02.09.2020 Автор: Дмитрий Бокарев

Страны Востока отдают предпочтение российскому оружию вместо американского

ECTR452522

В последние годы Соединенные Штаты все активнее стали нарушать суверенные права независимых государств, демонстрируя откровенно нецивилизованный характер своей политики. И выражается это в различных формах: как политического давления на политику других государств, организации «цветных революций», так и путем противоправной санкционной политики, запрета на ведение торговли с явными конкурентами США, что также не соответствует международным нормам и принципам свободы торговли.

Все это особенно отчетливо можно проследить на действиях Вашингтона в отношении все чаще накладываемого запрета на приобретение другими странами российского оружия. При этом в США отчетливо осознают, что высококачественная и относительно недорогая российская военная техника пользуется сегодня заслуженной популярностью по всему миру, а ее экспорт не только приносит РФ значительный доход, но и является эффективным инструментом российской внешней политики, помогая выстраивать и регулировать отношения с другими странами.

Неудивительно, что когда произошло обострение в российско-американских отношениях и Вашингтон начал вводить антироссийские санкции, особое внимание он уделил борьбе с российской торговлей вооружениями. Так, снижение доходов РФ от торговли продукцией военного назначения было официально названо одной из главных целей закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries through Sanctions Act, или CAATSA), принятого в августе 2017 года. Государственный департамент США сообщил, что санкции будут вводиться против российских партнеров за «существенные транзакции» с ОПК РФ, в результате которых российская сторона получит по-настоящему большую сумму денег, или приобретенное партнерами РФ оборудование приведет к значительному повышению их военных возможностей. В общем, условия кажутся размытыми и оставляющими Вашингтону большой простор для произвольных противоправных действий.

В связи с этими действиями Америки разыгралось несколько громких историй, связанных с поставками российских зенитно-ракетных комплексов С-400, которые считаются одной из самых перспективных статей оружейного экспорта РФ.

ЗРК С-400 «Триумф» способен поражать все существующие в наше время средства воздушно-космического нападения, в том числе различные боевые самолеты (включая «невидимые», изготовленные по технологии «стелс») и ракеты, летящие на скорости до 4,8 км в секунду. Он может одновременно обнаружить и уничтожить десятки целей при любом освещении и при любых природных и погодных условиях. Российская армия испытала и приняла «Триумф» на вооружение в 2007 г., а сейчас он является одной из основ противовоздушной обороны РФ.

Первым иностранным государством, пожелавшим приобрести С-400, стал Китай. Сделка была заключена в 2014 г., задолго до подписания CAATSA.

Тем не менее в апреле 2018 г. Вашингтон сообщил, что рассматривает возможность введения антикитайских санкций в связи с покупкой С-400. Некоторое время американские политики сомневались, распространяется ли CAATSA на договоры, заключенные до его введения, но в конце концов в сентябре 2018 г. США ввели санкции против Департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР. Это не привело к отказу от сделки: в начале 2018 г. в Китай был доставлен первый полковой комплект российского ЗРК, который помимо пусковых установок включает командный пункт, радиолокационные станции и прочее имущество, необходимое для полноценного ведения боевых действий. В декабре 2018 г. ВС КНР провели испытания С-400, в ходе которых была уничтожена цель, летящая со скоростью 3 км в секунду на расстоянии 250 км. Эти результаты весьма впечатлили мировую общественность и сделали российским ЗРК неплохую рекламу. В январе 2020 г. в КНР был доставлен второй полковой комплект. К своим покупкам китайские ВС получили более 120 управляемых ракет.

Следующим государством, пожелавшим приобрести С-400, стала Турция. Контракт был заключен в 2017 г., после чего в адрес Анкары началась критика со стороны Вашингтона и других партнеров Турции по блоку НАТО. С тех пор США не раз предпринимали попытки уговорить или заставить Турцию отказаться от С-400.

В июле 2019 г. США исключили Турцию из программы по совместному производству F-35 – новейших американских многоцелевых истребителей-«невидимок». В результате Турция не получила уже готовые боевые машины, произведенные для нее на территории США.

Получив российские ЗРК, осенью 2019 г. турецкие ВС приступили к их испытаниям. В качестве учебных целей, которые должны были обнаружить и взять под контроль «Триумфы» (разумеется, без нанесения удара), использовались стоящие на вооружении у Турции американские истребители F-16, летавшие на разных высотах над Анкарой. Эти истребители США весьма популярны на Ближнем Востоке и в Европе, стоят на вооружении у таких потенциальных противников Турции, как Израиль и Греция.

Несмотря на свои угрозы, более чувствительные антитурецкие санкции, чем отмена поставок F-35, Вашингтон вводить не спешит, опасаясь окончательно испортить отношения с важным партнером, которым является для США Турция – одно из влиятельных государств исламского мира, состоящее в НАТО и предоставившее свою территорию американским ВВС для операций на Ближнем Востоке. В свою очередь, Анкара, претендующая на ведущую роль в регионе, всячески стремится показать свою независимость от Вашингтона. Следует напомнить, что в последние годы турецко-американские отношения сильно охладели в связи с событиями в Сирии: например, поддержкой американцами борющихся за независимость сирийских курдов, которых Турция считает врагами.

В начале июля 2020 г. турецкие ВС начали новые многомесячные испытания «Триумфов». Как обычно, незадолго до мероприятия США заявили, что в случае этих испытаний введут антитурецкие санкции, и как обычно турецкая сторона эту угрозу проигнорировала. В качестве учебных целей вновь использовались «старые» американские F-16.

Однако в СМИ появилась информация, что в ходе испытаний радары С-400 обнаружили находившиеся в 200 км американские истребители F-35, летевшие над Черным морем. Это те самые истребители, которых Турция лишилась, купив С-400. Как упоминалось выше, эти самолеты изготовлены по продвинутой стелс-технологии, и малозаметность для радаров является их самой разрекламированной характеристикой. Таким образом, помимо того репутационного удара, который нанесла Америке сама покупка Турцией «Триумфов», С-400 нанесли ущерб репутации американских военных технологий.

В конце июля глава Госдепа США Майкл Помпео заявил, что американское руководство вновь обдумывает антитурецкие санкции.

Однако вряд ли какие-либо санкции смогут заставить новоявленных владельцев С-400 отказаться от такого оружия. По-видимому, «Триумф» продолжит распространяться по миру.

После Турции С-400 приобрела Индия – стратегический партнер США в Южной Азии. Это партнерство чрезвычайно важно для Америки, и Вашингтон, хоть и высказал свое недовольство, так и не принял существенных карательных мер.

Есть информация, что «Триумфом» заинтересовался Иран. Эта страна уже давно живет под американскими санкциями в связи со своей ядерной программой и является одним из главных противников США. Для Вашингтона будет особенно неприятно, если она обзаведется такой эффективной системой ПВО, как С-400.

Однако и в других уголках мира российский «Триумф» не сулит США ничего хорошего. О том, что С-400, приобретенный Турцией, обнаружил новейший «невидимый» истребитель F-35, уже говорилось выше, как и о том, что это стало ударом по репутации американских авиаконструкторов. Однако помимо репутационных потерь, США могут ждать и более серьезные неприятности. Есть мнение, что данные, которые смогли получить турецкие военные с помощью радаров С-400, могут нести важную разведывательную информацию об американских истребителях и их передвижениях.

Наиболее неприятные последствия для США может нести приобретение С-400 Китаем. С «Триумфами» зона действия китайской ПВО значительно расширилась. Помимо прочего, в ней оказались острова Сенкаку в Восточно-Китайском море, из-за которых КНР ведет спор с Японией, и часть Тайваня, который КНР не признает и считает своей территорией. Так что при необходимости российский ЗРК может укрепить позиции Пекина в территориальных спорах и в целом усилить его позиции в регионе.

Можно сделать вывод, что США есть из-за чего беспокоиться: российский ЗРК «Триумф», постепенно распространяясь по Азии, не только укрепляет оборону отдельных государств и приносит доход российскому бюджету, но и способствует глобальным политическим изменениям.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: