22.08.2019 Автор: Валерий Куликов

США и ЕС усиленно стремятся оторвать Армению от России

675

Столетиями входивший в Российскую империю и в СССР Кавказ ныне является ареной взаимодействия и борьбы самых разных, зачастую противоположных, политических и экономических интересов. Расположенный на стыке Европы и Азии регион представляет собой удобный плацдарм для экспансии США и ЕС на Ближний и Средний Восток, а также в бассейны Каспийского, Черного и Средиземного морей. Одновременно он является связующим звеном между этими регионами.

Поэтому не удивительно заметно возросшее внимание США и ЕС к этому региону, которое проявляется в значительном увеличении различных программ «содействия», направленных, прежде всего, на ускоренное приобщение республик Южного Кавказа к западным ценностям и их отрыв от России.

В частности, программа ЕС «Восточное партнёрство», ориентирована, в том числе, на страны бывшего советского Закавказья, известного также как Южный Кавказ. Несмотря на то, что об этой программе говорится сегодня гораздо меньше, активность европейских структур в отношении Грузии, Армении и Азербайджана является фактором, влияющим как на внутреннюю стабильность этих государств, так и на межгосударственные отношения.

Помимо взятого в последние годы рядом представителей нынешней политической элиты в Вашингтоне и Брюсселе активного противодействия России и ее традиционным связям с государствами Южного Кавказа, интересы европейцев здесь в основном обусловлены прагматическими соображениями: освоение местных рынков, пользование природными ресурсами, так называемая «энергетическая безопасность» и т.д. «Альтернативные» трубопроводы и «транспортные коридоры» традиционно рассматриваются в качестве ключевого фактора, препятствующего интеграции республик бывшего СССР. Стремление к вытеснению России с Кавказа, активизация в связи с украино-российскими «газовыми войнами», укрепление инфраструктуры влияния на местные элиты (при ведущей роли США, которые периодически отходят на второй план, предоставляя европейцам «карт-бланш») – все это резко усилило позиции западных стран в Грузии, но несколько осложнило их взаимоотношения с Арменией и Азербайджаном.

Кавказский вектор многоуровневой обобщённой «европейской политики соседства» (от программ TRASECA до «Восточного партнёрства») претерпевал определённую эволюцию и имеет свои отличительные особенности применительно к различным странам региона. Европейское направление является достаточно важным для стран Южного Кавказа с их многовекторной внешней политикой.

В январе 2001 года Армения стала членом Европейского совета, что отражает ее стремление интегрироваться в европейские структуры. Важным партнёром правящей в Армении Республиканской партии является основанная в середине 1970-х годов правоцентристская Европейская народная партия. Европа сегодня ассоциируется с всеобщим благополучием, но это стремление Еревана имеет исторические корни: Армения принадлежала к византийскому цивилизационному ареалу, и ее культура во многом близка европейской. Другой основой является общая христианская религия, в Средние века ставшая крайне важной для армян. Для Еревана интеграция с Европой облегчается наличием большой армянской диаспоры в европейских странах. О стремлении населения Армении интегрироваться в Европу может свидетельствовать один из недавних опросов, по которому 64% жителей республики и 92% опрошенных экспертов высказались за интеграцию в ЕС.

Евросоюз — основной экономический партнер Армении: на страны ЕС приходится порядка 40% ее товарооборота. Таким образом, с экономической точки зрения Армения уже довольно близка Европе, причем такое мнение разделяют и европейцы.

В отношениях Ереван — Вашингтон, пожалуй, наибольшую роль играет именно фактор армянской диаспоры в Соединенных Штатах. Ныне армяно-американские отношения менее развиты, чем армяно-российские, но они переживают активную фазу. Ежегодно Соединенные Штаты выделяют несколько миллионов долларов на модернизацию армянской армии. В самой Армении существуют идеалистичные мифологемы и в отношении США. В этом контексте вспоминают президента Вудро Вильсона, его арбитраж, по решению которого территория республики удваивалась и включала большую часть исторической Армении.

Бескровная «бархатная революция» (the Velvet revolution), приведшая в Армении к смене власти, внушает Западу определенные надежды на коренное изменение внешнеполитического курса Армении. Наиболее активным инструментом для достижения этой цели стало использование религиозного фактора и НКО, с помощью которых Вашингтон и его союзники рассчитывают по уже «проторенному» на Украине пути оторвать Армению от России. В целом же, под контролем и финансовым обеспечением США в Армении активно действуют 5 тыс. НКО, на содержание которых Вашингтон ежегодно только по официальным программам выделяет порядка 250 млн долларов США. Отсюда вполне понятна причина нахождения на территории Армении самого крупного посольства США в мире.

Пока ожидаемых на Западе сдвигов в явной переориентации армянских властей с России на США или ЕС нет, но налицо резкая активизация ряда представителей Вашингтона и Брюсселя, которые ратуют за смену испытанной многовекторной позиции Еревана на однозначно прозападную.

В 2019 году Армения получит от Евросоюза в виде грантов 60 млн евро. По сравнению с тем золотым дождем, который льется на Грузию, это, конечно, в десятки раз меньше, но можно не сомневаться, что все эти деньги в первую очередь будут потрачены на антироссийскую пропаганду. И подтверждением этому стала прошедшая 30 мая в Бухаресте встреча депутата Европейского парламента из Румынии Кристиана Преда и ряда близких ему румынских политиков с армянской делегацией, состоящей из экспертов, представителей государственных структур и журналистов. Так, на указанной встрече, по появившейся в армянских СМИ реакции на нее, представители Румынии весьма резко осуждали политику России на Кавказе, настойчиво предлагая Армении быстрее внести свои коррективы во внешнюю политику в сторону сближения с Западом.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: