09.10.2021 Автор: Валерий Куликов

США активно пытаются распространить свое влияние на Узбекистан

UZB883443

Узбекистан всегда был интересен для США. И этот интерес особенно обострился в последний период, когда стал приближаться срок запланированных на 24 октября с.г. очередных выборов президента Республики Узбекистан.

Вашингтон решил в очередной раз напомнить о том, как важен для него Узбекистан в июле с.г., когда на официальном сайте госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил: планируется усиление партнёрства, Вашингтон доволен инициативами Ташкента, для американских интересов Узбекистан весьма и весьма актуален. На странице посольства США в Узбекистане также размещен целый набор «инициатив США», охватывающих, в частности, и развитие аграрной сферы, и работу по улучшению качества питания жителей страны, и даже установку сейсмостанций. Кроме того, в апреле во главе целой делегации Самарканд посетил бригадный генерал Дюк Пирак, чтобы обсудить вопросы сотрудничества в военной сфере.

Еще в мае 2019 года, когда Дэниел Розенблюм приносил присягу в качестве будущего посла США в Узбекистане, красной нитью в его выступлении было намерение «оказать как можно большую поддержку» проводимым в Узбекистане реформам. Акцент на «реформах» стал отличительной чертой позиции американских аналитиков после того, как Узбекистан возглавил Шавкат Мирзиёев. Начатые в Узбекистане реформы воспринимаются в Вашингтоне как «окно возможностей», позволяющее увеличить влияние США в республике и, соответственно, оторвать ее от России, уменьшить в ней растущее влияние Китая.

Большое внимание «курсу Мирзиёева» стал уделяться, в частности, ведущим американским «мозговым центром», специализирующимся по Центральной Азии, – Институтом Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса во главе с Фредериком Старром. Кстати, именно в этом университете нынешний посол США в Узбекистане Д.Розенблюм заканчивал магистратуру, специализируясь в Школе перспективных международных исследований по советологии и международной экономике.

Планы США и действия посла Розенблюма в Узбекистане дополнительно объясняют некоторые детали его биографии. Он ранее многие годы занимался программами активно участвовавших в реализации многочисленных цветных революций ключевых американских институтов «мягкой силы» – Агентства по международному развитию (USAID) и Национального фонда демократии. В 1997-2008 гг. Розенблюм работал в офисе координатора содействия странам Европы и Евразии Госдепартамента и именно тогда произошли цветные революции в Грузии (2003 г.), на Украине (2004 г.), в Киргизии (2005 г.), причастным к организации которых был и Розенблюм. Поэтому не удивительно, что в 2020 году Вашингтоном, не без активной позиции Розенблюма, было принято решение о большем задействовании USAID в участии в «реформах в Узбекистане», в связи с чем даже был учрежден отдельный офис USAID в этой республике. Первым его директором стала Микаэла Мередит, прибывшая в Узбекистан в июне с.г. – в период активной подготовки к предстоящим 24 октября выборам в стране, и имеющая значительный послужной список и «заслуг» на поприще USAID.

В планах реализации «мягкой силы» ранее госдепартамент США уже заявлял о своих намерениях выделить средства на реализацию программы по укреплению потенциала гражданского общества и «независимых» средств массовой информации в Узбекистане. С использованием этого проекта в Вашингтоне рассчитывали повысить способность организаций гражданского общества реагировать на социальные потребности жителей республики, а также содействовать работе СМИ и учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой журналистов.

Попытки задействования «мягкой силы» USAID в Узбекистане уже прослеживаются в вовлечение отдельных «охваченных Вашингтоном» политических сил в этой стране к отказу от русского языка, расклеиванию ими соответствующих листовок в магазинах, общественном транспорте, образовательных учреждениях и в других объектах. Провокационность таких действий очевидна при том, что именно узбекские мигранты, наравне с таджикскими, превалируют на рынке иностранной рабочей силы в России, что, в частности, подтверждает значительный рост их денежных переводов на родину в последние годы. А без русского языка они не смогут легализоваться на российском рынке рабочей силы. Необходимо также подчеркнуть, что, согласно закону Узбекистана «О государственном языке», граждане имеют право по своему усмотрению выбирать язык межнационального общения. Кроме того, никто не вправе регламентировать употребление языков в быту, в межличностном общении и при отправлении религиозных и культовых обрядов.

Однако появление подобных провокационных акций в Узбекистане накануне выборов не удивительно. Ведь, согласно исследованиям американского университета Карнеги-Меллона, с окончания Второй мировой войны по 2000 год США не менее 80 раз вмешивались в выборы в 45 странах мира – и это без учета организации военных переворотов и “цветных” революций. И это также в значительной степени объясняет активность Вашингтона в Узбекистане в последние месяцы.

Еще одним фактором по инициированию дополнительной «заинтересованности» Узбекистана в развитии отношений с США стала именно в преддверии предстоящих выборов демонстрация компанией Rothschild & Со готовности предложить себя в качестве заинтересованных инвесторов для различных отраслей экономики Узбекистана. Об этом, в частности, было заявлено в начале октября в Ташкенте на встрече вице-премьера — министра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардора Умурзакова с заместителем председателя наблюдательного совета компании, бароном Эриком де Ротшильдом. В частности, Ротшильд выразил готовность помочь в приватизации крупных государственных предприятий и банков с привлечением зарубежных инвесторов, сотрудничать в области развития и реформирования национальной банковской системы. Компания заявила о желании помочь в трансформации транспортного сектора Узбекистана, в том числе путем привлечения частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов.

Немаловажным фактором распространения нестабильности стали попытки США добиться согласия руководства некоторых государств региона, в том числе и Узбекистана, на создание на их территориях лагерей для афганских беженцев. Однако такие лагеря могут превратиться в рассадники терроризма, центры контрабанды наркотиков и оружия, при сохранении опасности неконтролируемой миграции из Афганистана.

Помимо создания лагерей для афганских беженцев, ранее, на фоне полного выхода из Афганистана военнослужащих США, американские СМИ неоднократно заявляли о заинтересованности Соединенных Штатов в возможном использовании военных баз в Средней Азии, уделяя особое внимание в этом вопросе Узбекистану. Однако Узбекистан отказался обсуждать с США этот вопрос. 5 октября вице-спикер Сената республики Садык Сафаев вновь официально подтвердил, что Ташкент не будет вести переговоры с Вашингтоном по поводу предоставления своих военных баз для размещения контингента США или НАТО для операции в Афганистане. По его словам, такой диалог невозможен, так как «законодательство этого не позволяет».

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: