14 июня Джо Байден провëл свою первую встречу в качестве президента США с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, завершая пятимесячное ожидание личного контакта лидеров двух стран. Исход и тематика этой встречи были всем ясны задолго до ее проведения, хотя в Вашингтоне и усиленно подчеркивали более прохладные отношения с Анкарой с момента вступления Байдена в должность в январе, наличие между союзниками по НАТО «ряда разногласий».
Так, на потребление общественности выносились претензии США из-за приобретения Турцией у России ЗРК С-400, хотя при этом, по странному стечению обстоятельств (!?), Вашингтон не предъявляет никаких претензий Греции, уже более 20 лет использующей российские ЗРК С-300. Продолжаются наскоки на Анкару по вопросам прав человека из-за масштабных репрессий, которые турецкие власти начали после госпереворота и продолжаются до сих пор: более 90 000 человек заключенных в тюрьмы, а свыше 150 тыс. турок уволенных или отстраненных от работы из-за предполагаемых связей с гюленистами.
В ответ со стороны Турции не прекращаются многолетние требования, чтобы Соединённые Штаты выдали исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, который, по словам официальных лиц в Анкаре, организовал попытку госпереворота 2016 года против Эрдогана. Турецкий лидер обвинил Байдена в прошлом месяце в том, что он «пишет историю окровавленными руками» после того, как тот одобрил продажу оружия Израилю во время конфликта еврейского государства с палестинскими группировками в секторе Газа. Весьма резкая критика Анкары звучит из-за признания Белым домом геноцида армян в Османской империи 1915−1922 гг.,
поддержки США в Сирии курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG), которых Анкара считает «террористической организацией».
Однако, если посмотреть не на внешнее проявление американо-турецких отношений, а на реальную деятельность Анкары в последнее время во исполнение различных указаний Вашингтона, то вырисовывается несколько иная картина.
Так, в течение ряда последних лет США активно использовали Турцию в качестве своего тарана для решения многих интересующих Вашингтон геополитических задач. И здесь, безусловно, речь идет не только о Турции, как о юго-восточном весьма важном инструменте НАТО.
Достаточно вспомнить роль именно Турции, которую ей отвели США в переделе Ближнего Востока и, в частности, в развязывании «арабской весны», ослаблении единства и прежней мощи арабских государств средиземноморского бассейна. В частности, в Сирии, Ливии, Египте, Ливане, странах Северной Африки, где под влиянием находившихся под покровительством Анкарой радикалов из среды «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ) были развязаны национальные волнения, свержения существующего режима в Ливии, попытки радикалов «Братьев-мусульман» закрепиться у власти не только в Египте. Причем подобная деятельность «Братьев-мусульман» и их приход к власти вместе с Мухаммедом Мурси в своё время в Египте или в Тунисе, где в 2011-м стал президентом Монсеф Марзуки, проходили при активном участии ЦРУ, чему ряд доказательств уже ранее публиковался в различных СМИ.
Причем необходимо осознать, что использование Анкарой «Братьев-мусульман» не было случайностью, так как находящаяся сегодня у власти в Турции Партия справедливости и развития — это вариант «Братьев-мусульман» на турецкий лад. И они явно, по планам Эрдогана, намеревались стать одним из главных его орудий в борьбе за главенство в суннитском мире с той же Саудовской Аравией, «обуздать» которую Вашингтон рассчитывал, в том числе, и руками Анкары. Даже в Иордании, где, по указке из Вашингтона, сохраняется порядка 40% парламента этой страны из числа «Братьев-мусульман», и американцы не позволяют королю менять эту пропорцию, так как Вашингтон рассчитывает использовать этот рычаг давления на армию и правительство королевства.
Поэтому не удивительно, что сегодня, многое поняв в скрытой игре Вашингтона на Ближнем Востоке, в значительном числе ведущих арабских стран Персидского залива и Средиземноморья «Братья-мусульмане» (запрещены в РФ) числятся в первых рядах чёрных списков запрещенных террористических организаций, как, в частности, в Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах, Египте, Сирии.
Активно использует Вашингтон Турцию и в противодействии России. В частности, поощряя последнее развитие военного сотрудничества Анкары с Киевом, а также в политической и финансовой поддержке через нее запрещенного в России «Меджлиса крымско-татарского народа», возглавляемого на Украине Мустафой Джемилевым, спекулирующим на крымском вопросе в пользу Украины и нацменьшинств.
Нельзя также забывать, что идеология турецких «Братьев-мусульман» включает в себя османские и туранские идеи, то есть последующее подчинение Анкаре всего тюркоязычного населения Евразии, в том числе Башкирии, Татарстана, Тувы, Чувашии, Якутии и ряда других территорий Южной Сибири. А также государств Средней Азии.
Поэтому сегодня, пока США не решили свои геостратегические задачи с задействованием Турции и лично Эрдогана на Ближнем и Среднем Востоке, в России и Китае против китайских уйгур, внешние публикуемые западными СМИ ссоры Вашингтона с Анкарой и Эрдоганом – это больше походит на постановочный спектакль. Да, президент Турции ведёт игру со всеми, в том числе и с американцами, исходя из собственной выгоды. Но сегодня Эрдоган есть у власти, а завтра его может и не быть, при участии тех же США. Ему на смену может прийти другой человек, более жёсткий, путём «демократических» выборов «по-американски». Однако, скорее всего, у него в руках окажутся всё те же инструменты, которые подготовил Эрдоган.
Однако в любом случае Соединенные Штаты позволят Турции завершить этап зачистки макрорегиона, а потом они тем же курдам за счёт турок выделят весьма жирный кусок. И тогда уже Эрдоган им будет не нужен.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».