21.10.2021 Автор: Дмитрий Бокарев

Следует ли ждать Узбекистан в ОДКБ?

UZB3111

После распада СССР в 1991 г. появившиеся на его территории независимые государства обнаружили множество угроз своей безопасности, которые были не так заметны, пока эти страны находились в составе Советского Союза. В частности, со многими угрозами столкнулись молодые центральноазиатские государства – Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Большая опасность для этих стран исходила из соседнего Афганистана, охваченного гражданской войной между многочисленными группировками, большая часть которых исповедовала радикальный исламизм, и многие из них не собирались ограничивать свою деятельность афганской территорией.

Осознав, что со всеми этими угрозами лучше, как и раньше, бороться вместе, в 1992 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а также ряд других стран подписали Договор о коллективной безопасности.

Однако в 1999 г. из Договора вышли несколько государств, в том числе Узбекистан. Одной из причин было желание Ташкента сблизиться с Западом. В том же 1999 г. Узбекистан вступил в ГУАМ – «организацию за демократию и экономическое развитие», образованную на постсоветском пространстве Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой под эгидой Совета Европы. Примечательно, что объявлено о вступлении Узбекистана в ГУАМ было на саммите НАТО в Вашингтоне, на котором главы стран ГУАМ приняли Вашингтонскую декларацию, в которой объявлялось о стремлении этих стран к сотрудничеству с ЕС и США.

В 2001 г., когда войска США и их союзников вторглись в Афганистан, Узбекистан предоставил в распоряжение американцев свой военный аэродром Карши-Ханабад. Вероятно, сотрудничество с США, присутствие на территории страны американских военных и надежда на их скорую победу над афганскими террористами позволяли руководству Узбекистана в тот период думать, что оно сможет обеспечить национальную безопасность без участия в Договоре о коллективной безопасности. Именно тогда США стали называть Узбекистан «одним из своих ключевых партнеров».

В 2002 г. на основе Договора о коллективной безопасности была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Одной из главных задач ОДКБ стала охрана таджикско-афганской границы – протяженного участка со сложным гористым рельефом, через который из Афганистана могли пробираться не только отряды террористов, но и караваны с наркотиками.

Вскоре отношения США и Узбекистана испортились. В мае 2005 г. произошли антиправительственные протесты и беспорядки в г. Андижан, в ходе которых погибли как протестующие, так и несколько силовиков. Беспорядки были жестоко подавлены властями, погибло немало мирных граждан. После того, как Вашингтон, как всегда озабоченный нарушением прав человека, потребовал независимого расследования случившегося, власти Узбекистана, в свою очередь, потребовали от американцев покинуть Карши-Ханабад, что было исполнено в ноябре 2005 г.

Перестав быть «ключевым партнером» США, Узбекистан пошел на сближение с прежними региональными союзниками и в 2006 г. вступил в ОДКБ. Впрочем, его членство в организации носило скорее формальный характер. Например, Узбекистан не участвовал в совместных антитеррористических учениях ОДКБ, узбекские военные не служили в Коллективных силах быстрого реагирования ОДКБ и в его миротворческих подразделениях. Вероятно, это было связано с тем, что Ташкент рассчитывал на скорое восстановление отношений с Вашингтоном. Действительно, территория Узбекистана была нужна США для перевозки своих грузов в Афганистан – настолько, что Азиатский банк развития (большая часть акций которого принадлежит Японии – союзнику США и самим США) выделил $165 млн на строительство железной дороги от узбекского г. Термез до афганского г. Мазари-Шариф.

В 2011 г. США приняли решение сокращать свое военное присутствие в Афганистане. Снижение количества иностранных военных на афганской территории означало пропорциональный рост активности афганских террористических группировок. Однако Ташкент это, по-видимому, не очень беспокоило на фоне его улучшавшихся отношений с Вашингтоном: осенью 2011 г. в американской столице прошел узбекско-американский бизнес-форум, для участия в котором в Вашингтон прибыл глава узбекского МИД Элер Ганиев. Тогда бывшая госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что в Узбекистане есть «признаки улучшения ситуации с правами человека».

В 2012 г. Узбекистан снова приостановил членство в ОДКБ, сохранив тем не менее возможность вернуться обратно. Ташкент объяснил этот шаг плохими отношениями с другими членами ОДКБ – своими соседями Таджикистаном и Киргизией. А в прессе появились слухи о возможном грядущем создании в стране американской военной базы. Примечательно, что объем американских инвестиций в экономику Узбекистана к середине 2012 г. превысил $2 млрд. Так что, хоть база ВС США на узбекской территории так и не была создана, очевидно, что свои рычаги воздействия на Узбекистан у Вашингтона имелись. А у Ташкента имелась своя выгода от неучастия в ОДКБ – на миллиарды американских долларов можно попробовать наладить свою систему обороны без участия соседей. По крайней мере, пока в соседнем Афганистане стояли войска НАТО и сдерживали террористов.

Все эти годы американцы говорили о выводе своих войск из Афганистана, однако этого не происходило, поскольку никакой возможности оставить страну так, чтобы она через несколько недель не попала под полный контроль «Талибана» (движение запрещено в РФ), не было: проамериканское правительство Афганистана было слишком слабо. К 2018 г. США, похоже, поняли, что если останутся в Афганистане, то будут воевать в нем вечно. В результате в 2018 г. Вашингтон начал переговоры с «Талибаном». Стороны пришли к соглашению, что США выведут свои войска, а «Талибан» прекратит террористическую деятельность и будет бороться за власть в Афганистане законными методами. Летом 2021 г. американские военнослужащие покинули Афганистан, а «Талибан» разогнал правительственные войска, быстро подавил остатки сопротивления и уже в сентябре 2021 г. полностью захватил страну. Какого-либо другого исхода ожидать было трудно.

ОДКБ встретила победу талибов в Афганистане в полной готовности отреагировать на угрозу любому из своих членов в соответствии со своими протоколами. 15-16 сентября 2021 г. руководство ОДКБ собралось в Душанбе – столице Таджикистана и обсудило меры безопасности, требующиеся в связи с обстановкой в Афганистане. Был намечен план дополнительных военных учений вблизи таджикско-афганской границы. Однако такие учения силы ОДКБ и так проводят в тех опасных местах регулярно.

Что касается Узбекистана, то для него стало непонятно, стоит ли ему в ближайшем будущем рассчитывать на поддержку со стороны США. Пока американские ВС были в Афганистане, Узбекистан был им нужен для транзита грузов, и это приносило неплохие деньги в бюджет центральноазиатской страны, давало надежду на защиту со стороны американцев в случае опасности. Однако теперь, когда США покинули Афганистан, ситуация резко изменилась. США могли бы заинтересовать редкие металлы (в том числе золото), которыми богата узбекская земля, однако, по данным на середину 2020 г., США занимали лишь девятое место среди торговых партнеров Узбекистана.

Не исключено, что для Узбекистана пришло время нового сближения с ОДКБ и Россией. Впрочем, никакого «разрыва» между Узбекистаном и РФ не было: Россия (которая, в отличие от США, входит в первую тройку узбекских торговых партнеров) заинтересована в безопасности всего Центральноазиатского региона, который примыкает к ее южным границам, и поэтому все эти годы продолжала поставлять Узбекистану оружие по ценам для стран ОДКБ и обучать узбекских военных. Разумеется, если возникнет угроза безопасности Узбекистана, РФ окажет ему необходимую поддержку, как близкому партнеру и как части общего геополитического пространства. В интервью, посвященном текущей ситуации в Афганистане, один узбекский эксперт сообщил: «Узбекистан как страна братская по отношению к России рассчитывает, что республику не оставят в беде». В этом сомневаться не приходится.

Проблема в другом: Узбекистан – одна из самых экономически развитых стран региона и имеет довольно мощные вооруженные силы. Поэтому даже при худшем развитии событий в Афганистане нападение на территорию Узбекистана маловероятно. Если афганские террористы решатся на внешнюю агрессию, гораздо более вероятно, что их целью станет Таджикистан – небогатая страна с не самой большой армией. В соответствии с Договором о коллективной безопасности, в случае нападения на Таджикистан его, рискуя жизнью, должны будут защищать российские военные: для этого вблизи таджикско-афганской границы и расположена 201-я база ВС РФ, а также военные из других стран ОДКБ. А будет ли Узбекистан, не являясь членом ОДКБ и не имея соответствующих обязательств, помогать этим странам сражаться с общим врагом?

Пока что картина внушает оптимизм: в июле 2021 г. узбекские военные участвовали вместе с российскими и таджикскими коллегами в учениях на таджикско-афганской границе. Сообщается, что такие же учения пройдут осенью 2021 г. Конечно, учения и настоящие боевые действия – это разные вещи, но можно надеяться, что, благодаря добрососедским отношениям с РФ и пониманию стратегической ситуации в регионе, даже без членства в ОДКБ Узбекистан внесет свой вклад в укрепление региональной безопасности. Тем не менее, если бы он возобновил свое членство в ОДКБ, координировать совместные действия было бы проще.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: