMTAS в воздушном варианте базирования с дальностью пуска 8 км. Bayraktar Akinci также оснащен управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Дрон способен непрерывно находиться в воздухе до суток, а максимальная высота его полета составляет 12 километров. Аппарат комплектуется двумя турбовальными двухроторными двигателями АИ-450Т, разработанными украинским Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко в 1988 году.

Помимо этого, вооруженные силы Турции получат военную версию беспилотного вертолета Alpin, разработанного компанией Titra Technology, который сможет использоваться для разведки и нести вооружение.

Согласно сообщению директора Управления оборонной промышленности Турции (SSB) Исмаила Демира, в Турции завершился первый этап отработки тактики боевого применения беспилотных катеров, особенностью которой является возможность атаковать роем. Соответствующий контракт по разработке ударных беспилотных морских аппаратов ранее подписали Управление оборонной промышленности Турции и местная оружейная компания ASELSAN. В рамках проекта ставится цель разработки действующих в режиме роя беспилотных катеров, способных на выполнение различных задач. Серия катеров-беспилотников Albatros разработки указанной компании недавно пополнилась модификацией Albatros-S нового поколения с высокой маневренностью, мореходностью и устойчивостью. «Стая» морских беспилотных катеров длиной около 7 метров может развивать скорость в более 40 узлов (74 км/ч), дальность плавания составляет свыше 200 морских миль (370 км). Боевые машины обладают значительной грузоподъëмностью.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: