31.01.2019 Автор: Константин Асмолов

Скандалы в администрации Мун Чжэ Ина, продолжение сериала

KimKyoung-soo

В предыдущем материале этой серии мы в основном рассматривали «скандал из-за слежки», связанный с разоблачениями бывшего сотрудника Голубого дома Ким Тхэ У о том, что администрация президента заметала под ковер скандалы, связанные с ближним кругом Муна, и вела слежку за его противниками. История получает развитие, причем по нескольким направлениям.

Начнем с того, что стали известны некоторые подробности обвинения нынешнего посла в РФ У Юн Гына, за разоблачение которого будто бы уволили Ким Тхэ У. Как утверждает руководитель корейской девелоперской компании по фамилии Чан, в 2009 году он передал У Юн Гыну, который тогда был депутатом парламента, взятку на сумму 10 миллионов вон. За эту сумму У пообещал устроить племянника Чана на работу в крупную компанию. Однако У не смог выполнить обещание и в 2016 году вернул деньги. По мнению Чана, таким образом У Юн Гын совершил мошенничество, не выполнив обещание. Эти обвинения совпадают с докладом Ким Тхэ У, согласно которому У получил 10 миллионов вон за помощь в устройстве на работу родственника бизнесмена, но затем вернул взятку накануне выборов.

Разумеется, посол и его окружение придерживаются иной версии: да, в 2009 году Чан и У встретились в одной из гостиниц Сеула и Чан действительно попросил У устроить племянника в крупную компанию. Однако У Юн Гын отказался это сделать и немедленно ушел.

С точки зрения автора, при таких фактах состав преступления отсутствует. Просьба не была выполнена, а деньги вернули, хоть и запоздало. И потом, учитывая иные скандалы со взятками, 10 млн вон для корейского политика – семечки.

Куда интереснее иной блок обвинений Ким Тхэ У, связанный с составлением черных списков и давлением на руководителей организаций, назначенных предыдущими администрациями с тем, чтобы они ушли в отставку, освободив место для назначенцев команды Муна.

29 декабря в консервативных СМИ обнародовали данные о том, что в соответствии с одним из таких черных списков Министерство окружающей среды РК оказывало давление на руководителей релевантных организаций. В опубликованном тексте было указано, планируют ли руководители подведомственных министерству организаций, которые были назначены предыдущими администрациями, уйти в отставку или нет. Кроме того, в СМИ отмечали, что 5 из 21 фигурантов списка вышли в отставку до официального истечения срока их полномочий. Так, экс-глава Korea Environment Corp., назначенный президентом Пак Кын Хе в 2016 г., сказал местным СМИ, что исполнительный директор министерства попросил его уйти в отставку, хотя у него «оставалось» 18 месяцев.

Если это подозрение хотя бы отчасти верно, это может нанести серьезный удар по правящему блоку, который решительно осудил черный список критикующих правительство художников и активистов, созданный бывшей администрацией Пак Кын Хе.

Противоречивые ответы министерства на черный список добавили жару в спор. Сначала оно отрицало, что когда-либо составляло такой список, но позже изменило свою позицию, заявив, что список был составлен по просьбе Ким Тхэ У, который впоследствии и предал его гласности. Ким, однако, заявил, что список предоставило ему министерство в январе, когда он посетил его офис, поскольку он был составлен ранее. Ряд консервативных политиков тоже откровенно сомневается в том, «как такой простой инспектор, как Ким Тэ У, мог приказать составить черный список» и призывает к тщательному расследованию подобной практики в других правительственных учреждениях.

Что ж, с одной стороны, «рекрутский набор чиновников» при смене власти действительно распространен и считается, что назначенцы экс-президента должны либо завоевать доверие новой власти, либо уйти, но это неформальная практика. С другой — сейчас мы наблюдаем попытку новой власти осуществить большую чистку не мытьем, так катаньем.

Однако суета вокруг дела Ким Тхэ У продолжается, так как главная оппозиционная партия Свободная Корея подала жалобу в прокуратуру, утверждая, что глава администрации президента Им Чжон Сок и начальник управления по гражданским вопросам Чо Гук злоупотребляли властью. Если точнее, то Чо Гук обвиняется в превышении полномочий, а Им Чжон Сок подозревается в пренебрежении обязанностями, так как он не принял никаких мер, узнав о казусе У Юн Гына. Идут разговоры о возможном привлечении к расследованию специального прокурора.

Администрация президента, между тем, подала иск против Ким Тхэ У, обвинив его в разглашении конфиденциальных данных. Инспекционный отдел Генеральной прокуратуры счёл, что его действия заслуживают дисциплинарного наказания.

31 декабря 2018 г. Чо Гук и Им Чжон Сок выступили в Национальном собрании и «опровергли измышления Ким Тхэ У». Чо Гук отметил, что «Ким выдвигает необоснованные обвинения против Голубого дома после того, как его в его работе были обнаружены нарушения. Он находится под следствием за коррупцию, не больше и не меньше».

Но вот 8 января спустя 20 месяцев после вступления в должность Им Чжон Сока сняли. Вместо него Мун Чжэ Ин назначил на пост главы своей администрации Но Ён Мина, занимающего пост посла РК в Китае. Но является одним из ближайших помощников президента, играя значительную роль в кампании Муна на президентских выборах в мае 2017 года. Ранее Но Ен Мин служил главой избирательного штаба президента, когда Мун баллотировался в 2012 году, а прежде чем отправиться в Китай — главой Торгово-промышленного совета при Национальном Собрании.

Это не единственное назначение. Главным секретарём президента по общим вопросам вместо Хан Бён До назначен бывший депутат Национального собрания РК, глава окружного комитета правящей Демократической партии Тобуро, член президентского комитета по региональному развитию Кан Ги Чжон. Главным секретарём президента по связям с общественностью стал бывший комментатор телерадиокомпании MBC Юн До Хан — опытный журналист, занимающий руководящие должности в MBC, одной из трех ведущих телевизионных компаний страны.

Чо Гук, однако, остался на своем посту, так что посмотрим, насколько, «сбросив» ключевые фигуры скандала о слежке, отстранения которых так добивалась консервативная оппозиция, Мун сумеет сохранить позиции.

Ибо параллельно с делом Ким Тхэ У разгорается еще один скандал, связанный с бывшим сотрудником министерства экономики и финансов 32-летним Син Чжэ Мином, который с 2014 года вплоть до июля текущего года работал в ведомстве.

Син выложил видеозапись со своими откровениями, где в течение более 12 минут подробно рассказывает о том, как администрация президента, словно ее предшественники, открыто вмешивалась в деятельность компаний, финансовую политику и кадровые назначения в СМИ.

В частности, он утверждал, что министерство финансов по заданию администрации президента РК оказывало давление на государственный Industrial Bank of Korea (IBK), чтобы тот заблокировал повторное назначение Пэк Пок Ина на пост главы крупной компании KT&G, занимающейся производством табачных изделий. KT&G приватизирована, но банк IBK является вторым крупнейшим держателем акций, а потому мог оказать влияние на процедуру назначения во время собрания акционеров.

Кроме того, власти пытались снять президента медиа-холдинга, куда входит и газета «Соуль Синмун», а также активно вмешивались в процесс выпуска облигаций госзайма, заставив минфин выпустить облигации на покрытие дефицита в размере 4 триллиона вон (3,6 миллиарда долларов).

По мнению властей, Син не мог иметь доступа к той информации, о которой говорит. На Сина, как и на Кима, собирались подавать в суд, но в начале нового года он внезапно исчез, оставив предсмертную записку.

Впрочем, история закончилась «благополучно». Син искренне собирался повеситься в одном из мотелей недалеко от его места проживания до того, как полиция обнаружит его в живых, но узел на его веревке оказался «слишком слабым». В итоге полицейские успели вовремя и заявлено, что жизнь Син Чжэ Мина находится вне опасности.

Последняя история в этом тексте касается представителя главной оппозиционной партии «Свободная Корея» Сим Чжэ Чхоля, который обвиняется в том, что он и его помощники способствовали утечке правительственных данных, связанных с бюджетом.

Еще 17 сентября Министерство экономики и финансов подало жалобу на трех его помощников за нарушение закона о Сети информационных коммуникаций и закона об электронном правительстве. Министерство впервые подало жалобу на действующего депутата, но по прибытии в Центральный районный суд Сеула Сим заявил, что он «получил право от народа следить за правительством и раскрыл их неправомерное использование бюджета». Он также подверг критике обвинение за обыск в его офисе и просмотр телефонных разговоров его, а также его семьи и помощников.

Министерство утверждает, что помощники Сима более 190 раз имели незаконный доступ к правительственной системе анализа финансовой информации и собрали более 1 миллиона страниц нераскрытых документов, принадлежащих 30 различным правительственным органам, включая секретариат президента, канцелярию премьер-министра и Верховный суд.

Сим имеет ограниченный доступ к этой системе, но помощники скачали материалы, которые не были разрешены для доступа законодателей, а потом Сим приказал своим сотрудникам загрузить «неутвержденную информацию», хотя утечка таких материалов является незаконным актом. Используя эту информацию, Сим обвинил Голубой дом в ненадлежащем использовании 240 миллионов вон из национального бюджета, включая траты в барах по выходным.

Сим оспаривает это утверждение, — его помощники не использовали никаких незаконных средств для доступа к правительственным материалам и получили доступ случайно, когда несколько раз нажали клавишу backspace. Сим даже продемонстрировал, как он достиг системы, во время сессии Национального Собрания.

Тем не менее Министерство финансов утверждает, что доступ к системе требует сложных вычислительных технологий, таких как взлом, и даже если законодатель случайно добрался до системы, незаконно загружать материалы, зная, что они содержат несанкционированную информацию.

Как будут развиваться эти скандалы и случатся ли новые – читайте в следующих материалах!

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: