05.08.2021 Автор: Владимир Терехов

Тандем Э. Блинкен – Л. Остин вновь поработал в Азии

BLL3422

В конце июля главы внешнеполитического и оборонного ведомств США Э. Блинкен и Л. Остин вновь отправились в Азию решать ключевую внешнеполитическую проблему всех американских администраций последних десяти лет, обусловленную фактом непрерывного роста влияния КНР в регионе и в мире в целом. Возможно, одновременное появление в некотором регионе руководителей дипломатии и обороны США призвано символизировать декларируемый президентом Дж. Байденом (впрочем, как и прежними) принцип “силовой поддержки” американской внешней политики.

Их первое совместное турне состоялось всего лишь четырьмя месяцами ранее, то есть через полтора месяца после занятия своих постов в администрации нового президента США. Тогда они сначала вместе посетили Японию и Южную Корею, но далее их пути разошлись. Э. Блинкен отправился в Анкоридж на переговоры с китайскими коллегами. В то время как Л. Остин полетел в Индию с целью продолжения многолетних попыток Вашингтона вовлечения одного из двух азиатских гигантов в собственные антикитайские игры.

Индия оказалась одной из стран посещения и во время их нынешнего азиатского турне. Но на этот раз Дели “окучивал” Э. Блинкен, в то время как Л. Остин занимался тем же в нескольких странах региона Юго-Восточной Азии (конкретно в Сингапуре, Вьетнаме и на Филиппинах), значимость которого в тех же играх непрерывно возрастает.

В Дели Э. Блинкен был принят премьер-министром Н. Моди и советником по национальной безопасности А. Довалом, но содержательные переговоры по широкому кругу вопросов стали предметом его переговоров главным образом с индийским коллегой С. Джайшанкаром. Отметим примечательную особенность данного визита Э. Блинкена: тема “прав человека”, значимая для нынешней американской администрации, но которая без энтузиазма затрагивается в Индии (поскольку тут же актуализируется ситуация на союзной территории Джамму и Кашмир, обсуждалась на предварительной встрече гостя с представителями индийского “гражданского общества”.

То есть в ходе “официальной” части визита уже не требовалось поднимать этот щекотливый вопрос. Чем четырьмя месяцами ранее здесь же в Дели злоупотреблял Л. Остин, едва не испортивший впечатление о новом американском руководстве в глазах коллег крайне важной для США страны.

В комментариях относительно содержания переговоров Э. Блинкен — С. Джайшанкар выделяются три основные темы: проблематика “Ковид-19”, ситуация в Афганистане, а также состояние и перспективы проекта “Четвёрка” (Quad) в составе США-Индия-Япония-Австралия.

Первая из них, особенно серьёзная для Индии, но важная и для остального мира (хотя бы по причине появления на её территории новых опасных штаммов), была одной из приоритетных в ходе прошедшего в конце мая визита в США С. Джайшанкара. Вновь отметим, что, судя по комментариям индийских СМИ, реальная картина с “Ковид-19” может выглядеть существенно (в разы) хуже, чем та (тоже достаточно устрашающая), которая отображается официальной статистикой.

Естественно, что вопрос оказания помощи в преодолении последствий “Ковид-19” приобретает сегодня для США едва ли не ключевую значимость в ходе “борьбы за Индию”.

В контексте общего для Вашингтона тренда выхода из (“ненужных”) конфликтов значимость для него темы Афганистана будет падать и (почти обратно пропорционально) расти для Индии. Которая уже давно рассматривается в качестве главного претендента на занятие (освобождаемого США) места “смотрящего” за ситуацией в регионе Центральной и Южной Азии.

Место это весьма хлопотное и Дели пока лишь оценивает его, взвешивая все “за” и “против”. В частности, в ходе недавнего визита того же С. Джайшанкара в Москву и последующего участия в состоявшейся в Душанбе очередной министерской встречи ШОС, а также конференции в Ташкенте на тему взаимодействия упомянутых выше регионов.

Афганская проблема была одной из основных в выступлениях обоих министров перед преподавателями, сотрудниками и студентами университета Дж. Неру, который они посетили по окончании переговоров. Обратила на себя внимания и затронутая обоими гостями данного университета тема Quad. С. Джайшанкар, в частности, напомнил о недавно проведенном видеосаммите данной конфигурации, которая всё ещё имеет весьма аморфный вид и далека от того, что в нулевые годы проектировалось как “Азиатское НАТО”.

Центральным тезисом выступления Э. Блинкена можно считать очередное подтверждение стремления Вашингтона “к укреплению партнёрства с Индией как одного из главных внешнеполитических приоритетов США”. Упомянул он и Quad, а также “другие многосторонние партнёрства”. Обратим внимание на очередное обозначение позиционирования США на мировой арене как “индотихоокеанской”.

Поднимал Э. Блинкен и вопрос о последней “оружейной” сделке Индии с РФ. Но тоже, что называется, без особого фанатизма, дабы не раздражать (в целом весьма терпеливых) хозяев.

Тема формирования военно-политических конфигураций понятной (антикитайской) направленности находилась в фокусе выступлений министра обороны США Л. Остина в ходе его турне по трём странам ЮВА. Первым пунктом остановки стал Сингапур, где им была прочитана “Фуллертонская лекция” (по названию одного из отелей в этом городе), которая представляет собой одно из двух главных мероприятий, ежегодно проводимых здесь лондонским Международным институтом стратегических исследования (International Institute for Strategic Studies, IISS). Впервые подобная “лекция” была прочитана в 2012 г. тогдашним Генсеком ООН Пан Ги Муном.

На этот раз значимость факту проведения очередной “Фуллертонской лекции” придавала отмена более известного мероприятия того же IISS “Диалог Шангри-Ла” (по названию другого сингапурского отеля). Впервые за многие годы было отменено проведение авторитетного форума, специализирующегося на проблемах региональной и мировой безопасности, на котором некоторые страны (например, Австралия, те же США) неизменно представляют политики высших рангов. Как действующие, так и находящиеся в отставке.

Официально заявленная причина – всё тот же “Ковид-19”. Но автор склонен полагать, что на самом деле инициаторы “Диалога Шангри-Ла” посчитали (совершенно правильно), что его проведение в нынешних условиях обострения отношений между двумя ведущими мировыми державами (и основными участниками данного “Диалога”) только добавит немалую порцию негатива в международную обстановку. Без того напряжённую.

Видимо, в ходе запланированного на начало июня “Диалога Шангри-Ла” Л. Остин и должен был произнести ту программную речь о стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе, которую он воспроизвёл в “Фуллертонской лекции”. Её основными слушателями в отеле “Фуллертон” оказались лишь представители сингапурской администрации (у которых не было особых оснований попросить “лектора” что-нибудь прояснить), а не заинтересованные участники международных мероприятий форумного характера. Таких, например, как тот же “Диалог Шангри-Ла”.

Между тем сама эта “лекция” министра обороны ведущей мировой державы, подготовленная, несомненно, высококлассными спичрайтерами, носит в целом достаточно взвешенный характер (на авторский опять же взгляд). То есть в ней не просматривается наличие каких-либо негативных новаций в ключевом вопросе современной глобальной политики, каковой, повторим, обусловлен всесторонним противостоянием США-КНР. Общая канва указанной “лекции” находится в русле основных положений выступлений Дж.Байдена в госдепартаменте и министерстве обороны, состоявшихся через две недели после его инаугурации на должность президента США.

Всё, что далее говорилось и делалось в ходе поездки Л. Остина во Вьетнам и Филиппины вписывается в его же программное, повторим, выступление в Сингапуре.

Что же касается упомянутого выше ключевого вопроса современной глобальной политики, то к позитиву итогов азиатского турне двух министров США можно отнести уже то, что остаются открытыми двери для диалога с КНР. Хотя в американском истеблишменте просматриваются сторонники процесса завала коридора для движения навстречу друг другу разного рода политическим мусором.

В том числе поэтому вряд ли сегодня можно сколько-нибудь обоснованно прогнозировать дальнейшее развитие отношений между двумя ведущими мировыми державами и остаётся только внимательно наблюдать за всеми сопутствующими событиями.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: