EN|FR|RU
Социальные сети:

Индия делает геополитический форум Raisina Dialogue традицией

Нина Лебедева, 29 января

453423123117-19 января с.г. в Нью-Дели вновь прошла крупная международная конференция «Раисина диалог» (Raisina Dialogue). Судя по всему, за короткий период она не только стала традиционной, но и сумела войти в число важнейших встреч мирового календаря по международным проблемам. Начало традиции было положено в марте 2016 г., когда на холме Раисина в квартале комплекса зданий для правительственных учреждений в индийской столице, спроектированного знаменитым английским архитектором Э. Лютьеном, состоялся первый подобный форум. Он был организован МИД и Observer Research Foundation Индии и задуман по типу патронируемой лондонским Международным институтом стратегических исследований (IISI) площадки Шангри-Ла в Сингапуре.

К сожалению, это событие слабо освещалось в СМИ. Между тем, на встрече были представлены члены индийских высших властных структур, ключевые партнёры по региону, представители Европы, Азии и США, ученые, адмиралы – всего около 120 иностранных делегатов из 40 стран.

Состав участников, место проведения этого амбициозного форума и насыщенная программа под девизом «Азиатское сотрудничество» (Asian Connеctivity) свидетельствовали о серьезности намерений Дели укреплять связи с сообществом планеты посредством публичной дипломатии и разработать объединяющую идею по глобальным и региональным проблемам. Это может и должно позволить Индии развивать и укреплять позиции регионального лидера, страны, идущей к статусу глобальной державы.

Главный вопрос на Raisina dialogue – 2016 был сфокусирован на том, каким образом должно выстраиваться сотрудничество в Азии — на основе широких открытых консультаций или путём более единоличных решений. Это очень важно при отсутствии согласованной архитектуры безопасности континента в условиях усиления напряженности в индо-океанском регионе, которая, безусловно, тревожит и Индию и другие прибрежные страны. Причин этого несколько.

Первая – неуклонное активное продвижение Китая в Индийский океан (ИО) за счет внедрения субмарин, включая атомных, строительства в рамках стратегии «нити жемчуга» военной базы в Джибути и создания пунктов опоры в Пакистане, Мьянме, на Шри-Ланке, Сейшелах и др., перепрофилирования кораблей китайского отряда по борьбе с пиратами у берегов Сомали на более наступательные по своему характеру, появления в 2015 г. первой китайской платформы, скопированной с американских плавучих десантных платформ (MLP) и плавучих баз снабжения (AFSB), что делает китайские ВМС менее зависимыми от сухопутных баз. Наконец, шаги по реализации проекта Морского шелкового пути, который подспудно может нести стратегические компоненты.

Вторая – милитаризация региона в силу появления все большего числа военных флотов внерегиональных государств и не только в связи с борьбой с пиратством, а и с усилением разнообразных интересов к данной зоне (Великобритании, Японии, ФРГ, Республики Корея, ЕС, РФ и др.).

Третья – тревожная ситуация в Южно-Китайском море, на стыке Индийского и Тихого океанов. Здесь разворачивается военное противостояние ВМС США + АСЕАН, с одной стороны, и Китая — с другой, которое может обостриться в виду заявлений президента США Д.Трампа по Тайваню, осуждения им и некоторыми членами его администрации действий Китая в ЮКМ и жестких ответов на это Пекина.

Четвертая – отсутствие структуры морской безопасности в индо-океанской зоне, хотя, несомненно, обозначился тренд к обсуждению данной проблемы в стенах Общерегиональной ассоциации сотрудничества стран Индийского океана (ИОРА), Морского симпозиума Индийского океана, Галльского диалога по морской безопасности и др., где Индия заняла наиболее активные позиции с целью стабилизации ситуации.

Так, ещё в декабре 2014 г. знаковым стало выступление на Галльском диалоге (Шри-Ланка) в присутствии 100 делегатов 36 стран представителя Индии — помощника по национальной безопасности Аджита Доваля. Он транслировал факт, что Индия в течение 5 000 лет была государством status quoist, не имела и не имеет каких-либо намерений господствовать в ИО. Республика всегда придерживалась принципа свободы судоходства в регионе. Его месседж был направлен не только против стратегического внедрения Китая в ИО. Он ратовал за укрепление регионального сотрудничества, чтобы дать ответ и таким вызовам, как незаконные передвижения наркотиков, людей и ОМУ. А. Доваль напомнил о том, что прибрежные страны обрели потенциал обороноспособности и сформировали несколько региональных структур по созданию морского порядка, поднял вопрос, а не пора ли вывести из Аденского залива посланные для борьбы с пиратами военные корабли внерегиональных стран и вернуть их на свои базы?

Это был пробный шар в стремлении Индии найти поддержку в регионе и мире, повысить её роль в качестве организатора и провайдера в обеспечении региональной морской безопасности. А достичь этих целей было не так просто в условиях существующего военно-морского тандема Индия – США в ИО и настороженности ряда стран в связи с ее амбициозной программой военно-морского строительства. Завоюет ли Индия поддержку при таком неоднозначном раскладе их позиций, интересов и возможностей? Вместе с тем они признают, что у Индии есть преимущества: опыт борьбы с терроризмом, пиратством, нетрадиционными угрозами, создания структур сотрудничества по морской безопасности, растущие экономика и флот, международный вес и т.п.

Нынешняя встреча под девизом «Новая норма: многосторонние подходы и многополярность» (The New NormalMultilaterism with Multipolarity) гораздо шире и по составу гостей – свыше 250 из 65 стран, и по тематике дискуссий, которые вышли за рамки проблем азиатского региона и ИО. Обсуждали фундаментальные изменения в глобальной системе МО, которые произошли в 2016 г., проблемы создания эффективной архитектуры безопасности, борьбы с кибератаками, многостороннего сотрудничества, экономической интеграции, экологии, роли женщин в обществе и др. Одной из топовых тем выступлений стало воздействие прихода в Белый дом Д. Трампа на проблемы мира и безопасности, перспективы отношений США с Китаем, Россией, Европой, будущее НАТО, глобализации и ТТП и др.

Среди спикеров на Диалоге были министры иностранных дел Индии, Непала, министр иностранных дел и содружества Великобритании Б. Джонсон, экс-премьеры Канады С. Харпер, Австралии К. Радд, экс-президент Афганистана Х. Карзай, дипломатические советники президентов Франции, Японии, Бангладеш, известные адмиралы, ученые, общественные деятели. РФ представили Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ В. Никонов и Исполнительный директор НКИ БРИКС Г. Толорая.

Нарисовав в инаугурационной речи на «Раисина диалог – 2017» широкую палитру направлений и перспектив внешней политики Индии и напомнив об индийском проекте SAGAR – «безопасность и развитие для всех», который особенно актуален в нынешний период войн, конфликтов и соперничества амбиций, премьер-министр Н. Моди подчеркнул необходимость объединения усилий всех государств на пути к более стабильному миру и выразил глубокую веру в то, что форум «Раисина диалог» займет достойное место наряду с ведущими конференциями по безопасности в Мюнхене и Шангли-Ла, которые приобрели глобальное звучание.

Нина Лебедева, ведущий научный сотрудник ЦИИ ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».