03.06.2021 Автор: Валерий Куликов

Поиск альтернативы Суэцкому каналу становится все острее

SUE542512

28 мая администрации Суэцкого канала вновь пришлось принимать экстренные меры для разблокирования этой весьма перегруженной мировой транспортной артерии. Контейнеровоз Maersk Emerald длиной 353 метра сел на мель из-за проблем с двигателем. И хотя, как указывалось на странице администрации Суэцкого канала в Facebook, там «оперативно справились с внезапной проблемой одного из судов, пересекавших канал» задействованием четырех буксиров, перегруженность этого транспортного пути и объективная угроза новой аварии в очередной раз все острее ставит вопрос о поиске альтернативы этой трассе.

Одной из крупнейших на планете логистических компаний A.P. Moller-Maersk Group из Дании (штаб-квартира в Копенгагене), специализирующейся на контейнерных перевозках, явно не понравилось мартовское «приключение» контейнеровоза Ever Given (компании Evergreen Line) в Суэцком канале и она решила подстраховаться. В результате компания пошла по пути увеличения своего грузопотока через Россию, уже направив контейнеры с различной продукцией из Азии в Европу по новому маршруту в обход Суэцкого канала. Так, контейнеры из Азии по морю будут доставлять в порт Восточный (Приморский край), а затем по железным дорогам РФ они будут поступать в порт Новороссийск (Краснодарский край), откуда их будут судами перевозить в Восточное Средиземноморье. Этот новый трансконтинентальный бизнес, по признанию датчан, сулит им явную прибыль из-за сокращения времени в пути в два раза, в связи с чем предполагается, что подобные перевозки будут еженедельными. 25 мая Дальневосточное таможенное управление разместило на своем сайте информацию, что первые 247 контейнеров A.P. Moller-Maersk Group с автозапчастями и полипропиленом, которые должны попасть к заказчикам из Турции, уже оформлены Находкинской таможней. Срок доставки по железной дороге между российскими портами составляет 12 суток. Общее транзитное время с порта убытия до порта прибытия – 25-30 суток, тогда как при традиционном морском пути через Суэцкий канал 40-45 суток. В 2019 году упомянутая датская компания запустила аналогичный маршрут между российскими портами Восточный и Санкт-Петербург, перевезя по нему только с начала 2021 года 1986 контейнеров.

Помимо использования российских железных дорог в качестве одной из альтернатив Суэцкому каналу, в последнее время все активнее стали называть и Северный морской путь (СМП). Об этом 28 мая заявил министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на заседании коллегии ведомства. По словам чиновника, ряд стран Азии уже рассматривает Севморпуть в качестве замены перегруженным на данный момент транспортным морским артериям. Он также подчеркнул, что Севморпуть имеет ряд существенных преимуществ перед Суэцким каналом, являясь, в частности, на 40% короче, а по открытой воде на семь суток быстрее. Минпромторг России в конце мая предложил возить нефть и газ по Севморпути построенными в России судами, которые смогут перевозить уголь и углеводороды, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой.

Объём перевозок грузов по Северному морскому пути за последние пять лет увеличился в 5,5 раз. В 2021 году он уже составил 33 млн тонн. Об этом сообщил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании по вопросам развития инфраструктуры Северного морского пути. По прогнозу Минвостокразвития к 2024 году перевозки грузов по СМП должны вырасти до 80 миллионов тонн с 20,2 миллиона, а в 2035-м они составят не менее 160 миллионов тонн. Российские власти предложили рассматривать СМП как альтернативу маршруту через Красное море на пути из Азии в Европу. Движение по Северному морскому пути станет круглогодичным благодаря ледокольному флоту, который строит Россия. Об этом 14 апреля сообщил президент России Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества. Ранее российский президент призвал сделать Северный морской путь «глобальной, конкурентной транспортной артерией».

К сожалению, в настоящее время одной из сдерживающих причин активного использования Севморпути является отсутствие сети портов с железнодорожным сообщением внутрь России. Хотя сегодня на севере в целом налажена связь, но в случае болезни участника транспортного прохода по СМП, в кратчайшие сроки должны прилетать врачи, оказываться другие срочные услуги. Поэтому поток грузов по Севморпути будет увеличиваться по мере развития инфраструктуры.

И в этом плане примечательным стало начавшееся недавно в России строительство крупнейшего арктического порта в мире. Гавань получила название Бухта Север и находится на полуострове Таймыр – самой северной материковой части Евразии. Реализацией этого масштабного проекта занимается «Роснефть». Его будут строить в 3 этапа, а грузооборот гавани будет увеличиваться по мере возведения 15 промысловых городов по добыче углеводородов. Ввод в эксплуатацию первой очереди ожидается в 2024 году, что позволит осуществлять перевалку до 30 млн тонн нефти. Завершение двух последующих очередей позволит увеличить грузооборот гавани до 115 млн тонн в год. В итоге Бухта Север должна стать одним из самых крупнейших специализированных нефтеналивных портов мира.

Строительство этого порта необходимо для дальнейшего развития крупнейшего инвестиционного проекта «Восток Ойл», в рамках которого российская нефтедобывающая компания «Роснефть» приступает к разработке богатейших по своим запасам месторождений, расположенных в арктической зоне.

В данный момент на Таймыр уже прибыли суда с необходимым оборудованием, техникой, а также модульными конструкциями для возведения вахтовых поселков. Всего в ходе возведения объектов в рамках проекта «Восток Ойл» планируется задействовать более 400 тыс. строителей.

При оценке преимуществ и конкурентоспособности Северного морского пути, безусловно, необходимо также учитывать, что Северный Ледовитый океан глубоководный, а побережье — нет. Если потребуется заправить большой корабль, то в бухту его не загонишь, то есть надо ставить выносные пирсы. Конечно, у России уже есть большой и хорошо оснащенный ледокольный флот, ожидается поступление и новых ледоколов в ближайшее время. Это тяжелая и дорогая работа, и кто-то за неё должен платить, её надо обеспечивать грузопотоком, чтобы флот был рентабельным.

Поэтому как запасной транспортный маршрут СМП надо активнее осваивать. При этом не стоит думать, что СМП сколько-то ущемит чьи-нибудь коммерческие интересы, в частности, Египта. Другое дело, что должны быть «запасные пути» на случай различных коллапсов и внешних обстоятельств.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: