В начале февраля 2023 г. Вашингтон подвел итоги обнародованной годом ранее стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе, несколько раз подчеркнув важность созданной в сентябре 2022 г. неформальной группы «Партнеры в голубом Тихом океане» (Partners in the Blue Pacific, РВР), в состав которой входят США, Австралия, Новая Зеландия, Япония и Великобритания. Цель РВР – укрепление отношений с 12-ю малыми островными государствами, расположенными в Южно-Тихоокеанском регионе «ради их процветания и обеспечения морской безопасности». В этой связи было указано о назначении Фрэнки Рид (Генерального консула США в Мельбурне, Австралия) первым в истории американским посланником на Форуме тихоокеанских островов – важнейшей региональной межправительственной организации, созданной еще в 1971 г., в рамках которой ежегодно встречаются главы южнотихоокеанских государств. Также американская стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе предусматривает перспективу признания Соединенными Штатами двух новозеландских владений – Островов Кука (с населением 15 тыс чел) и Ниуэ (чуть менее 2 тыс чел) суверенными государствами после соответствующих консультаций.
Такая беспрецедентная заинтересованность американской стороны в жизни удаленных от мировых центров цивилизации малых островных государств объясняется тем, что в 2020-х гг. в Южно-Тихоокеанском регионе обострился вопрос роста китайского влияния, нарушающего геополитические интересы доминантных региональных игроков – Австралии и США. И от того, кому отдадут предпочтение южнотихоокеанские малые островные страны, будет зависеть, кто станет хозяином Тихого океана в ближайшие годы: США или Китай.
Китайская торгово-экономическая инициатива «Пояс и путь», соглашения об участии в которой с 2017 г. подписали Новая Зеландия и 8 малых островных государств, находящихся по стечению обстоятельств в непосредственной близости к австралийским берегам, на самом деле нацелена не только на создание эффективной морской логистики. Но и на размещение со временем китайских военных баз и разведывательного оборудования в странах-участницах «Пояса и пути», что создаст острую угрозу региональной безопасности. Так решили Вашингтон, Канберра и Лондон, создав в сентябре 2021 г. англосаксонский оборонный альянс AUKUS для «дружбы против» Китая в Тихом океане.
В рамках AUKUS США обязались помочь Австралии усилить ее обороноспособность путем оснащения австралийского ВМФ атомными лодками начиная с 2023 г. После этого Австралия разорвала контракт на строительство не-атомных подводных лодок с Францией, которая в ответ чуть было не прекратила дипломатические отношения с Канберрой. Этот конфликт был улажен после прихода к власти нового австралийского премьер-министра Энтони Албанезе в мае 2022 г. и его официального визита в Париж.
Вскоре после создания AUKUS в мире произошли важные события. В феврале 2022 г. началась российская СВО на территории Украины, в апреле Соломоновы Острова подписали рамочное 5-летнее соглашение о безопасности с Китаем (что стало ударом для обороны Австралии), а в мае-июне министр иностранных дел КНР Ван И совершил турне по 8-ми южнотихоокеанским островным странам «Пояса и пути» с целью подписать с ними всеобъемлющее коммюнике по безопасности (этого не допустила австралийская дипломатия). С учетом новых обстоятельств 24 июня 2022 г. Вашингтон объявил о создании нового объединения – упомянутой выше неформальной группы РВР, целью которой ставилось укрепление связей с малыми островными государствами в южной части Тихого океана. Негласно предполагалось сделать прозападную РВР альтернативой китайскому «Поясу и пути» и таким образом снизить влияние Китая в Южно-Тихоокеанском регионе.
В состав РВР вошли, помимо США, Австралии и Великобритании (членов тесного англосаксонского кружка AUKUS), еще два участника – Новая Зеландия, как надежный союзник Австралии по региональным вопросам, и проамериканская Япония, ведущая активную региональную политику ради обеспечения безопасности своих морских границ. Франция и ЕС получили приглашение к участию в РВР в качестве партнеров по диалогу. Индия, как сторона альянса QUAD (вместе с США, Австралией и Японией), не проявляющая, тем не менее, большого интереса к судьбам малых островных южнотихоокеанских государств и не занимающая четких позиций по глобальной проблематике, получила статус наблюдателя в РВР.
Однако критические события продолжали накапливаться: в июле 2022 г. южнотихоокеанские малые островные страны запретили США, Китаю и почти всем из 21 диалогового партнера участвовать в 51-м Форуме тихоокеанских островов; в августе предельно обострился тайваньский кризис; в октябре-ноябре значительно усилилась северокорейская военная риторика. Это заставило участников РВР переосмыслить новые вызовы и предложить статус наблюдателей проамериканским партнерам — Южной Корее, Канаде и Германии, которые приняли это приглашение.
В попытке усилить американское влияние в южной части Тихого океана Белый дом в течение всего 2022 г. отправлял своих высоких представителей в турне по малым островным странам, а в сентябре 2022 г. организовал первый в истории Саммит «США – Океания» в Вашингтоне, на котором лично присутствовали президент Джо Байден и госсекретарь Энтони Блинкен. «Тихоокеанские острова играют решающую роль в формировании будущего», – заявил Дж. Байден в ходе мероприятия. – «Безопасность Америки, да и всего мира, зависит от безопасности тихоокеанских островов», – отметил он. Однако никаких стратегически важных документов с южнотихоокеанскими малыми островными государствами по итогам Саммита подписано не было.
По дну Тихого океана идут телекоммуникационные кабели, по которым передается в том числе секретная информация, а также в этой акватории ходит атомный флот Франции, Великобритании и США. Помимо целей безопасности и обороны, одна из причин, по которой Соединенные Штаты стремятся контролировать огромное пространство Тихого океана между берегами Латинской Америки и Австралией, заключается в том, что логистические пути здесь обеспечивают самый большой в мире наркотрафик (например, Фиджи является крупнейшим наркотическим хабом в Южном полушарии), нелегальную торговлю оружием, людьми, редкими животными и др. Задача прозападных государств – удерживать под своим контролем легальную и нелегальную тихоокеанскую торговую логистику, максимально исключив из нее Китай.
Пекин, в свою очередь, назвал РВР ничем иным, как всего лишь «расширенным альянсом AUKUS», ставящим главной целью не столько процветание малых островных государств, сколько противодействие росту китайского влияния в Южно-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, деятельность РВР означает, что малые островные южнотихоокеанские государства теперь будут вести свои региональные дела в рамках Форума тихоокеанских островов, не отвлекаясь на большую политику. В то время как крупные и экономические сильные государства-участники РВР – США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Япония, их диалоговые партнеры – Франция и ЕС и наблюдатели – Южная Корея, Канада и Германия смогут в полной мере погрузиться в океан мировой политики, обороны и логистики, ежегодно выделяя за свои стратегические маневры в Тихом океане по $US2,1 млрд в виде помощи на развитие в пользу малых островных государств, готовых в ответ пересмотреть свои отношения с Китаем ради сдерживания его влияния в Южно-Тихоокеанском регионе в угоду тем, кто платит больше.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».