EN|FR|RU
Социальные сети:

США «дружескими объятиями» стремятся задушить Турцию

Валерий Куликов, 25 апреля

TRM3421

На протяжении последних лет непростые отношения Турции с США становились всё хуже и хуже, из-за длинного и всё увеличивающегося списка разногласий номинальные союзники всё больше стали противоречить друг другу.

Изначально американо-турецкий альянс возник на почве общей тревоги на счёт якобы послевоенного «советского экспансионизма». Из-за географической близости Турции к СССР она стала идеальной страной для того, чтобы Вашингтон мог наблюдать за своим главным противником по холодной войне. В случае же «горячего» конфликта, в Вашингтоне рассчитывали, что Турция сможет связать советские дивизии в Армении и Болгарии. Взамен Анкара получала от США гарантии безопасности, которые строились на ядерном оружии, размещённом на территории страны.

Однако, по прошествии трёх десятилетий с момента окончания холодной войны, США и Турция всё тяжелее стали находить общие интересы. В результате, как отмечают даже американские СМИ, Турция видит сегодня в Соединённых Штатах силу, дестабилизирующую Ближний Восток и поддержка Вашингтоном курдского ополчения в Сирии укрепила эти воззрения Анкары. С началом войны в Сирии Анкара пыталась убедить Вашингтон с помощью военной силы свергнуть Асада или, по крайней мере, вытеснить «режим Дамаска» из северной части страны. Однако в конечном счёте Турции не удалось использовать американскую мощь себе на пользу. С размежеванием интересов с США Анкара начала переоценку своего традиционного почтительного отношения к Вашингтону, и на протяжении последних лет правящая Партия справедливости и развития (ПСР) пыталась уменьшить влияние США на Турцию, превратить свою страну в независимую мировую державу. Турецкое руководство поддерживало идею «постамериканского Ближнего Востока», где к Турции будут относиться как к лидеру.

Начав переоценку своего традиционного почтительного отношения к Вашингтону, Анкара, по сути, доказывала турецкому обществу, что «отсоединение» от США соответствует интересам страны. Сначала против этого замысла активно выступили турецкие чиновники в сфере обороны, однако спустя 18 лет правления ПСР, во время которого США оттолкнули от себя Турцию путём налаживания партнёрских отношений с сирийскими курдами, значительная часть элиты в сфере национальной безопасности также встала на критические позиции в адрес турецкой политики Вашингтона. Этому в значительной степени способствовали и действия турецкого президента по вскрытию попыток осуществления военного переворота гюленистов в стране в 2016 году и неблаговидной роли Вашингтона во всем этом, включая и укрывательство живущего в США турецкого оппозиционера и религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Вместе с приходом к власти Эрдогана и его партии простые граждане Турции стали менее позитивно относиться к США: если в 2000 году более половины жителей республики проявляли благосклонность к США, то за время правления Эрдогана этот показатель опустился до 18%.

В результате Анкара начала развивать партнёрские отношения с другими региональными и мировыми игроками, сделав особый акцент на развитии отношений с Россией.

Хотя в американском политическом руководстве и кругах специалистов по национальной безопасности определенное время бытовало мнение, что, несмотря на проявляемую Анкарой «враждебность», турецкие элиты по-прежнему видят в Вашингтоне незаменимого союзника, Эрдоган и правящая ПСР стали все отчетливее выступать за то, что нейтральная по отношению к США внешняя политика больше пойдёт на пользу Анкаре. Иными словами, как отмечают американские эксперты, в Турции не считают, что их отношения с Вашингтоном хотя бы приблизительно настолько же ценны, как это полагают в Вашингтоне, а открытое пренебрежение интересами США для Турции сейчас столь же важно, как и взаимодействие с Россией. Причем не только для внешней политики, но и для внутренней, где Эрдоган старается выглядеть сильным и независимым политиком, поднявшим Турцию с колен.

Поскольку Турция стала в последнее время всё больше проявлять самостоятельность, идущую вразрез с интересами США, различные американские эксперты стали предлагать Белому дому принять самые жесткие меры в отношении Турецкой республики. В частности, более показательно поддерживать курдов и оппозиционные круги, ввести против страны санкции и даже исключить ее из НАТО, вывести американских военнослужащих. В США все категоричней стали звучать оценки, что после 2016 года Турция едва ли является союзником Вашингтона. Напротив, ряд экспертов задается вопросом: может ли считаться нынешняя враждебность Анкары временным явлением или новой нормой, идет ли речь о новой исламской революции по образу иранской или нет?

Чтобы укротить «строптивого союзника», Вашингтон в последнее время уже принял ряд демонстративных антитурецких шагов. В частности, в 2019 году Палата представителей США признала геноцид армян в Османской империи, чем весьма серьезно ущемила сознание не только турецкой политической элиты, но и простых турок. Турция была исключена из программы создания многоцелевого истребителя F-35 потому, что решила закупить у России зенитно-ракетные комплексы С-400. В американских СМИ и выступлениях различных политиков, особенно в ходе начавшейся уже в США предвыборной президентской гонки, все отчетливее стала звучать критика в адрес Анкары за вторжение в Сирию, лишение Сирии и Ирака воды путем навязывания своей политики по использованию водных ресурсов Евфрата и Тигра, за отправку войск в Ливию и бурение в исключительной экономической зоне Кипра.

Именно на последнем – «кипрском аспекте» в своих «вразумительных действиях в отношении Анкары» Вашингтон сделал недавно особый акцент, поручив госсекретарю Майку Помпео рассмотреть вопрос о снятии с Кипра эмбарго на поставки оружия, введенного еще в 1987 году с целью урегулирования кипрской проблемы. Примечательно, что Соединенные Штаты никогда не проявляли заинтересованности в защите интересов Кипра, несмотря на очевидную незаконность оккупации северной части острова Турцией, во всяком случае, до последнего времени. Однако президент США пошел сейчас на этот шаг, подвергаясь давлению не только со стороны израильского лобби в Вашингтоне, заинтересованного в устранении Анкары как конкурента в сотрудничестве между США, Израилем, Грецией и Кипром на основе принятого в 2019 году «Закона о Восточно-Средиземноморском партнерстве в области безопасности и энергетики», но и со стороны чрезвычайно влиятельных аналитических центров США. Последние, в частности, считают, что такая отмена оружейного эмбарго в отношении Кипра будет «хорошим и весьма действенным ответом» на сближение Анкары с Москвой.

В итоге Турцию решили поставить перед рядом условий, среди которых:

  • отказ от военных операций в северо-восточной Сирии и изменение политики в отношении сирийских курдов;
  • отказ от покупки российских ЗРК С-400;
  • аннулирование соглашения о судоходстве с Ливией.

Как утверждают турецкие СМИ, Анкара прекрасно поняла эти шаги как попытку Вашингтона создать для нее после Сирии и Ливии еще одну «горячую точку» и показать Турции истинную цену «дружеских объятий» союзника по НАТО.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Подход Индонезии к БРИКС, возможности и перспективы
Ближний Восток: разрушение Газы ‒ отражение действий западных властных кругов
«План победы» Зеленского сталкивается с внутренним крахом и внешним неприятием
Что стоит за терактом в Турции от 23 октября?
Индия и путь к постоянному членству в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций