25.07.2020 Автор: Владимир Одинцов

Борьба Вашингтона за Центральную Азию усиливается

CA85674

На фоне всеобщего падения авторитета и влияния США в последнее время из-за политики нынешней президентской администрации Вашингтон все отчаянней стал бороться за сохранение своих прежних позиций в интересующих его регионах мира. И одним из наглядных свидетельств этому является усиление Соединенными Штатами борьбы за Центральную Азию (ЦА).

Понимание того, какова стратегическая ценность этого региона, во многом пришло к США после теракта 11 сентября. Вашингтон и его ближайшие союзники выбрали эти южные территории бывшего СССР в качестве транзитных, через которые направлялись грузы для поддержки военных операций в Афганистане. С 2011 по 2015 примерно половина всех поставок для войск США и НАТО в Афганистане шла именно через эту «распределительную сеть», хотя поставки с территории Пакистана стоили бы меньше.

Так появилось американское военное присутствие на территории Центральной Азии, которое Вашингтон в противоборстве с Москвой и Пекином активно старался закрепить и усилить. Оккупация Афганистана Соединенными Штатами и войсками НАТО, а также углубление и расширение военных связей с республиками региона в связи с афганской войной породили в Вашингтоне идиллическую концепцию о геостратегической победе в этом регионе. При этом в США четко увязывали для себя выигрыш в этой конкурентной борьбе с Россией и Китаем — прошлыми традиционными союзниками стран Центральной Азии — не только в политико-стратегическом и военном отношении. Но и с экономической выгодой взятия под свой контроль добычи нефти и газа в этом богатом природными ресурсами регионе, а также строительства и эксплуатации здесь трубопроводов, поскольку они шли бы в обход Ирана, который с 1979 года находится под санкциями. Однако этих целей Вашингтону так достичь и не удалось.

Понимая, что государства Центральной Азии объективно неразрывно связаны традиционными узами с Россией и с пытающимся предложить им выгодное торгово-экономическое сотрудничество Китаем, в целях усиления противодействия Москве и Пекину Госдепартамент США в феврале представил новую американскую стратегию по Центральной Азии. Из документа следует, что Вашингтон не просто заявляет тем самым о своей готовности соперничать за влияние на этот регион, но и хотел бы, чтобы государства Центральной Азии выступали единым блоком и укрепляли связи не с Россией и Китаем, а с Афганистаном и Пакистаном под покровительством США. По сути, указанная «стратегия» является развитием вот уже около двух десятилетий продвигаемой сменяющими друг друга администрациями США концепции «Большой Центральной Азии», в которую, помимо пяти независимых государств Центральной Азии, входили бы и другие лояльные США азиатские государства, тем самым отдаляя бывшие советские республики Центральной Азии от России. Отсюда четко прослеживается главная идея, что для США Центральная Азия служит стратегически важным плацдармом на случай эвентуальной конфронтации США с Россией и Китаем в регионе.

Для реализации этих планов нынешней администрацией США были внесены соответствующие корректировки в личный состав американских дипломатических и иных представительств в ЦА. В частности, были направлены в регион сотрудники, имеющие не только опыт в навязывании другим странам выгодных Вашингтону политико-стратегических установок, но и уже опробовавших практическое использование в этих целях «мягкой силы» и армии США.

Так, в последние годы на американские деньги в Таджикистане работает большая сеть различных организаций, среди которых, в частности, Фонд Сороса, Ага-хана, Институт войны и мира и другие, часто вмешивающиеся во внутренние процессы этой страны, главным образом продвигая внешнеполитические интересы США. Для «координации» такой работы в марте 2019 года в Душанбе был направлен новый посол США — Джон Марк Поммершайм, хорошо знакомый по USIA с реализацией Вашингтоном «цветных революций» в ряде стран его предыдущей работы и использованием «мягкой силы» в создании антикитайских и антироссийских настроений.

Другим примером может служить направление в июне 2019 года в Туркменистан в качестве нового посла США даже «военного десанта» в лице полковника в отставке Мэттью Стивена Климоу и его супруги — майора в отставке Эди Ганнелс. При выдвижении М.Климоу послом в Туркменистан Вашингтоном явно учитывался его предыдущий опыт решения множества сугубо военно-стратегических аспектов, отдельные из которых США рассчитывают реализовать с позиции этой центральноазиатской страны и региона в целом. А также, что именно военный человек, с присущими ему нахрапистостью и бесстрашием, может сделать в этой стране то, что не удалось его семи неудачливым предшественникам.

В последнее время на постсоветском пространстве ЦА все чаще стала мелькать аббревиатура NED (с июля 2015 года эта НПО признана Генпрокуратурой России нежелательной – ред.) – так называемого Национального фонда в поддержку демократии, созданного при президенте Рейгане в 1983 году Конгрессом США для «продвижения демократии». Его деятельность координируется такими членами Совета фонда, как Уэсли Кларк — бывший командующий войсками НАТО, Фрэнк Карлуччи — бывший министр обороны, Мортон Абрамовиц — бывший советник президента Рейгана и председатель Международного кризисного центра, Ли Гамильтон — бывший сенатор, член президентского Совета по национальной безопасности. Одним из членов Совета являлся Збигнев Бжезинский. В деятельности NED также принимали участие такие известные личности, связанные с американскими спецслужбами, как Джон Негропонте, Генри Чиснерос, Эллиот Абрамс. Хотя фонд декларирует себя как НПО, 95% его финансирования осуществляется за счет бюджета США, и оно тем щедрей, чем больше фонд выполняет задачи, поставленные перед ним государством и спецслужбами США.

Переложив на NED часть функций ЦРУ, Вашингтон применяет различные технологии формирования среды недовольства в странах ЦА, скрытно распределяя колоссальные суммы, вкладываемые в «раскачивание» государственного уклада. Под видом грантов фондом осуществляется финансирование оппозиции по программам защиты прав человека, поддержки независимых медиаресурсов, гражданской грамотности. Обращает на себя также и программа NED по «поддержке глобальной экономики», направленная на следование влиянию США в противовес действиям в регионе России и Китая.

Финансирование Вашингтоном различных подобных подрывных структур под видом «защиты прав» в Центральной Азии неуклонно увеличивается. В 2017 г. в Конгресс США был внесен законопроект об иностранной помощи, включающий в себя $2,5 млрд на подобные «проекты демократии» в Центральной Азии. Характерной чертой такой «помощи» является ее проникновение во все сферы, которые, казалось бы, не имеют даже отдаленного отношения к реализации геополитических интересов доноров: энергетика, здравоохранение, водопользование, экология, борьба с наркотиками и даже… строительство туалетов. На самом же деле таким образом США пытаются втянуть государства региона в свои стратегии и экономические конструкции, получить контроль над ресурсами и обществами стран ЦА. Как отмечают сами аналитики из стран ЦА, внешне красивая помощь в сфере здравоохранения и борьбы со СПИД не улучшает ситуацию в регионе, борьба с торговлей наркотиками оборачивается распространением наркотика метадона, а борьба с инфекциями – открытием на территории стран ЦА американских военных биолабораторий, неподконтрольных правительствам принимающих стран и, вполне возможно, проводящих опыты с биологическим оружием и замешанных в ряде скандалов.

Навязываемая таким образом американская «помощь», многомиллиардные вливания через постоянно растущую сеть американских НПО, которые не приносят результатов для социально-экономического развития государств Центральной Азии, сегодня стала нарицательным и весьма критическим выражением в странах ЦА, трезво оценивается ее прежде всего пропагандистская направленность, желание оторвать республики региона от уже десятилетиями оправдавших себя крепких связей с Россией. Ведь ни одна из стран бывшего СССР, выбравших в качестве стратегических партнеров США, не добилась процветания и экономического роста, лишь столкнувшись с массой проблем для своего общества и народного хозяйства. А отсюда растет и понимание: а нужна ли такая «помощь»?

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: