EN|FR|RU
Социальные сети:

К итогам государственного визита президента РК в Российскую Федерацию

Константин Асмолов, 30 июня

8855

В период c 21 по 23 июня президент Республики Корея Мун Чжэ Ин побывал в России с государственным визитом.

Это был уже третий по счету саммит (после встречи в рамках саммита «Большой двадцатки» в июле и Восточного экономического форума в сентябре 2017 года) и первый государственный визит в Россию за последние 19 лет (визиты руководителей РК в РФ в иные годы имели более низкий статус).

20 июня в эксклюзивном интервью российским СМИ южнокорейский президент подчеркнул, что у него с президентом России общая цель — установление мира и достижение денуклеаризации на Корейском полуострове, и заявил, что, когда на Корейском полуострове будут созданы условия мира, это достижение нужно будет развивать в многостороннюю систему сотрудничества по безопасности в Северо-Восточном регионе. Он также пообещал развивать тесное сотрудничество с Россией. Мун Чжэ Ин подчеркнул важность экономического взаимодействия РК, КНДР и России, отметив возможность обсуждения совместных проектов в областях транспорта и энергетики, которые станут катализатором такого развития.

21 июня Мун Чжэ Ин выступил на пленарном заседании Госдумы. Это было первое выступление южнокорейского президента в российском парламенте. В своей речи южнокорейский лидер упомянул о том, что «новая восточная политика» президента Владимира Путина – это проект, который представляет собой новое видение ради мира и совместного процветания человечества, в котором соединяются достижения восточной и западной цивилизаций. Мун напомнил, что его «новая северная политика» направлена на построение вечного мира на Корейском полуострове и сопроцветание в Северо-Восточной Азии. Таким образом, РК и Россия могут дать бесконечные возможности для развития региона Евразии. Сейчас на Корейском полуострове происходят исторические перемены: перед лицом всего мира Юг и Север договорились о полной денуклеаризации и окончании враждебности. Когда на Корейский полуостров придёт прочный мир, начнётся подлинное экономическое сотрудничество Юга и Севера, а затем и трёхстороннее сотрудничество с участием России, — подчеркнул южнокорейский лидер.

В тот же день Президент Мун Чжэ Ин провёл переговоры с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Участники встречи отметили позитивные изменения в ситуации на Корейском полуострове после межкорейских и северокорейско-американского саммитов, что создаёт новые возможности для сотрудничества между Сеулом и Москвой. Глава российского правительства высоко оценил роль южнокорейского правительства в организации исторического северокорейско-американского саммита и выразил надежду на развитие трёхстороннего сотрудничества с участием двух Корей и России в сферах транспорта и энергетики. Мун Чжэ Ин предложил составить план совместных действий по реализации трёхсторонних проектов на основе результатов их тщательного анализа.

22 июня состоялся собственно саммит. Мун Чжэ Ин и Владимир Путин высказались в поддержку установления прочного мира на Корейском полуострове. В ходе беседы с российским лидером президент Мун Чжэ Ин отметил, что он высоко оценивает вклад России в урегулирование на Корейском полуострове, успешное проведение двух межкорейских и северокорейско-американского саммитов. В свою очередь Владимир Путин обещал и впредь продолжать поддерживать процесс денуклеаризации, заявив, что он и его страна всегда выступали за диалог между лидерами двух Корей.

Коснувшись экономического сотрудничества, Мун Чжэ Ин подчеркнул, что РК и Россия являются ключевыми партнёрами в вопросах сотрудничества на Корейском полуострове и Евразийском континенте, поэтому Россия играет важную роль во внешней политике Сеула. В свою очередь Владимир Путин выразил надежду на активизацию экономического сотрудничества, отметив, что объем двусторонней торговли достиг почти 20 млрд долларов, но существуют возможности для дальнейшего роста.

В тот же день президент РК выступил на южнокорейско-российском бизнес-форуме, в котором приняли участие около 280 представителей деловых кругов двух стран. Мун Чжэ Ин анонсировал переговоры по подготовке всестороннего и взаимовыгодного соглашения о свободной торговле и повторил свой призыв достичь объёма двусторонней торговли в 30 млрд долларов к 2020 году, когда РК и Россия будут отмечать 30-летие дипотношений. По словам Муна, сложности в мировой экономике и торговый протекционизм привели к сокращению южнокорейско-российской торговли. Однако в последнее время ситуация улучшается, и в 2017 году двусторонний товарооборот увеличился на 40%, составив 19 млрд долларов. «Это только начало, у наших отношений неограниченные возможности», — отметил Мун Чжэ Ин. Как только на Корейском полуострове будет установлен прочный мир, экономическое сотрудничество между РК и Россией вступит в абсолютно новую фазу, — добавил он.

Каковы же формальные итоги визита, если вынести за скобки разговоры?

  • достигнута договорённость о начале переговоров по подготовке соглашения о свободной торговле между двумя странами, после чего южнокорейские компании, работающие в сферах логистики, медицины, строительства, туризма, информационных технологий и культурных контентов, смогут выйти на российский рынок.
  • достигнута договорённость между ОАО «Российские железные дороги» и корпорацией «Корейские железные дороги» о проработке проекта организации железнодорожных перевозок в сообщении РК — Россия — Европа, включая трёхсторонний проект соединения Транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали с участием РК, КНДР и России. Стороны подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.
  • Стороны договорились содействовать увеличению объёмов поставок российского природного газа в РК и продолжить взаимодействие в данной области, в том числе рассмотреть возможность совместного освоения месторождений нефти, газа и другого углеводородного сырья.
  • Будут проведены совместные исследования, касающиеся поставок российского природного газа по трубопроводу на юг Корейского полуострова через территорию КНДР.
  • Подготовлен новый план сотрудничества, который предусматривает доведение двустороннего товарооборота до 30 млрд долларов в год, подписаны восемь меморандумов о взаимопонимании с министерством энергетики России и отдельными компаниями по вопросам активизации сотрудничества в сферах энергетики, промышленности и инвестиций.

За третьим саммитом скоро может последовать четвертый — Мун Чжэ Ин приглашён на Восточный экономический форум во Владивостоке с 11 по 13 сентября, куда, кстати, было направлено и приглашение председателю Госсовета КНДР Ким Чен Ыну.

Как можно заметить, итоги сводятся к определению: «стороны договорились и дальше готовы договариваться». В этом смысле государственный статус визита не совсем себя оправдал. Сотрудничество в области транспорта и энергетики, о котором активно говорили до начала визита, намечено, но вся конкретика отложена на потом. Разговоры о мире и денуклеаризации, по сути, остались разговорами: стороны подтвердили, что и Москва, и Сеул выступают за снижение региональной напряженности, но это было понятно и так.

Нового – ничего. Первый меморандум о взаимопонимании по поводу транскорейского газопровода подписали еще в сентябре 2008 г. Договоренность о начале строительства была достигнута к 2011 г., однако после смерти Ким Чен Ира проект сунули под сукно, — южнокорейские консерваторы в очередной раз предвкушали скорую гибель режима.

Переговоры по подготовке соглашения о свободной торговле тоже начались еще в 2007 году, но через два года они были приостановлены по инициативе российской стороны.

Даже евразийская тема не является особенным изобретением Муна. В начале своего правления, Пак Кын Хе прорабатывала концепцию «Евразийской инициативы», во многом ориентированной на то, чтобы диверсифицировать политические и экономические связи и начать дружить с континентальными державами. При этом подтекст был все тот же: посмотрите, как мы могли бы хорошо торговать, если бы не Северная Корея, давайте мы все вместе с ней что-нибудь сделаем для общеевразийского удобства. Впрочем, упоминание своей предшественницы Мун дипломатично убрал, вместо этого протянув мостик к «северной политике» Ро Дэ У.

На взгляд автора, Мун ищет направления, на которых он может с максимальной легкостью реализовать определенные политические преимущества. Разрешить насущные проблемы в отношениях с другими соседями малореально, особенно учитывая зависимость от США в политическом смысле и от Китая – в экономическом. Межкорейское сотрудничество имеет пределы, и Мун переключается на сотрудничество с Россией, результаты которого будут хорошо смотреться для внутренней аудитории.

Да, если сравнивать отношения России и РК с отношениями Москвы и Сеула с иными странами-соседями, то они наиболее беспроблемны. Однако обратной стороной беспроблемности оказывается определенный недостаток точек соприкосновения как политических, так и экономических. Иначе бы все грандиозные проекты, которые в очередной раз озвучил Мун Чжэ Ин были бы реализованы еще до того.

Поэтому, несмотря на значимость визита как очередного камня в укрепление дружественных отношений РФ и РК, важной вехой называть его не стоит. Стоит надеяться на то, что из меморандумов о взаимопонимании вырастет нечто большее.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».