EN|FR|RU
Социальные сети:

Устоит ли АСЕАН в противоборстве Китая и США?

Пётр Коновалов, 08 марта

ASEAN34234

Уже немало лет Китай активно вытесняет США с места «мирового гегемона». С помощью «мягкой силы» – выгодных торговых договоров, экономической помощи, щедрых кредитов и инвестиций – КНР приобретает партнеров и союзников по всему земному шару. Размахи китайского «наступления» таковы, что КНР сотрудничает не только с каждым государством в двустороннем порядке, но даже с целыми блоками государств. Уже много лет работает Форум сотрудничества Китай–Африка, в котором участвуют почти все африканские государства. В 2014 г. был учрежден Форум Китай–СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств), в котором участвуют все независимые государства Северной и Южной Америк, кроме США и Канады. В 2020 г. КНР, опередив США, стала главным торговым партнером всего Европейского союза.

Особое значение для Китая имеет взаимодействие с ближайшим к нему региональным блоком – Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны АСЕАН непосредственно граничат с КНР, и поэтому успешные отношения с ними важны не только для экономического развития Китая, но и для безопасности Поднебесной.

Интересно, что государства, создавшие АСЕАН в 1960-е гг., – Таиланд, Сингапур, Индонезия, Филиппины и Малайзия, уже имели в то время четкую прозападную ориентацию. В таких странах, как Таиланд и Малайзия, и вовсе базировались американские и британские войска (Таиланд не только предоставил американцам свою землю под военные объекты, но и воевал вместе с США во Вьетнаме). И одной из причин, по которым эти государства создали АСЕАН, были опасения распространения в регионе коммунистической идеологии. Основными «распространителями коммунизма», находившимися в Восточной и Юго-Восточной Азии (ЮВА), были на тот момент Китай, Северный Вьетнам, повстанцы Бирмы и Северная Корея. Соответственно, дружба с этими странами в повестке АСЕАН изначально не стояла. Однако время шло, страны АСЕАН развивались, осознавали собственные и региональные интересы и вырабатывали свой курс. А тем временем Китай превращался в ведущую региональную державу, не сотрудничать с которой было не выгодно. В 1991 г. КНР и АСЕАН официально установили отношения, которые с тех пор непрерывно развивались. В 2003 г. Китай стал стратегическим партнером АСЕАН, войдя в Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. В следующее десятилетие была создана зона свободной торговли Китай–АСЕАН, а в 2020 г. АСЕАН стала главным торговым партнером КНР, достигнув с ней товарооборота объемом более $731 млрд.

В сентябре 2021 г. в ходе очередного саммита Китай–АСЕАН по бизнесу и инвестициям были подписаны 179 соглашений на более чем $46 млрд.

В ноябре того же года глава КНР Си Цзиньпин объявил об установлении между Китаем и АСЕАН Всеобъемлющего стратегического партнерства.

По результатам 2021 г. АСЕАН вновь стала главным торговым партнером КНР, увеличив товарооборот с ней почти на 20% по сравнению с 2020 г.

Если успехи экономического сотрудничества Китая с АСЕАН впечатляют, то в двусторонних отношениях КНР с каждой отдельной страной-членом АСЕАН все сложнее. По мере обострения китайско-американской конкуренции ЮВА тоже превратилась в арену борьбы сверхдержав, и внутри АСЕАН стало сильнее заметно различие между странами, имеющими более прокитайскую позицию, и более прозападными государствами. Так, довольно закономерно, что главным торговым партнером Китая в АСЕАН является Вьетнам, близкий к КНР по социалистической идеологии и еще помнящий страшную войну с США 1964-1975 гг.

Другой важный партнер Китая в АСЕАН – Мьянма, бывшая Бирма. Эта страна имеет долгую историю гражданских войн и государственных переворотов, долгое время находилась под санкциями Запада, из-за которых ее главным партнером стал Китай. После долгого процесса демократизации Запад начал снижать санкционное давление на Мьянму. В 2015 г. к власти в стране пришла «Национальная лига за демократию», лидер которой Аун Сан Су Чжи пользовалась на Западе большим успехом. Казалось бы, Мьянма обрела баланс в отношениях между Китаем и Западом. Однако уже в 2016 г. представители мьянманского этнического меньшинства рохинджа совершили ряд терактов, реакция властей на которые затронула многих представителей этой народности и была расценена Западом как геноцид. В результате против Мьянмы снова начали вводиться санкции. В 2021 г. в стране произошел новый переворот и к власти снова пришли военные, в результате чего санкции продолжились. Несмотря на разногласия с новым мьянманским режимом, Пекин блокировал резолюции ООН, осуждающие его действия. По-видимому, Мьянму ждет дальнейшее сближение с КНР.

Еще одно государство АСЕАН, у которого складываются тесные отношения с Китаем, – Лаос. В 2015 г. КНР профинансировала и начала строительство железной дороги, соединяющей эту изолированную, не имеющую выхода к морю страну с китайской железнодорожной системой. США пытались убедить лаосское руководство, что, позволив КНР построить эту дорогу, оно загонит свою страну в пекинскую «долговую ловушку». Однако Вьентьян предпочел прислушаться к Пекину, и в декабре 2021 г. новая китайско-лаосская дорога была торжественно введена в эксплуатацию. Разумеется, долг Китаю придется отдавать, но Лаос и КНР надеются, что дорога себя окупит и поможет развитию между ними взаимовыгодного экономического сотрудничества, которое компенсирует затраты обеим сторонам.

При этом в Сингапуре, Таиланде и Филиппинах, то есть в 3-х из 10-ти стран АСЕАН, находятся базы ВС США и, разумеется, американские позиции в этих странах очень сильны, а следовательно, американское влияние довольно сильно во всей ЮВА.

США поддерживают своих партнеров по АСЕАН в территориальных спорах с КНР (таковые имеются, например, у Филиппин и Вьетнама), тем самым стараясь предотвратить их сближение с Поднебесной, и предлагают сотрудничество, в том числе военное, всем региональным государствам, недовольным растущим китайским влиянием.

В декабре 2021 г. состоялось турне по ЮВА госсекретаря США Энтони Блинкена. Выступая перед публикой в крупнейшей стране АСЕАН – Индонезии, Блинкен заявил, что США инвестируют миллиарды долларов в государства Индо-Тихоокеанского региона (к которому относится и ЮВА), чтобы снизить региональное влияние КНР. В результате визита американского госсекретаря Индонезия и США заключили ряд соглашений, в том числе по морскому сотрудничеству. Следует отметить, что Индонезия обладает достаточно сильным по меркам АСЕАН военным флотом, который периодически участвует в совместных учениях с ВМС США и который, конечно, Вашингтон хотел бы использовать в своей борьбе с ростом китайского влияния.

Можно сделать вывод, что и Китай, и США имеют довольно прочные позиции в АСЕАН. Есть мнение, что, проявляя единство, АСЕАН могла бы твердо стоять на ногах под давлением тянущих ее членов в разные стороны КНР и США и извлекать выгоды из сотрудничества с обеими сторонами. Однако это единство, похоже, дало трещину: в феврале 2022 г. в Камбодже состоялся очередной саммит министров иностранных дел АСЕАН. В этот раз в мероприятии не участвовал представитель Мьянмы. Как упоминалось выше, в этой стране произошел военный переворот, и дипломата, назначенного новым руководством, на встрече министров АСЕАН принимать отказались. Тогда новое правительство Мьянмы отказалось от участия в мероприятии. Если новое мьянманское руководство удержит власть, а руководители АСЕАН продолжат свою линию (вероятно, одобренную Вашингтоном), Мьянму ждет откол от АСЕАН и дрейф в сторону Китая.

Следует отметить, что не только у Мьянмы в ЮВА есть серьезные внутренние проблемы. Многие государства АСЕАН могут при определенных условиях отколоться от Ассоциации, и тогда совместного противостояния давлению сверхдержав уже не получится: каждая страна, отделившаяся от АСЕАН, будет вынуждена выбрать себе покровителя. Как упомянуто выше, позиции КНР и США пока одинаково прочны. Однако географически КНР – совсем близко, а США для поддержания военного присутствия в такой дали от своих берегов требуются огромные расходы. При этом экономика КНР продолжает стремительно идти вверх, а США в последние годы столкнулись с такими внутренними проблемами, которые через некоторое время могут поставить под вопрос их экономическое доминирование. Так что можно предположить, что, в конце концов, Юго-Восточная Азия, если не обретет настоящего единства, прочно войдет в сферу влияния КНР.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Страны Юго-Восточной Азии на ВЭФ-2024: расширение партнерства
Россия и Таиланд: развитие гуманитарных связей
О некоторых аспектах визита военного корабля Вьетнама на Филиппины
О последних международных мероприятиях с участием Японии
Обсуждение системы общеевразийской безопасности и новые соглашения о сотрудничестве: итоги поездки Сергея Лаврова в Юго-Восточную Азию