Одним из самых громких событий второй половины октября с. г. стало заявление президента США Д. Трампа о намерении вывести США из американо-советского “Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности” 1987 г. (так называемый “Договор РСМД”), которое сопровождалось его же высказываниями на тему необходимости модернизации американского ракетно-ядерного оружия с целью повышения потенциала противостояния как с Россией, так и Китаем.
Вторым не менее значимым, но получившим гораздо меньшее освещение в мировых СМИ, событием стало проведение 18-19 октября в Брюсселе 12-го саммита “Форума Азия-Европа” (Asia—Europe Meeting, ASEM) под общим заголовком “Укрепление диалога и кооперации между двумя континентами по широкому кругу вопросов. Европа и Азия: глобальные партнёры по решению глобальных проблем”.
Кажется, что оба эти события носят абсолютно автономный по отношению друг к другу характер, а то, что они произошли практически одновременно, является чистой случайностью.
Однако, на авторский взгляд, оба они находятся в тесной связке. Причём речь идёт не о банальностях типа “всё в мире взаимосвязано”, а о конкретике процесса переформатирования мироустройства, которое происходит буквально на наших глазах.
Снижение в мировых делах роли США (неоспоримого лидера первых двух десятилетий периода “после холодной войны”), которое обусловлено объективными причинами и только усиливается собственным курсом на (квази)изоляционизм, побуждает других значимых мировых игроков (как союзников Вашингтона, так и его оппонентов) к поиску новых стратегий в резко усложняющейся новой глобальной игре.
Наблюдается крайне примечательный тренд указанных “других” в сторону координации усилий в самых разных областях деятельности и преодоления сохраняющихся серьёзных проблем. Одной из важных площадок для этого становится учреждённый в 1996 г. форум ASEM, который раз в два года проводится в разных городах Европы и Азии как на министерском, так и на высшем уровнях.
В этом году в работе саммита ASEM приняли участие премьер-министры и главы 51 страны, высшее руководство ЕС, генеральный секретарь АСЕАН. Упомянем премьер-министров КНР, Японии, РФ, Франции, канцлера Германии, которые, помимо выступлений на пленарном заседании, проводили и двусторонние встречи. Саммит сопровождался серией различного рода мероприятий с участием политических экспертов, представителей бизнеса, деятелей культуры.
Почти во всех выступлениях звучали схожие слова (в стиле “мы с тобой одной крови, ты и я”), которые должны были засвидетельствовать приверженность докладчика определённой тенденции в мировых политико-экономических процессах. Такой тенденцией становится расширение многосторонних связей на базе сложившихся правил международной торговли.
Обобщённую точку зрения участников ASEM-2018 по данному вопросу в заключительном слове выразил председатель ЕС Д. Туск. Среди прочего он заявил о согласии всех участников форума “возобновить нашу поддержку международного порядка” на основе упомянутых выше “правил”. В этом, по его мнению, заключается “наиболее важный сигнал данного саммита, принимая во внимание складывающийся геополитический контекст”.
Не вызывает сомнения адресат (США) упомянутого Д. Туском “сигнала”. Сегодня Вашингтон является нарушителем “порядка”, что составляет главное содержание складывающегося “геополитического контекста”. Однако США остаются пока ключевым военно-политическим союзником и одним из основных торговых партнёров ЕС, а также Японии.
Что же касается Китая, то относительно него США позиционируются противоречивым образом: тоже являясь одним из основных торгово-экономических партнёров, Вашингтон во всё большей степени превращается в главного военно-политического оппонента Пекина.
Однако курс США на (квази, повторим) изоляционизм, предпочтение двустороннему формату торгово-экономических связей и заявления о необходимости пересмотра тех самых “правил”, видимо, отодвигают на второй план различия в отношениях с США у всех основных участников форума в Брюсселе. В связи с этим лидерам ЕС, КНР, Японии (и, естественно, России) явно есть, что “пошептать на ушко” друг другу.
В этот-то момент и озвучивается “инициатива” Д. Трампа по выводу США из “Договора РСМД”, которая представляет собой ничто иное, как увесистый удар кулаком по столу, за которым собрались “заговорщики”, вздумавшие нечто предпринять за спиной мирового лидера.
Адресован же этот ответный американский “сигнал” всем сразу сидельцам за указанным столом, а отнюдь не только (возможно, даже не столько; не исключено, что и вообще не) РФ. Представляются поэтому (а также по некоторым другим соображениям) преждевременными рассуждения на тему “подлётного времени”, заполнившие пространство политических ТВ-шоу России.
“Сожаление” относительно высказываний Д. Трампа по поводу “Договора РСМД” и надежду на то, что дальше слов дело всё же не пойдёт, выразил руководитель аппарата правительства Японии Ё. Суга. В комментариях японских экспертов выражается недоумение относительно момента, выбранного Д. Трампом для подобных высказываний, поскольку разговоры о неполном соответствии новым условиям “Договора РСМД”, заключённого свыше 30-и лет назад, ведутся давно. Естественным представляется предварительное обсуждение его модернизации с участием ряда стран Азии и Европы.
Отсутствие подобного рода зондирования позиций потенциальных участников процесса (гипотетической) модернизации “Договора РСМД” свидетельствует о политических мотивах шага, предпринятого администрацией США. Один из них мы обсудили выше.
Можно указать на другой, не менее важный. 25-27 октября состоится первый за несколько лет официальный визит в Китай премьер-министра Японии С. Абэ. Итоги его поездки в КНР вполне могут оказаться прорывом в постепенном процессе улучшения отношений между двумя ведущими азиатскими державами. Нельзя исключать и перспективу деактуализации американо-японского военно-политического союза.
Однако теперь этот визит будет проходить в условиях негативной реакции Пекина на предложение лидера ключевого союзника Японии присоединиться к “Договору РСМД”. Что никак не способствует созданию благоприятной обстановки для поездки С. Абэ в КНР.
Наконец, следует отметить, что резкий “фехтовальный” выпад в проблематике РСМД вписывается в “фирменный” стиль поведения нынешней американской администрации на международной арене. Ранее нечто похожее было предпринято в отношении КНР в ходе разворачивающейся “торговой войны”.
Возможно, это своего рода тактический приём при реализации стратегии “уходя – остаться”. То есть при очевидном стремлении снизить масштаб вовлечённости США в разного рода международные дрязги Вашингтон хочет оставить за собой возможность эффективно вмешаться в некие важные для него процессы.
Однако “фехтовальный” выпад в сфере торговли с Китаем уже негативным образом отражается как на самих США, так и на мировой экономике в целом. Посмотрим, чем закончится аналогичный выпад в сторону системы поддержания стабильности в области ракетно-ядерных вооружений.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».