01.08.2021 Автор: Валерий Куликов

Россия активно работает над альтернативой Суэцкому каналу

SHP

Для экономического успеха, как известно, мало товар произвести. Еще его необходимо доставить до покупателя. Именно поэтому транспортные нити становятся с каждым днем все более важными. Вот почему, наряду с использованием уже хорошо всем известных транспортных путей, Китай, например, создает свой «Новый шелковый путь», строит в Никарагуа альтернативу Панамскому каналу, а Турция новый Стамбульский канал — параллельно своему традиционному Босфору. Активности этим усилиям придала авария 28 мая на Суэцком канале, в результате чего многие страны включились в поиск альтернатив этой египетской транспортной артерии. О безусловном ускорении изменений глобальных цепочек поставок товаров после блокировки Суэцкого канала заявил Financial Times глава датской судоходной компании Maersk, лидера мировых контейнерных перевозок, Сорен Скоу.

С учетом особой важности в этих условиях создания устойчивого и выгодного для участников международной торговли между Европой и Юго-Восточной Азией транспортного пути в поиск альтернатив активно включилась Россия.

Как указывалось ранее, одна из крупнейших на планете логистических компаний A.P. Moller-Maersk Group из Дании, специализирующаяся на контейнерных перевозках, уже пошла по пути увеличения своего грузопотока через Россию, направив контейнеры из Азии по морю до порта Восточный (Приморский край), а затем по железным дорогам РФ. Оттуда контейнеры будут доставляться через российские транспортные пути в порт Новороссийск (Краснодарский край), откуда их будут судами перевозить в Восточное Средиземноморье. Этот новый трансконтинентальный бизнес, по признанию датчан, позволит сократить время на транспортировку в два раза. В 2019 году упомянутая датская компания запустила другой аналогичный маршрут между российскими портами Восточный и Санкт-Петербург, перевезя по нему только с начала 2021 года порядка 2 тысяч контейнеров.

В РЖД заявили, что они видят постоянный приток новых клиентов с заказами на транзитные перевозки в контейнерах не только на фоне ситуации в Суэцком канале. РЖД с апреля 2020 года, начала пандемии, фиксируют кратный рост объемов транзита контейнеров по маршруту Китай — Европа — Китай. Средняя скорость доставки контейнеров на основных направлениях составляет в среднем 1100-1200 километров в сутки с учетом прохождения всех границ. По данным РЖД, это гораздо выше, чем у морского транспорта, выше, чем у автотранспорта, и сопоставимо с авиацией — с учетом первой и последней мили, всех операций по обработке контейнеров на терминалах. Кроме того, в РЖД отмечается обеспечение стабильной тарифной политики: ставки на контейнерный транзит по сети РЖД не повышались с 2011 года. В компании заявили о готовности к росту объемов и будут развивать необходимые для этого сервисы.

Как неоднократно заявлял российский предприниматель Олег Дерипаска, предлагавшаяся им ранее идея реконструкции ведущих железнодорожных путей — так называемый Сибирский кедровый тракт мог бы стать конкурентной альтернативой новому китайскому «Шелковому пути», предоставить России возможность развиться в важнейший хаб, полноценное связующее звено между Европой и Азией. По его мнению, необходимо сделать эту инициативу нацпроектом.

Другой проект — автомобильная дорога «Западная Европа — Западный Китай». Ключевые ее точки: Санкт-Петербург, Москва с участками дорог М11 и ЦКАД, Самара и Оренбург, выход в Казахстан и далее в Китай. Большим преимуществом проекта являются таможенные союзы ЕАЭС и Европейского союза — перевозчикам на всем пути достаточно было пройти только две таможни — на границе с Китаем и с Евросоюзом. Меморандум по проекту подписали в 2008 году, стройку начали тогда же. По состоянию на 2021 год Китай и Казахстан свои участки уже запустили, а Россия пока справилась только с автомобильной трассой М11.

Помимо этих вариантов, в качестве одной из транспортных альтернатив России в последнее время все активнее стали называть и Северный морской путь (СМП). Минпромторг России в конце мая предложил возить нефть и газ по Севморпути построенными в России судами, которые смогут перевозить уголь и углеводороды, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой. Российские власти предложили рассматривать СМП как альтернативу маршруту через Красное море на пути из Азии в Европу, стремясь сделать движение по Северному морскому пути круглогодичным благодаря ледокольному флоту, который активно строит Россия.

На днях стали известны планы открытия новой российской транспортной альтернативы — речного транспортного коридора «Север — Юг». Об этом 22 июля доложил российскому президенту В. Путину глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) России Алексей Рахманов, а также о проектировании контейнеровоза, способного доставить грузы из Каспийского моря в Балтийское.

В частности, предложено брать груз на севере Ирана либо на западе Китая и, соответственно, через порт Оля в Астраханской области доставить его до Хельсинки в течение семи-восьми дней. Как заявил глава ОСК, контейнеровозы могут доставлять грузы по реке Волга, потом Волго-Балтийскому каналу, дальше на север до Санкт-Петербурга. При необходимости можно доставить груз и в Белое море. Транспортный коридор «Север — Юг» нацелен, прежде всего, на Иран, Индию и другие страны, берега которых омываются водами Индийского океана. При этом предполагается, что основной поток грузов пройдёт через порт в Мумбаи, затем по морю до иранского порта Чахбехар, после чего будет доставлен на автомобилях или по железной дороге через Иран до Каспийского моря, далее по воде в Оля. Как дальше последует груз по территории России, вопрос экономической целесообразности.  Напомним, тестовые старты по данному маршруту проводили в период с 2014-го по 2017-й год.

Для товаров из Поднебесной Россия строит транспортные коридоры Восток — Запад и Европа — Западный Китай. Последний планируется, в частности, реализовать в виде сети автомагистралей, важной частью которой станет М-12. В этом случае, грузы буду скапливаться в казахском порту Актау на Каспийском море.

Таким образом, маршрут Астрахань — Хельсинки сможет взять на себя часть транзитных грузов с Суэцкого канала. Для северной Европы подобный маршрут является более быстрым, чем путь через Египет. Безусловно, пока что рано говорить о том, какая будет стоимость прохода по маршруту, и сколько денег он принесет России. Однако уже сейчас очевидно, что этот проект является чрезвычайно важным для России, даже с той точки зрения, что он обеспечит загрузку российских судостроительных мощностей.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: