EN|FR|RU
Социальные сети:

Насколько самостоятелен от США Евросоюз?

Валерий Куликов, 17 октября

French President Emmanuel Macron meets troops during a visit at the military base in Istres

Изменения в глобальном балансе сил, геополитическая неопределённость, сомнения в надёжности США в качестве союзника придают особую актуальность вопросу: насколько самостоятелен сегодня от США Евросоюз?

Ответ на этот вопрос особенно важен сегодня, накануне начала 1 ноября работы нового состава Европейской комиссии, чтобы понять: чьи интересы она будет отстаивать и приводить в жизнь – собственно Европы и самих европейцев, либо же Соединенных Штатов, уже привыкших за последние десятилетия не только проводить здесь выгодную себе политику, но даже уже начавших использовать для этого антиевропейские санкционные рычаги.

Под самостоятельностью ЕС мы понимаем способность устанавливать собственные приоритеты и принимать собственные решения в сфере внешней политики и безопасности, а также наличие институциональных, политических и материальных инструментов для реализации этих решений — либо в сотрудничестве с третьими сторонами, либо, если понадобится, в одиночку. Ведь только сторона, обладающая самостоятельностью, может устанавливать и/или добиваться соблюдения международных правил, а не выступать объектом решений, принимаемых другими державами.

Европа уже обладает стратегической независимостью на некоторых уровнях. В сфере торговли у ЕС есть и средства, и воля для осуществления международного влияния). Вместе с тем, необходимо признать, что европейским странам не хватает экономического и финансового суверенитета в такой системе, как евро, где Центральный банк является единым для всех стран и живет в тени решений, принятых ФРС в Нью-Йорке. Кроме того необходимо признать, что договоры, подписанные за последние 20 лет европейскими странами, лишили суверенитета национальные парламентские решения, которые больше не имеют экономических, финансовых или военных рычагов для принятия автономных решений в своих собственных интересах.

Что же касается военной сферы, то здесь разрыв между европейскими амбициями и реальностью слишком широк и глубок. Европейские страны в ЕС не имеют военного суверенитета, учитывая, что большинство из них находится в НАТО. С момента подписания Маастрихтского договора все члены ЕС, в том числе нейтральные страны, признали верховенство НАТО в оборонной сфере.

«Во всех военных авантюрах Пентагона – в Боснии и Герцеговине, Косове, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и Йемене – Европа, как вассал, маршировала вслед за НАТО. Поэтому европейцы несут ответственность за все войны США, в том числе и за голод в Йемене, который был спровоцирован военными операциями саудовской коалиции и санкциями США», — отметило в апреле австрийское издание Contra Magazin.

Лидер альянса – это США, и если Пентагон решит использовать санкции для уничтожения враждебного экономического центра, Европе придется принять схожие штрафные меры.

В этом плане весьма примечательной является реакция главы Белого дома Дональда Трампа на призыв французского лидера Эммануэля Макрона создать независимые вооруженные силы Европы, где первый расценил это заявление как оскорбительное в своем Twitter. В связи с этим Трамп даже предложил Франции для начала увеличить расходы на нужды НАТО, а потом уже создавать общеевропейскую армию.

Ранее по поводу идеи создания независимой европейской армии высказывалась и Ангела Меркель. «Мы должны работать над видением создания когда-нибудь настоящей европейской армии», — отметила канцлер. При этом, считает она, времена, когда Европа могла положиться на других, просто прошли. «Старые союзники ставят под сомнение проверенные связи», — отметила канцлер.

Слова германского канцлера становятся особенно понятными на фоне прямых угроз США оставить Евросоюз без американской военной поддержки, если Брюссель не допустит Вашингтон к своим военным заказам. Такие заявления, в частности, 22 мая сделал во время встречи с представителями ЕС в области политики и безопасности в Вашингтоне Майкл Мерфи, отвечающий в Белом доме за связи с Брюсселем. «Когда придет кризис, и ваша оборона провалится, ваши граждане будут не очень впечатлены тем, что приобретенное вооружение только из европейских стран», – заявил американский чиновник. Таким образом США фактически поставили Европу перед выбором: в одиночку обеспечивать безопасность границ Евросоюза или усилить военные возможности за счет НАТО. Каков был ответ Европы Вашингтону – всем известно!

Издание Foreign Policy уже отметило, что разрыв Соединенными Штатами ядерной сделки с Ираном также является «еще одним свидетельством отсутствия у Европы стратегической значимости и, кроме того, подтверждением коллективной неспособности ее лидеров противостоять Соединенным Штатам, а также изменять их взгляды на вопросы исключительной важности». «Практический результат продемонстрированного подхалимства оказался катастрофическим. Ведущие европейские державы, по сути, согласились с мнением администрации Трампа о том, что иранская сделка неадекватна и что ее нужно либо заменить, либо расширить за счет дополнительных соглашений», — отмечает издание.

О неприкрытом отношении Вашингтона к Европе как к своему давнему вассалу свидетельствует подготовленный американским аналитическим центром «Атлантический совет» (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ) документ по построению европейской внешней политики. Этот документ подготовлен Вашингтоном в преддверии начала работы нового состава Европейской комиссии во главе с Урсулой фон дер Ляйен, где Соединенные Штаты расписывают новым европейским властям все их ближайшие шаги и задачи, которые они должны реализовать при проведении выгодной Белому дому европейской политики. В частности, Еврокомиссии предлагается придерживаться прежнего курса, основные моменты которого — это неприкрытая русофобия, препятствие РФ в строительстве «Северного потока — 2», помощь Украине в борьбе с «российской агрессией», взяв за основу поведение властей Польши по отношению к РФ. «Рекомендации» по использованию Польши в качестве образца отношений Европы с Россией зиждутся, прежде всего, на том, что значительная часть нынешних польских политиков испытывает патологическую подозрительность по отношению к России, страной руководит партия, которая сделала своей идеологией ненависть к РФ, а распространение такой политики на все страны Европы попросту будет способствовать разжиганию вражды и дестабилизации европейского пространства.

При этом в Вашингтоне пытаются лоббировать в Европе собственные интересы, не считаясь с нуждами своих европейских союзников. Ведь сегодня не только во Франции и Германии политики говорят о необходимости улучшения отношений Европы с Россией. «Только если мы будем сотрудничать, мы достигнем устойчивого мира в Европе», — сказал глава германского МИД Хайко Маас в преддверии пленарного заседания российско-германского форума «Петербургский диалог». За налаживание контактов с Москвой также выступают политики и ряда других европейских стран.

О заинтересованности России в полноформатном восстановлении отношений с Евросоюзом заявил и глава российского МИД Сергей Лавров: «Мы открыты по-прежнему для строительства того самого давно обещанного, давно провозглашённого в качестве цели общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. А в более широком плане видим перспективу формирования большого евразийского партнёрства».

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Антикитайская политика Европы: один шаг вперед, два назад
Германия была двигателем Европы, потому что использовала российское топливо
Слова без действий: почему арабские государства не способны остановить Израиль
В отношениях с КНР европейцы находятся в позиции «растяжки»
Проблема конкурентоспособности Европы: есть ли еще время ее решить?