16.07.2018 Автор: Константин Асмолов

Развитие межкорейского диалога

KSH34534123

Начало лета 2018 г. по-прежнему отмечается развитием диалога Севера и Юга Кореи в духе Пханмунчжомской декларации, и развитие это осуществляется по нескольким направлениям. Как заявил 2 июля 2018 г. министр по делам воссоединения РК Чо Мён Гюн, Сеул работает над систематизацией межкорейских отношений, и процесс будет реализован не хаотично, а продуманно и системно.

Теоретически до конца года должен состояться визит Муна в Пхеньян, а также подписан документ вместо утратившего силу Соглашения о перемирии 1953 г. Весьма вероятно, что новое соглашение будет подписано в трех- или четырехстороннем формате с участием США и КНР, но, как отметил глава МИД Южной Кореи Кан Гён Хва, Сеулу еще необходимо провести консультации с Пхеньяном и Вашингтоном.

Пока же, как отметил 2 июня на международной конференции по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе «Шангри-ла диалог» министр обороны Республики Кореи Сон Ён Му, в отношении КНДР Сеул «придерживает принципов трех «нет»: нет развалу КНДР, нет объединению за счет поглощения, нет стремлениям к объединению с помощью искусственных мер».

Определенная смена риторики встречается и на Севере – хотя официальное название РК все еще не упоминается, вместо прежних наименований, указывающих на марионеточность режима, используется нейтральное «южная сторона».

Подготовка встречи разделенных семей

22 июня в горах Кымгансан прошла встреча Обществ Красного креста, чтобы обсудить проблему встреч членов разделённых семей. По ее итогам Общество Красного Креста РК определило 250 человек по итогам второго этапа отбора кандидатов для участия во встрече разделённых семей, приуроченной ко Дню освобождения Кореи от японского колониального ига.

До 3 июля Юг и Север обменяются списками кандидатов, чтобы начать поиск их родственников в обеих странах. До 25 июля стороны должны обменяться результатами поисков. На их основе будут отобраны по 100 человек от Юга и Севера. 4 августа будут представлены окончательные списки участников встречи. Само мероприятие состоится в период с 20 по 26 августа в горах Кымгансан.

Одновременно Министерство по делам воссоединения РК намерено провести исследование состояния разделённых корейских семей в рамках подготовки к полномасштабной переписи их представителей в обеих Кореях. Цель — в установлении точного количества членов разделённых семей и их желания принять участие в программе встреч с близкими. А пока в базе данных южнокорейского правительства зарегистрированы 132,124 человека, имеющих родственников на Севере, и 56,890 человек, которые живы.

Восстановление коммуникаций

26 июня в ходе межкорейских переговоров на уровне соответствующих министров было принято решение о совместной проверке технического состояния железных дорог с целью их последующей модернизации. Это важно, так как ранее Пхеньян не хотел допускать южан на осмотр своих железных дорог.

Для проведения работ будет сформирована совместная рабочая группа, которая займётся проверкой северных участков железнодорожных линий Кёныйсон и Тонхэсон.

Поясним: линия Кёныйсон проходит через Сеул и северокорейский город Синыйчжу и соединяет между собой южнокорейскую станцию Мунсан и северокорейский город Кэсон. Вместе с южнокорейской линией Кёнбусон она может соединить южнокорейский Пусан с северо-западом Корейского полуострова, а также стать продолжением Транскитайской магистрали.

Линия Тонхэсон пролегает вдоль восточного побережья и соединяет между собой южнокорейский Пусан, северокорейский Начжин и российский Хасан. Эта линия может стать продолжением Транссибирской магистрали и соединить Корейский полуостров с европейской частью материка. Но на данный момент северокорейские железные дороги нуждаются в масштабной модернизации, так как находятся в изношенном состоянии и не могут обеспечить железнодорожное сообщение скоростью выше 40 км/ч., а 104-километровый южнокорейский участок от Каннына до Чечжина прерван. В последний раз совместная техническая проверка железных дорог Севера проводилась в 2007 году.

На основе полученных данных стороны подготовят план модернизации железных дорог Севера и железнодорожного сообщения двух стран.

29 июня представители Юга и Севера решили совместно модернизировать дорожную сеть КНДР. Прежде всего, речь идёт о шоссе между городами Кэсоном и Пхеньяном, а также городом Вонсаном и уездом Косон-гун провинции Канвондо. В частности, планируется привести дороги, придорожные строения и другие объекты в соответствие с международными стандартами.

Для осуществления этого проекта стороны решили сформировать совместные группы по изучению ситуации на местах. Изучение состояния шоссе Кэсон-Пхеньян будет проведено в начале августа, а затем последует проверка шоссе Косон-Вонсан. Модернизация дорожного покрытия будет осуществляться с учётом международных стандартов и региональных особенностей. Проектные и строительные работы будут проводиться совместными усилиями. Реализацию проекта решено начать в ближайшее время по мере готовности. Помимо этого, делегации Юга и Севера договорились сотрудничать в совместной разработке технологий строительства и управления дорогами в целях подготовки технологической платформы модернизации.

И снова технические детали. Западное транскорейское шоссе, составной частью которого является шоссе №1 Мокпхо–Сеул, идёт через Мунсан на Юге и Кэсон на Севере до города Синыйчжу на границе с Китаем. Для того, чтобы восстановить автомобильное движение между двумя Кореями, прерванное после разделения страны, нужно построить участок дороги Мунсан-Кэсон протяжённостью 19 км. После этого появится возможность открыть движение между Сеулом и Пхеньяном. Восточное транскорейское шоссе протяжённостью 900 км, включает южнокорейское шоссе №7, которое проходит вдоль восточного побережья. Трасса начинается от Пусана и доходит до демаркационной линии и ведёт в северо-восточные китайские провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а также в Приморский край России. Участок Косон-Вонсан протяжённостью 107 км был построен в 1989 году для перевозки туристов в горы Кымгансан.

Также известно, что КНДР продвигает план создания новых международных лётных маршрутов, которые через третьи страны будут соединять районы полётной информации (FIR) двух Корей. Как сообщил представитель МИД РК Но Гю Дон, данный план был предложен Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и подразумевает объединение районов полётной информации Пхеньяна и Инчхона. Такие действия Севера объясняются стремлением подготовить платформу для активизации обменов с соседними странами. Одновременно власти Южной Кореи собираются добиться разрешения для гражданских самолетов вести полеты над территорией Севера, что позволит сократить время при рейсах из Кореи на Дальний Восток РФ и на другие направления.

Бум на северокорейское

Согласно проведенному 1 мая опросу телеканала KBS, рейтинг Ким Чен Ына в Южной Корее составил 80%, у другого канала МВС уровень поддержки Кима составил 77,5%, а у газеты Dailian — 74,4%.

Одновременно снижается негативное отношение к Северу вообще. По данным опроса Корейского института общественного мнения (KSOI) и университета Кунмин, если до межкорейского саммита отрицательный имидж Севера отметили 66,1% респондентов, то после лишь 17,9%. Улучшение мнения о Севере отметили 57,3%. Между тем, в значительной степени улучшилось и мнение о Ким Чен Ыне. До межкорейского саммита положительным его имидж лидера называли 4,7%, а после 48,3%. Показатель вырос более чем в 10 раз. Показатель отрицательного мнения снизился с 87,7% до 25,8%.

На фоне улучшения межкорейских отношений в РК значительно выросли продажи литературы, связанной с КНДР. По данным известного интернет-магазина Yes24, в период с 1 января по 10 июня 2018 г. было продано 29,950 книг о Севере, что на 699,1% больше, чем за тот же период прошлого года.

Таким образом, пока процесс скорее идет, и его темпы относительно разумны. Стороны сотрудничают, искусственных задержек не видно. И хотя итоги покажет время, как минимум в краткосрочной перспективе разрядка региональной напряженности продолжается.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: