EN|FR|RU
Социальные сети:

Новый военный блок — новые угрозы миру и безопасности в Азии

Дмитрий Мосяков, 26 октября 2021

AUKU

О том, что на пространствах Азиатско-Тихоокеанского и Индо-Тихоокеанского регионов появился новый военный блок в составе Австралии, США и Великобритании, было объявлено в сентябре 2021 г. Это событие вызвало огромный международный резонанс, обозначив определенный этап в происходящей перестройке международных отношений. Многие аналитики увидели в новом военном блоке прообраз азиатского НАТО, направленного против Китая, другие стали говорить, что новый союз показывает, что «старое» НАТО уже не особо волнует США и они переносят усилия с Атлантического на Тихий океан. Эта версия выглядит вполне убедительно еще и потому, что в результате австралийцы отказались от многомиллиардного контракта на покупку подводных лодок во Франции, а «по совету» американцев решили построить восемь атомных субмарин по проектам США. Протесты Франции ни к чему не привели и, по словам представителя Белого дома, появление AUKUS отвечает стратегическим интересам трех стран «продвижения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе». Также было подчеркнуто, что создание нового военного блока не направлено против «какой-то конкретной страны».

Понятно, что все это слова, которые ничего не значат и только прикрывают агрессивные планы, причем направленные не только против Китая, но и против России. Еще одной жертвой нового военного блока рискует, кстати, стать и АСЕАН, которая оказалась в стороне от принятия решений о новом военном союзе, когда стран-членов Ассоциации просто поставили перед свершившимся фактом. Их реакция на появление AUKUS оказалась подчас диаметрально противоположной, что может создать реальную угрозу единству этого блока.

С одной стороны, можно выделить сдержанную, но явно негативную реакцию со стороны Индонезии. «Вызывает обеспокоенность, что новое сотрудничество дает возможность Австралии обладать АПЛ, а также ракетами Томогавк», — заявил гендиректор по АТР и Африке МИД Индонезии Абдул Кадир Джайлани. Он также отметил, что данное обстоятельство подстегивает чувство тревоги сопредельных стран, и это в конечном итоге может увеличить риск гонки вооружений в регионе. По его мнению, AUKUS также игнорирует обязательства соответствующих государств (имеются в виду США и Великобритании), связанные с Договором о нераспространении ядерного оружия. Речь идет о существующих пробелах в Договоре, в котором не оговаривается использование ядерного топлива в военных целях помимо собственно оружия, отмечает индонезийский дипломат. Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди завила, что AUKUS может вызвать напряженность в ИТР, гонку вооружений и привести к холодной войне.

Несколько иную позицию по сравнению с Индонезией в отношении военного блока занял Вьетнам. Так, вице-президент Дипломатической Академии Вьетнама Нгуен Хун Сон отметил, что США, Великобритания и Австралия должны были бы обсудить партнерство AUKUS с АСЕАН, поскольку соглашение этих трех государств имеет отношение к ЮВА. «Непосредственным эффектом является ощущение, что США и даже Великобритания имеют долговременные обязательства в ИТР», — подчеркнул он, а также указал, что «АСЕАН же должна спросить у себя, почему это соглашение возникло применительно к территории АСЕАН и без ведома АСЕАН». При этом вьетнамский дипломат сделала «реверанс» в сторону США и признал, что «AUKUS является инструментом трех стран для усиления их влияния в ЮВА на фоне угрозы агрессивности Китая».

В целом негативное отношение Индонезии и Вьетнама к AUKUS поддержала и Малайзия, премьер которой Исмаил Сабри Якоб заявил о своей обеспокоенности тем, что AUKUS может спровоцировать другие силы к более агрессивным действиям в ЮКМ. Но Сингапур, наоборот, полагает, что это соглашение может внести вклад в мир и стабильность в регионе. Филиппины также считают, что это соглашение может сбалансировать силу Китая в ИТР. Глава МИД Филиппин Теодоро Локсин отметил, что укрепление возможностей ближайших зарубежных союзников должно восстановить и поддерживать баланс сил, нежели нарушить его. Он приветствовал укрепление военной мощи близких друзей и союзников АСЕАН для противостояния угрозе региону или попыткам нарушить статус-кво.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что появление нового военного блока оказалось неожиданным для АСЕАН. Никто там не ожидал, что ситуация в регионе будет так быстро меняться. Общей позиции АСЕАН в отношении AUKUS до сих пор нет, и непонятно, появится ли она вообще. Из всего этого можно сделать вывод о том, что единство АСЕАН становится все более призрачным и рассчитывать России на то, что в перспективе она сможет в борьбе за мир и стабильность в регионе опереться на Ассоциацию, не стоит, несмотря на все заверения местных руководителей.

Дмитрий Мосяков, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Осторожно, инфоколониализм: новые планы США в АСЕАН
О некоторых событиях в связи с календарными мероприятиями АСЕАН
Россия и страны Юго-Восточной Азии: сотрудничество в области охраны окружающей среды
Страны Юго-Восточной Азии на ВЭФ-2024: расширение партнерства
Россия и Таиланд: развитие гуманитарных связей