EN|FR|RU
Социальные сети:

Теракты во Франции: отклики с Ближнего Востока

Юрий Зинин, 13 ноября

FRN756222

События во Франции, где  произошла серия вооруженных нападений на мирных граждан со смертельным исходом, вызвали заметный резонанс в ближневосточном регионе. В местных СМИ, социальных сетях бурлит полемика по поводу оценок и последствий этих инцидентов, их влияния на расклад сил в регионе, отношения между Западом и исламом.

На официальном государственном уровне, в крупных богословских центрах региона их осудили, отметив, что подобные преступления, совершенные отдельными личностями, могут произойти в любом месте и в любое время. Ливанская газета «Аль-Ахбар» приводит мнения иностранных спецслужб о том, что нападения во Франции — дело рук тех, кого принято называть «одинокими волками». Пока не выявлено, что за ними стояли какие-то организованные силы. Нет доказательств и о вовлеченности в эти инциденты каких-то известных салафитских групп. Исполнители, как видно, не были выходцами из арабо-африканской диаспоры, традиционно проживающей десятилетиями в этой стране.

Согласно видению панарабской газеты «Аль-Араб», выходящей в Лондоне, мусульмане в целом и особенно в странах арабского региона продолжают в массе своей быть отстраненными от ценностей западной культуры. Эти страны еще не прошли эпоху просвещения подобно Западной Европе, в которой на этой базе были созданы демократические, светские ценности, лёгшие в основу цивилизации. Запад не способен понять, что между «ним и нами» большое расстояние длиной в два века в понимании связи между человеком и религией. Он видит здесь личностное отношение, связанное с индивидуальной свободой, в то время как в исламском мире и на Ближнем Востоке вера воспринимается коллективно, что традиционно унаследовано и не допускает сомнение.

Местные комментаторы выделяют политическую подоплеку, связанную с терактами. По утверждению катарского канала «Аль-Джазира», президент Э.Макрон чувствует, что его покидает электорат и поэтому делал и делает все возможное с целью поднять число своих сторонников, педалируя тему защиты «французских ценностей» от вызовов исламистов. Арабские авторы согласны с тем, что каждая страна имеет право защитить безопасность своих граждан от преступлений террористического характера. Но между тем риторика огульного обвинения в этом всех мусульман может лишь усилить экстремизм с обеих сторон, сыграть на руку отдельным режимам, правящим в ряде арабо-мусульманских стран. В них много людей страдают от бедности, социальных невзгод, попадают в жернова конфликтов на религиозной, этнической почве. Из-за этого сотни тысяч мусульман ищут лучшую долю за пределами своих стран, становятся беженцами, пытаясь найти спасение и безопасность, мирное небо в эмиграции, прежде всего в странах «христианской Европы».

При этом наиболее жесткая реакция на события в Париже и в Ницце исходила от лидера Анкары. Его нападки на президента Франции мотивированы скорее не заботами о религии, считают местные авторы, а геополитическими интересами и расчетами в Восточном Средиземноморье, в Ливии в целом, в Северной Африке и далее — на восток, вплоть до конфликта в Карабахе.

В откликах ряда политологов заметен посыл, что за религией скрываются глубинные процессы. Они считают, что нужно обращать внимание на реалии своих обществ, заняться решением насущных проблем, отойти от громких заявлений или эмоциональной риторики, лишь отвлекающих народы от их чаяний к свободе и демократии.

Запад тоже несет свою ответственность. Разве не он в течение долгого времени предпочитал продавать различные виды оружия диктаторским режимам в зоне ислама, угнетавшим свои народы. Разве не Запад вооружал талибов с тем, чтобы толкнуть их против России, а те затем повернули оружие против своих спонсоров.

С другой стороны, серия налетов была на руку крайним радикалам-исламистам, глашатаям идей нетерпимости и фанатизма. Североафриканское отделение Аль-Каиды (запрещена в РФ – ред.) в своем заявлении прямо призвала мусульман беспощадно расправляться с теми, «кто оскорбляет Пророка».

Саудовский публицист Халид Т.Аль-Турки считает, что образованного, мыслящего мусульманина не собьют с правильного пути ни кампании по очернению религии и ее Пророка Мухаммеда, ни злобные рисунки или карикатуры. Больше всего ущерба исламу наносят темные, отсталые верующие. Между разными религиями были и существуют противоречия. Если кому-то из приверженцев ислама не нравится жить при законах и конституции принимающей его страны — Франции, то ему нужно просто покинуть свое место проживания, делает вывод публицист.

Юрий Зинин, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

More on this topic
Франция и Британия ревностно охраняют свои бывшие колониальные владения
Габон после переворота
Почему «желтые жилеты» — это не симптом, а приговор западной банковской системе
Агония Франсафрики
Новая Каледония: Франция и Азербайджан — возвращение на райский остров в Тихом океане!