EN|FR|RU
Социальные сети:

Каковы последствия суэцкого кризиса?

Валерий Куликов, 05 апреля

SUZ321

Целую неделю гигантский контейнеровоз транспортной компании Ever Given блокировал один из важнейших водных путей мировой торговли между Востоком и Западом — Суэцкий канал. Этот инцидент вызвал не только серьезную дезорганизацию транспортного пути, где из-за аварии скопилось порядка 400 кораблей, но и многим нанес серьезные финансовые убытки, которые могут составить сотни миллиардов долларов, из-за простаивания не одной сотни судов и блокировки нескольких маршрутов для перевозки грузов между Европой и Азией.

Все это побудило некоторые страны заговорить о поиске альтернатив Суэцкому каналу и над отдельными из них уже стали серьезно задумываться многие транспортные компании, осуществляющие транспортировку грузов между Европой и Азией. Одним из наиболее интересных вариантов объективно стал маршрут через Россию: Северным морским путем (СМП) или по Российской транссибирской железной дороге. О перспективах СМП сказано уже очень много: полярные льды быстро тают, обширные водные пространства стремительно освобождаются, а расстояние между Европой и Азией значительно сокращается. Ранее Кремль ставил целью увеличить объем грузопотока через СМП до 80 миллионов тонн в год к 2024 году, но «суэцкий инцидент» может все изменить и ускорить перевод в более активную фазу использования Северного морского пути.

Однако не менее активные обсуждения в последние дни стали происходить и в отношении подсчета реальных потерь от произошедшего блокирования, кто может их компенсировать пострадавшим сторонам. Глобальный рынок из-за этого инцидента уже понес масштабные финансовые потери. Убытки включат в себя прямые потери канала, расходы, связанные с задержкой доставки товаров, а также дополнительные траты на альтернативные пути транспортировки, к которым прибегли многие фирмы. Этот список очень обширен и может быть продолжен.

Суэцкий канал — это один из основных столпов египетской экономики, являющийся наиболее стабильным источником национального дохода, приносящий египетской казне примерно $5,6 млрд в год. По сравнению с другими секторами экономики, которые могут быть подвержены различным рискам или затронуты какими-либо событиями (в частности, коронавирусом), канал приносит стабильный доход во время любых чрезвычайных ситуаций. По оценкам египетских экспертов, Египет ежедневно терял около $15 миллионов из-за блокировки Суэцкого канала. В эту сумму входят деньги за проход судов по каналу, которые страна еще не успела собрать из-за остановки судоходного движения, а также стоимость услуг транспортных, погрузочных и разгрузочных служб, работающих в городах, граничащих с международным транспортным коридором.

Убытки же для мировой торговли, по оценкам крупнейшей немецкой страховой компании Allianz, составили до $10 млрд за неделю. Такие же оценки содержатся и в исследовании компании Euler Hermes – мирового лидера в области кредитного страхования и управления дебиторской задолженностью. По оценке Euler Hermes, в результате только недели блокировки Суэцкого канала может произойти снижение годовых темпов роста мировой торговли на 0,2-0,4 процентных пункта.

Аналитики страховой компании Allianz отмечают, что блокировка Суэцкого канала обостряет проблему задержек или отмен поставок в мировой торговле. В частности, нехватка полупроводников и иных товаров может принести мировой торговле убытки в размере $230 млрд, или 1,4%. В этом плане отрицательные последствия для Европы сравниваются ими с весной 2020 года, когда был введен первый локдаун из-за коронавируса, а последствия для США — значительно хуже.

Однако, согласно опубликованным египетским изданием NoonPost данным, Lloyd’s List считает, что реальные убытки превышают оценки немецкой страховой компании Allianz. В частности, указывается, что блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given приносит ежедневный ущерб в размере $9,6 млрд. Иными словами, блокировка канала обходится в $400 миллионов в час. С учетом того, что Суэцкий канал является главным транспортным коридором между Востоком и Западом, по оценкам Lloyd’s List движение судов в западном направлении стоит около $5,1 млрд в день, а движение в восточном направлении — примерно $4,5 млрд.

Что же касается различных стран, понесших значительные потери из-за «суэцкого коллапса», то главными проигравшими в сложившейся ситуации оказались, безусловно, арабские государства, особенно страны Персидского залива и Северной Африки, зависящие от Суэцкого канала, который является основным коридором для транспортировки товаров и топлива.

Европа, Китай и США также серьезно пострадали от блокировки Суэцкого канала, так как для них он является основным торговым маршрутом, через который они доставляют товары друг к другу или на Ближний Восток и в арабские страны. Так, по оценке Института мировой экономики, Германия занимает первое место среди европейских стран, пострадавших от блокировки канала, так как через него проходит 8-9% всех её морских перевозок.

Бывший член совета правления администрации Суэцкого канала Ваиль Каддур ранее заявлял, что, согласно морскому праву, ответственность за инцидент, прежде всего, несет капитан судна. Также часть вины лежит на компании, которая владеет кораблем. Вместе с тем отмечается, что в этом деле не все настолько однозначно, все подобные риски изначально застрахованы, поэтому профильные компании уже ведут по этому поводу переговоры. Несмотря на то, что их юрисдикция ограничена, страховка делается на большую сумму.

Но все это не исключает полностью ответственность капитана судна, однако сначала будет проведено расследование, которое выяснит степень вины экипажа и его руководителя. Кроме того, капитан и члены его команды тоже застрахованы, поэтому на выплатах их вина не отразится.

Что же касается ответственности лоцманов, то их вины, по комментариям экспертов, в этой ситуации нет, они, как правило, выступают лишь советчиками для капитанов.

Как заявил 30 марта в интервью Reuters Юми Синохара — представитель японской компании Shohei Kisen, которой принадлежит контейнеровоз Ever Given, эта компания пока не получала требований или исков о компенсации понесенных убытков. Тем не менее он пообещал продолжить изучать инцидент и его финансовые последствия, включая страховые выплаты и потенциальную компенсацию убытков.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».