16.11.2019 Автор: Константин Асмолов

Проблема GSOMIA в корейско-японских отношениях продолжается

ne8791o

Продолжая отслеживать хроники противостояния Сеула и Токио, мы внимательно следим за тем, как оно затрагивает сферу региональной безопасности. В первую очередь это касается того, каковы перспективы продления соглашения о защите конфиденциальности при обмене военной информацией  с Японией (GSOMIA).

Напомним, что Южная Корея имеет соглашения об обмене военной информации с 21 страной, в том числе Россией и США. Соглашение о защите военной информации между Японией и РК было подписано в 2016 году, и благодаря ему Сеул и Токио могли обмениваться информацией о КНДР без посредничества Соединенных Штатов. Но 22 августа Сеул решил не продлевать его; формально соглашение остается в силе до 24 ноября 2019 г., однако де-факто оно уже не соблюдается.

Так, после недавнего запуска БРПЛ КНДР министерство обороны РК попросило Японию поделиться спецификой запуска на основании GSOMIA, что вообще-то должно было произойти автоматически. Больший, чем обычно, объем разночтений в данных о пуске также указывал на это. О том, что Южная Корея и Япония не обменивались военной информацией друг с другом относительно пуска КНДР ракет малой дальности, передавало и агентство Рёнхап со ссылкой на военные источники.

Однако сотрудничество двух стран в данной сфере активно лоббируется Вашингтоном, который активно давит на Южную Корею. Еще 28 августа 2019 г. первый заместитель министра иностранных дел Южной Кореи Чо Се Ён во время встречи с послом США в Республике Корея (РК) Гарри Харрисом призвал Вашингтон воздержаться от публичных комментариев в интернете о решении Сеула прекратить обмен разведанными с Токио.

Тем не менее помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэвид Стилвелл постоянно подчеркивает, что США прилагают усилия к урегулированию конфликта между РК и Японией и «будут продолжать поощрять Сеул и Токио к поиску позитивных решений, подчёркивая важность трёхстороннего альянса».

Позднее во время визита в Японию в октябре 2019 г. Дэвид Стилвелл «настоятельно призвал» Токио и Сеул «найти творческое решение» проблемы GSOMIA: «Призываем корейскую сторону вернуться к этому соглашению, потому что это выгодно нам, выгодно вам и, безусловно, выгодно им». Экономические вопросы не должны выплескиваться в сферу безопасности.

 Заместитель министра обороны США Джон Руд тоже порекомендовал РК «ещё раз задуматься над вопросом о GSOMIA» и призвал РК и Японию устранить разногласия через диалог.

В октябре 2019 г. с аналогичным требованием выступал главный заместитель помощника министра обороны по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Дэвид Хелви: «Мы твердо верим в целостность нашей взаимной обороны, и наши связи в области безопасности должны сохраняться, несмотря на трения в других областях отношений Южной Кореи и Японии… Когда наши союзники ― Корея и Япония ― враждуют, единственными победителями становятся наши конкуренты».

Токио тоже выступает за продление GSOMIA, так как некоторые японские политики и эксперты считают, что его отсутствие скажется на безопасности страны. По их мнению, Южная Корея имеет преимущества перед Японией в том, что может обнаружить детали запуска северокорейской ракеты на более раннем этапе.

При этом Мун Чжон Ин, советник президента по делам иностранных дел и вопросам объединения, в интервью китайскому изданию Global Times открыто отметил, что решение о прекращении GSOMIA было во многом из-за глубокого недоверия Токио к Сеулу. «Если Япония не доверяет нам, как мы можем обмениваться с ними секретной военной развединформацией». Кроме того, по мнению Муна, хотя южнокорейское решение ставит под угрозу трехсторонний альянс между Вашингтоном, Токио и Сеулом, в этом виновата и Америка, которая не желает принять сторону РК в торговой войне. Как и Ким Хён Чжон, Мун полагает, что последствия прекращения Сеулом GSOMIA будут кратковременными и ограниченными, поскольку Южная Корея может использовать TISA в качестве альтернативного варианта.

Отдельный и интересный вопрос – какова позиция по этому поводу не южнокорейских политиков, а южнокорейских военных. За день до решения «не продлевать» министр обороны РК Чон Гён Ду высоко оценил стратегическую ценность GSOMIA для отслеживания любых потенциальных ядерных угроз со стороны Северной Кореи. Но через несколько дней Чон изменил позицию, заявив, что оно не имеет большой ценности с точки зрения обмена военной информацией.

По мнению журналистов Korea Times, причиной разворота было политическое давление со стороны Голубого дома. Но позднее, на заседании Национального собрания, глава Минобороны заявил, что квазивоенный альянс между Китаем, Россией и Северной Кореей будет приветствовать аннулирование соглашения, и выход Южной Кореи из GSOMIA не укрепит трехсторонний альянс в области безопасности между Сеулом, Токио и Вашингтоном.

Премьер-министр Ли Нак Ён назвал замечание Чона неуместным. «Это не тот вопрос, который можно судить таким опрометчивым образом», в связи с чем Korea Times отмечает, что внутри правительства по этому поводу ведутся закулисные прения. Как сообщают источники газеты, премьер-министр, а также МИД и МО страны выступают за возобновление соглашения, в то время как аппарат советника по национальной безопасности президента, особенно заместитель советника Ким Хён Чжон, убедил сначала своего босса Чон Ый Ёна, а потом и самого президента пойти на «жесткий ответ».

Ким заявлял, что для нужд безопасности будет достаточно т.н. трехстороннего соглашения об обмене информацией между Соединенными Штатами, Японией и Южной Кореей (TISA), но в рамках TISA стороны ведут переговоры только об обмене разведывательными данными на «индивидуальной» основе, и в кризисной ситуации задержки могут оказаться дорогостоящими.

Ким был главным переговорщиком по корейско-американскому соглашению о свободной торговле при администрации Ро Му Хена, считается опытным специалистом в области торговли, но предпочитает заниматься даже политическими вопросами и вопросами безопасности. Оттого есть мнение, что он и его команда могут иметь больше полномочий или влияния не первое лицо, чем правительство.

В этом контексте газета обращает внимание на то, что через несколько дней после того, как Сеул объявил о своем намерении официально прекратить GSOMIA, премьер-министр Ли будто бы заявил японским законодателям, что Сеул пересмотрит свое прекращение, если Япония отменит свои торговые ограничения до истечения срока действия соглашения. Однако офис премьер-министра немедленно опроверг эти слухи, заявив, что, хотя телефонный разговор премьер-министра с японскими законодателями был, тема GSOMIA не затрагивалась.

Тем временем 4 ноября на заседании парламентского комитета по вопросам обороны Чон Гён Ду заявил, что сохранение GSOMIA целесообразно лишь в том случае, если это принесёт хоть какую-либо пользу безопасности страны. Министр обороны также отметил, что одновременно необходимо урегулировать проблемы, вызванные решением Японии ограничить экспорт в РК стратегического сырья под предлогом безопасности.

В завершение любопытный факт: 15 октября 2019 г. группа консервативных юристов и отставных военных подала петицию в Конституционный суд, заявляя, что решение правительства не продлевать GSOMIA противоречит Конституции в связи с возможным нарушением прав людей на жизнь и стремление к счастью. Но Конституционный суд отклонил ходатайство, даже не заслушав дело. Как было написано в заявлении о невозбуждении дела, «тяжело признать, что прекращение GSOMIA приведет к тому, что в будущем Южная Корея будет охвачена войной и права людей на жизнь и стремление к счастью будут нарушены».

До прекращения действия соглашения осталась пара недель, и автор видит, что волюнтаризм Муна загнал его в неприятную ловушку. С безопасностью страны возникают проблемы, во властных кругах по данному вопросу раскол, Америка давит, пусть пока и мягко, но «брать слова назад» значит потерять лицо и рейтинг.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: