EN|FR|RU
Социальные сети:

Ближний Восток в новых планах США

Виктор Михин, 16 сентября

MID0056333

В самом конце августа в столице Иордании Аммане прошел третий саммит трехстороннего механизма сотрудничества между Египтом, Иорданией и Ираком. Первый саммит состоялся в Каире в марте прошлого года, а второй — в Нью-Йорке в ходе очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2019 года. В двух предыдущих встречах на высшем уровне Ирак был представлен бывшим премьер-министром Ирака Адель Абдель Махди, но на этот раз Ирак представлял новый премьер-министр Ирака Мустафа аль-Каземи.

Несколькими днями ранее иракский премьер был, как писали американские СМИ, гостем президента США Дональда Трампа с «успешным визитом, который состоялся в рамках стратегического диалога между Ираком и США». На переговорах, судя по всему, Вашингтон озвучил свой план по дальнейшему закабалению Ближнего Востока, но так как США полностью себя дискредитировали среди арабских народов, то было принято решение перепоручить выполнение своих замыслов Ираку.

Моментально в интервью «Вашингтон пост» премьер-министр Ирака предложил создание “нового Ближнего Востока” или “Новый Восток” в Леванте, который будет включать и Египет. Он пояснил, что идея в том, чтобы активно сотрудничать для стабилизации всего Ближневосточного региона и к поиску политического решения конфликтов, которые бушуют в этом районе мира. Кроме того, новый блок стран будет работать вместе и координировать свои планы, чтобы добиться экономического процветания для народов региона.

Данный проект предусматривает, что Ирак проведёт нефтепровод из Басры в Египет через Иорданию. Каир и Амман будут получать нефть, а Багдад взамен начнет получать электричество, которое в настоящее время идет из Ирана. Просматриваются намерения Багдада уменьшить влияние Тегерана на своей территории, и поэтому в этом проекте не будет присутствовать Сирия, являющаяся союзником Ирана. Вместе с тем, и это широко отметило большинство иракских СМИ, иракский премьер почему-то никак не отреагировал на слова бывшего советника президента США по национальной безопасности Дж. Болтона (один из «ястребов» американской политики), который прямо сообщил, что он уже долгое время уверен: развал Ирака – дело полезное, и Соединенные Штаты должны признать курдское государство как свершившийся факт. «С курдским вопросом в других странах – Сирии, Иране и Турции США должны обходиться стратегически, потому что в конечном итоге это может привести к очень положительному (для американцев) результату», — отметил Дж. Болтон. Курдский вопрос и  использование принципа «разделяй и властвуй» —  по такой схеме проводят свою политику такие, как «Дж. Болтон и Ко».

Следует напомнить, что сама идея трехстороннего сотрудничества между Египтом, Иорданией и Ираком не является новой. Более 30 лет тому назад в трех странах и Йемене был создан так называемый Арабский Совет сотрудничества, и были подписаны различные соглашения, которые охватывали экономические, торговые, социальные и культурные аспекты взаимоотношений между странами-участницами. Однако этот эксперимент был недолгим. Менее чем через год после своего создания Ирак вторгся в Кувейт 2 августа 1990 года, что стало концом вновь созданного Совета.

До подписания мирного договора между Иорданией и Израилем от 24 октября 1994 года Ирак, Иордания и Сирия сформировали некий союз, который назвали организацией “Восточный фронт”. Это была группа стран, которые были в состоянии войны с Израилем, и предусматривали определенное стратегическое равновесие на Ближнем Востоке. Этот союз являлся неким сдерживающим фактором против израильской экспансии на Ближнем Востоке, даже после того как Египет подписал первый мирный договор между арабским государством и Израилем 26 марта 1979. «Восточный фронт» в какой-то мере обеспечивал безопасность и стабильность для трех стран на какое-то время, но иракское вторжение в Кувейт нанесло ему смертный приговор.

Конечно, нынешняя стратегическая обстановка на Ближнем Востоке в общем и в этих странах в частности резко изменилась, Ирак и Сирия находятся в сложной ситуации, которая не позволит им вдохнуть новую жизнь в старую концепцию. Тем не менее идея “Нового Востока” имеет свои преимущества в условиях отсутствия безопасности и стабильности на Ближнем Востоке. Турбулентная ситуация, которая длилась слишком долго, широко открыла дверь для вмешательства западных стран в Леванте и Ираке, в частности, после вторжения Соединенных Штатов в Ирак в марте 2003 года в сочетании с катастрофическими последствиями «арабской весны».

Ряд политических обозревателей высказывает мнение, что если три страны, которые запустили трехсторонний механизм сотрудничества, будут серьезно работать для создания такого блока, то, возможно, их совместная деятельность принесет рано или поздно свои плоды. Как пояснил премьер-министр Ирака, такой блок будет работать в интересах мира, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и послужит противовесом любому вмешательству на Ближнем Востоке и в Ираке. Союз, как считается, будет иметь оборонительный характер и не направлен против какой-либо страны или группы стран в регионе. Вполне естественно, что сама идея такого блока ориентирована на будущее, а не прошлое. Фактически мир является свидетелем, отметило иранское Mehr News Agency, медленного и постепенного появления другого Ближнего Востока — региона, который будет жить в рамках Pax Americana, где Израиль станет ведущим партнером США после того, как последние уйдут с Ближнего Востока. Эта нынешняя стратегия инициирована администрацией США и будет продолжаться, хотя и гораздо более медленными темпами, в случае, если кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден станет 46-м президентом США в ноябре.

Блок, как только он станет реальностью, будет защищать национальные интересы своих членов-основателей на Ближнем Востоке завтрашнего дня, который может стать свидетелем очень тесного сотрудничества между странами Персидского залива и Израилем, если первые пойдут по стопам Объединенных Арабских Эмиратов в нормализации отношений с еврейским государством. Но стратегию США по формированию союза между Израилем и «суннитскими» арабскими государствами, а именно странами Персидского залива, Египтом и Иорданией, трудно реализовать так, как того хотят Соединенные Штаты и Израиль. Эта идея вызвала у премьер-министра Ирака некоторые проблемы дома, особенно среди проиранских политических сил и вооруженных ополченцев. Но Мустафа аль-Казими заверил их, что его идеи не нацелены против Ирана, подчеркнув, что Ирак хочет иметь хорошие отношения со всеми соседними странами без исключения.

«Нарождающийся новый Ближний Восток будет полон перекрестных течений и странных союзов, которые могут подорвать безопасность и стабильность крупных арабских держав, если они откажутся, — написала египетская Аль-Ахрам, — стать постоянными партнерами в Pax Americana в регионе. Если трехсторонний блок будет сформирован, он станет своего рода оплотом против нации или группы государств Ближнего Востока и Персидского залива — под американским руководством, — которые попытаются изменить порядок в регионе в соответствии со своими собственными видениями и национальными интересами».

Но у политиков из Вашингтона весьма короткая память, или они просто не знают историю этого региона. В этой связи им можно напомнить, как в 50-х годах прошлого столетия США и Великобритания пытались с помощью местных компрадорских кругов создавать различного рода военные союзы и блоки.

В связи с революцией 1952 г. в Египте и распространением влияния на соседние страны, Великобритания, еще считавшая себя лидером в этом регионе, выступила инициатором создания в 1955 г. Организации Центрального договора (СЕНТО). В нее вошли Англия, Турция, Ирак, Иран и Пакистан. США, формально не являясь участником пакта, принимали самое деятельное участие в работе ряда его структур, оказывали военную помощь странам-участницам, размещали на их территории свои военные объекты. После революции 1958 г. из блока вышел Ирак, а в 1979 г. после революции в Иране блок, переименованный в 1959 г. в СЕНТО, прекратил свое существование. Создавая систему блоков, США стремились к установлению мировой гегемонии. Именно в это время у них появляется идея установления американского миропорядка.

То, что администрация Трампа вынуждает страны принимать новые или старые экономические стратегии, показывает продолжающуюся изоляцию США и их одностороннюю политику. Меры администрации Д. Трампа сближают многие страны с общей целью — обойти то, что называется односторонними санкциями, которые «светоч демократии» накладывает на одну страну за другой. Вот почему страны не только Ближнего Востока, но и других регионов мира отказываются встать на сторону Вашингтона, который в своей практике отказывается от международных договоров. Это сделало США ведущим государством-изгоем, главной угрозой международной стабильности и миру. Полное пренебрежение Вашингтона к международному праву, мирному сосуществованию проявилось не только в конфронтации с Ираном, Россией и Китаем, но также в издевательствах и ежедневных угрозах санкций против различных участников международного сообщества, включая даже его европейских союзников. Эта гегемонистская политика ведет Соединенные Штаты к еще большей изоляции.

Партнеры Вашингтона, особенно его союзники, также пришли к пониманию того, что США не заботятся об их интересах и ценностях, таких как многосторонность и верховенство закона.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение». 

На эту тему
Президентские дебаты двух неудачников
Американо-украинские удары ATACMS по Крыму оправдывают Москву
Роль американских советников в ракетных ударах по Севастопольскому пляжу
Почему американская исключительность не такая уж исключительная?
США: студенческие волнения и политика властей