В мировой политике большое значение имеют первые шаги любого новоизбранного президента – какие указы он первыми подписал, кому первому позвонил или с кем встретился в первые месяцы, какие назначения произвел. Особенно это касается Соединенных Штатов, за которыми международная общественность наблюдает с особым вниманием в связи с тем, что эта страна, а соответственно, и главный ее политический представитель, во многом формирует мировую геополитику.
Именно поэтому особое внимание было уделено подписанию Джо Байденом в первые дни своего пребывания у власти ряда указов, которые отменяли решения Дональда Трампа, из-за чего мир во многом вздохнул свободнее. Стоило Байдену позвонить лидерам некоторых стран, первыми из которых оказались премьер-министр Канады Джастин Трюдо, британский премьер Борис Джонсон, мексиканский президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор, или применить «выжидательную политику» в отношении турецкого лидера Эрдогана, бывшего израильского премьера Нетаньяху, как аналитическим центрами и политическими экспертами в различных странах стали выстраиваться примерные схемы будущей политической ориентации администрации Байдена.
Однако после того, как новый президент США в числе первых телефонных переговоров связался с российским президентом Владимиром Путиным, многие на Западе «напряглись». Ведь ни у кого не вызвали сомнения причины быстрого установления Джо Байденом личного контакта с руководством Канады, являющейся ближайшим соседом и давним союзником США практически по всем внешнеполитическим вопросам. Или той же Великобритании – главным союзником США в Европе, неукоснительно поддерживающей практически все инициативы Вашингтона. С пониманием были восприняты и шаги Байдена в отношении Мексики, с которой новый хозяин Белого дома сразу же отменил режим чрезвычайного положения на совместной границе, прекратил строительство на ней стены, выдвинул миграционную инициативу в пользу программы защиты детей мигрантов.
Относительно же телефонного разговора с Владимиром Путиным, а также последующего в короткий период и проведения с ним личной встречи в Женеве, для многих (и, в первую очередь, для таких «откровенных противников России» последнего времени в Европе, как Украина, Польша, страны Балтии) это стало тревожным сигналом и свидетельством, что новый президент США «намерен договариваться с Кремлем». И эти их «тревоги» оказались вполне реальными, так как постепенно Белым домом стала корректироваться прежняя политика таких «противников России», которую еще вчера эти страны вели при четком согласовании с Дональдом Трампом.
Особенно болезненно восприняла такую «корректировку» Белого дома Польша, которая всеми силами старалась продемонстрировать в последние два десятилетия свою вассальскую преданность Вашингтону в надежде получить за это «пряники». В частности, Польша стремилась активно участвовать в диалоге по Ближнему Востоку и Ирану, пытаясь одновременно позиционировать себя в качестве «серьезного игрока в международной политике», в связи с чем ближневосточный конфликт на время даже стал одним из ключевых вопросов польско-американской повестки. В отношениях с США Польша никогда не забывает о возможности оказания «малых услуг». Например, в преддверии операции «Буря в пустыне» польские разведслужбы помогли тайно эвакуировать американских агентов из Ирака и оккупированного Кувейта, а после войны именно польское посольство представляло интересы США в Ираке, поскольку американо-иракские отношения были разорваны. Впоследствии, до июля 2012 г., польское посольство аналогичным образом представляло американские интересы в Сирии.
Однако уже тогда Польша, со свойственной ей двуличной политикой и переоценкой своих способностей и значимости, считала, что она «даром ублажает американцев», а союз с США создает ложное ощущение безопасности и толкает к ссоре с Германией и Россией, не давая ничего взамен. И это, в частности, подтверждают опубликованные польскими СМИ оценки бывшего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в беседе с экс-министром финансов Яцеком Ростовским и экс-министром транспорта, строительства и морского хозяйства Славомиром Новаком с резкой критикой союзничества своей страны с США.
Сегодня вряд ли кто сомневается, что у национал-консервативного правительства Польши были действительно замечательные отношения с Дональдом Трампом. Однако когда в Белый дом вселился Джо Байден, отношения заметно охладились, новый президент США не стал, как Трамп, закрывать глаза на нарушения в области демократии, свободы слова, прав ЛГБТ и на ограничения независимости правовой системы в Польше. Поэтому сейчас «прохладные отношения» грозят перейти в стадию глубокой заморозки.
Особенно отчетливо к этому подводит реакция Варшавы на назначение Вашингтоном нового посла в Польше, пост которого пустовал в последнее время. Как стало известно, Вашингтон предложил на этот пост Марка Бжезинского — сына всем известного Збигнева Бжезинского, который был советником по национальной безопасности американского президента Джимми Картера.
Как отметило в комментариях по этому вопросу крупнейшее шведское издание Dagens Nyheter, данную кандидатуру можно рассматривать как особый жест со стороны Байдена и знак того, насколько Польша важна для США. Однако правительство Польши демонстративно «отвергло протянутую руку американцев и захлопнуло дверь у них перед носом», отказавшись выдавать Марку Бжезинскому так называемый агреман, то есть признавать его дипломатическую аккредитацию, из-за чего он не может приступить к работе в Варшаве. Со ссылкой на дипломатические источники, издание утверждает, что польское правительство проинформировало американцев о невозможности одобрить кандидатуру Бжезинского, пока тот не откажется от польского гражданства.
Как сообщают польские СМИ, такой демарш Варшавы привел американский Госдепартамент в замешательство, а сам Марк Бжезинский уведомил польские власти, что он не гражданин этой страны и никогда им не был, а также никогда не считал себя поляком. На это правящая партия «Право и справедливость» во главе с Ярославом Качиньским указала Вашингтону на польское гражданство Марка Бжезинского в силу того, что его отец Збигнев Бжезинский имел гражданство Польши до Второй мировой войны. Согласно польскому закону о гражданстве, любой, у кого имеется хотя бы один предок-поляк, является польским гражданином, а польский гражданин не может быть послом другой страны в Польше. Сам же Марк Бжезинский лишь подчёркивает, что не может отказаться от гражданства, которого у него нет.
Как отмечает Dagens Nyheter, Варшава таким шагом пытается дать понять, что не придаёт большого значения отношениям с Вашингтоном, хотя США — важнейший стратегический партнёр Польши, и при Трампе Качиньский пытался разыграть именно американскую карту против ЕС. Однако теперь Польша поворачивается спиной и к ЕС, и к США. По оценкам многих наблюдателей, указанное враждебное поведение Варшавы по отношению к США обусловлено несоответствием ее амбиций и реального места в мире. Реализация польского «величия» упирается в неспособность Варшавы получить контроль над территориями «от моря до моря», включающими, помимо собственно Польши, части Украины, Литвы, Белоруссии и даже России. Об этом заявил в эфире «Вести FM известный израильский военно-политический эксперт Яков Кедми. «Польша не понимает, что до нее, как и до Украины, никому дела нет. Польша – это только инструмент против России. Если речь не идет об антироссийской деятельности и русофобии, Польша никому не нужна. Она существует в глазах «демократического Запада» только в двух формах: одна из основных сил против России и «рабочий скот» для примитивных работ», — сказал Кедми.
Поэтому эксперты предрекают Польше проблемы с США из-за этой дипломатической выходки и попытки приструнить таким образом Вашингтон.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».