Токелау – зависимая территория Новой Зеландии, состоящая из нескольких небольших островов, примерно на полпути между Новой Зеландией и Гавайями. Население островов составляет всего около 1,5 тыс человек и состоит в основном из представителей полинезийского народа – токелауанцев, которые говорят на собственном, токелауанском языке. Полинезийцы появились здесь около тысячи лет назад, а в XVIII в. эти острова обнаружили европейские мореплаватели, которые назвали их Острова Юнион.
Почти до середины XIX в. европейцы и американцы посещали их лишь изредка, но с 1845 г. на Островах Юнион начали вести работу миссионеры, обратившие местное население в христианство. В 1863 г. острова почти опустошили «охотники за черными дроздами» – перуанские работорговцы, забравшие почти всех трудоспособных мужчин (которых всего оказалось 253 человека). К счастью, некоторым из них потом удалось вернуться.
Затем на Островах Юнион начали селиться иммигранты из других районов Океании и из Европы, которые женились на местных женщинах и постепенно восстановили популяцию. В 1889 г. над островами был установлен протекторат Великобритании, в 1916 г. они стали британской колонией, а в 1926 г. перешли под управление Новой Зеландии. В 1946 г. Острова Юнион были переименованы в Острова Токелау. В 1949 г. над ними был установлен новозеландский суверенитет.
Постепенно Новая Зеландия давала Токелау все больше самостоятельности. С 1993 г. у Токелау есть собственный исполнительный орган – правительство, состоящее из местных вождей, и собственный законодательный орган – парламент, который переизбирается каждые три года. Тем не менее есть мнение, что такой степени самостоятельности Токелау недостаточно. В 2006 и 2007 гг. при поддержке ООН на Токелау были проведены два референдума по самоопределению, в ходе которых токелауанцам предлагалось решить, оставаться ли Токелау зависимой территорией или стать самостоятельным государством в свободной ассоциации с Новой Зеландией. На обоих референдумах не хватило лишь небольшого количества голосов, чтобы Токелау стала самостоятельной. По-видимому, не удовлетворившись результатами, в 2007 г. ООН включила Токелау в свой «список несамоуправляемых территорий», нуждающихся в деколонизации.
Следует отметить, что Токелау не обладает большими природными ресурсами, кроме морской рыбы. Для большинства населения островов главные источники средств существования – рыболовство и сельское хозяйство, а также денежные переводы от родственников, работающих в Новой Зеландии. Важной статьей дохода для бюджета Токелау является продажа иностранным государствам лицензий на рыбную ловлю в своей 200-мильной эксклюзивной экономической зоне.
Однако и этого недостаточно, чтобы можно было обходиться без экономической помощи со стороны Новой Зеландии. Следовательно, многие эксперты считали проведение референдумов рискованной затеей для Токелау, поскольку было не очень понятно, что территория будет делать, если утратит новозеландскую поддержку. Есть даже мнение, что целью референдумов была не столько самостоятельность, сколько давление на руководство Новой Зеландии, чтобы оно, испугавшись утратить Токелау, усилило материальную помощь территории. Это мнение спорное, но Токелау действительно оказалась в выигрыше: вскоре Новая Зеландия выделила $7 млн из $8,5 млн, требовавшихся для строительства солнечных электростанций, которые с 2012 г. полностью обеспечивают острова электроэнергией (ее требуется мало, поскольку больших производств в Токелау нет, как и отопительного сезона).
За прошедшие с референдумов 2006 и 2007 гг. почти полтора десятилетия Токелау приобрела новый источник дохода благодаря Интернету, к которому территория имеет доступ через новозеландскую спутниковую систему. Токелауанская национальная доменная зона .tk, в которой пользователи со всего мира могут бесплатно или за деньги регистрировать свои доменные имена и размещать рекламу, стала самой популярной в мире. К 2013 г. доходы от .tk достигли около 20% токелауанского ВВП, а в 2017 г. под этим доменным именем было зарегистрировано уже свыше 30 млн сайтов. Также определенный доход Токелау приносит выпуск юбилейных монет, почтовых марок, экспорт копры и др. Однако обходиться без помощи Новой Зеландии, которая составляет около $2 млн в год, Токелау по-прежнему не может.
Тем не менее в мае 2020 г. СМИ сообщили, что действующий глава правительства Токелау Келихиано Кололо, весьма уважаемый на островах политик, внес в такелауанский Парламент предложение о новом референдуме о самоопределении в 2025 г. У референдума может быть три исхода: независимость, самоуправление в свободной ассоциации или интеграция с Новой Зеландией. Сохранение статуса зависимой территории не предусмотрено. Когда Парламент Токелау соберется, чтобы проголосовать по проекту Кололо, еще не известно, но большинство экспертов считает, что предложение главы правительства будет принято.
Представители новозеландского Министерства иностранных дел и торговли заявляют, что Новая Зеландия поддерживает движение Токелау к самоуправлению и предоставляет территории полное право самой решать, проводить ли и когда именно проводить свой референдум о независимости.
Как упоминалось выше, Токелау по-прежнему не может обходиться без финансовой помощи извне. При этом обретение независимости от Новой Зеландии теоретически может грозить Токелау значительным сокращением новозеландской поддержки. Можно предположить, что токелауанские лидеры, выступающие за независимость своей территории, либо считают, что Новая Зеландия не станет сокращать свою помощь, либо надеются получить помощь от кого-то еще. Об этом точных данных нет, однако следует напомнить, что сейчас Океания, как и весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), является ареной противостояния между западными странами, в число которых входят Новая Зеландия и Австралия, пока доминирующие в Океании, и Китаем. В последнее десятилетие КНР, накопившая огромную экономическую, политическую и военную мощь, стала активно наращивать влияние в государствах АТР и теснить позиции своих конкурентов, главным из которых сейчас считается лидер западного мира – США. Основным инструментом борьбы Китай избрал экономическое сотрудничество. В обмен на лояльность он вкладывает в экономики слаборазвитых стран крупные суммы. Океания тоже является объектом внимания КНР. При этом она является для США, Австралии и Новой Зеландии стратегически важной зоной, от которой зависит их собственная безопасность. По мере того, как конфликт Запада с КНР накалялся, китайская активность в Океании стала вызывать с их стороны все большее беспокойство, а когда в 2018 г. в прессе появились слухи о переговорах КНР с Вануату о создании там китайской военной базы (всего в 1750 км от побережья Австралии), это беспокойство переросло в настоящую тревогу.
Поэтому теперь Новая Зеландия, Австралия и США изо всех сил стараются удержать свои позиции в Океании и не дать там укрепиться Китаю. В современной обстановке любой район, который выйдет из-под контроля западных стран, может привлечь пристальное внимание КНР с перспективой превращения ее в оплот под носом у Запада. Не является исключением и Токелау. Поэтому можно предположить, что в случае прекращения финансовой помощи от Новой Зеландии Токелау легко получит ее от Китая. Также можно предположить, что Новая Зеландия не станет лишать Токелау своей помощи, а наоборот, сделает все, чтобы сохранить со своей территорией хорошие отношения независимо от исхода референдума 2025 г. Наконец, возможно, что до 2025 г. Новая Зеландия постарается убедить Токелау интегрироваться с ней с помощью новых инвестиций в токелауанскую экономику. Если она не сможет сделать достаточно щедрого предложения, возможно, ей помогут союзники – Австралия и США, поскольку от дальнейшей судьбы Токелау могут зависеть их общие интересы.
Такие проекты, как референдум о самоопределении, не рождаются внезапно. Наверняка Келихиано Кололо говорил об этом давно, и у западных стран было время подготовить свои предложения Токелау. Случайно или нет, но в январе 2020 г. СМИ сообщили, что французская компания ASN выиграла контракт на прокладку подводного кабеля, который принесет в Токелау современный быстрый интернет и значительно увеличит ее возможности в сфере IT. По тихоокеанскому дну кабель свяжет Токелау с Новой Зеландией, Австралией, США и будет управляться правительственной телекоммуникационной компанией TeleTok. Разумеется, финансировать проект собираются власти Новой Зеландии.
Интересно, что прокладкой будет заниматься французская ASN, поскольку сфера IT и телекоммуникационных технологий сейчас также является ареной борьбы между Западом и Китаем. В 2019 г. США изгнали со своей территории китайские компании Huawei и ZTE, обвинив их в работе на китайскую разведку, и вынуждали сделать то же самое своих союзников, в том числе Австралию и Новую Зеландию. В результате Новая Зеландия запретила китайским компаниям заниматься внедрением на своей территории 5G-интернета. Можно сказать, что мир IT-технологий сейчас разделен на западный и китайский секторы. Если раньше для прокладки кабеля по дну Тихого океана Новая Зеландия выбрала бы ту компанию, которая предложила бы более выгодные условия, то сейчас выбор французской ASE может быть связан с принципиальным желанием привязать Токелау к западному сектору мировых IT. Следует также напомнить, что Франция тоже владеет в Океании обширными территориями, которые не хотела бы утратить, и поэтому в борьбе за Океанию, скорее всего, будет на стороне США, Австралии и Новой Зеландии.
По-видимому, для Токелау и подобных ей территорий сейчас удачное время, когда благодаря маячащей на горизонте тени КНР они могут многое получить от охваченных беспокойством западных партнеров.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».