29.03.2021 Автор: Валерий Куликов

Суэцкий транспортный коллапс наглядно показывает уязвимость мира

SUZ4522

Произошедший 23 марта транспортный коллапс на Суэцком канале из-за севшего на мель гигантского контейнеровоза Ever Given невольно стал одной из самых горячих тем обсуждений последнего времени. Он приковал дополнительное внимание всего мира к нашей уязвимости и прямой зависимости от состояния нынешних транспортных путей в различных частях света.

Произошедшая авария заблокировала один из самых загруженных морских торговых путей в мире, соединяющий Европу, Азию, США с Ближним Востоком. Около 12% мировой торговли проходит через Суэцкий канал, 30% мировой вместимости контейнеровозов в год и около 600 тысяч баррелей сырой нефти с Ближнего Востока в Европу и США ежедневно. В пробке оказались более 350 судов. Это событие взволновало мировые рынки, причем отреагировали не только нефтяные цены, но и уже поступило предупреждение о возможном подорожании цен на продукты питания и другие товары из-за временного перекрытия этой важнейшей мировой транспортной артерии.

Суэцкий канал — это один из наиболее активных судоходных путей, соединяющий Средиземное и Красное моря, и является кратчайшим путем из Индийского океана в Средиземное море. Благодаря этому искусственно вырытому каналу суда могут не огибать Африку для прохода в Средиземное море, сокращая путь примерно на восемь тысяч километров.

Количество судов, проходящих по этому морскому пути, как, собственно, и по любым другим морским трассам, в реальном времени можно отследить на специализированном сайте .

Безусловно, суда и раньше садились на мель в Суэцком канале, но нынешний случай во многих смыслах уникальный из-за значительных размеров судна, что создало беспрецедентный сбой в ритмичности судоходства. И этот инцидент наглядно показал серьезный риск для евроазиатского товарообмена из-за отсутствия альтернативных транспортных артерий. Это сигнал для мировой торговли: чтобы глобальный товарообмен сохранял устойчивость, нужна логистическая альтернатива для доставки товаров между Азией в Европой.

Одним из базовых вариантов является маршрут в обход южноафриканского мыса Доброй Надежды, но это существенно удлиняет маршрут и значительно увеличивает время перевозок. Не стоит забывать и еще об одном риске — пиратстве, в особенности в Малаккском проливе, в Оманском заливе, у берегов Сомали и на других неспокойных участках южного маршрута, из-за чего весьма высока страховка от рисков пиратства. К этому стоит также добавить погодные препятствия: песчаные бури на сыпучих берегах Суэцкого канала случаются часто, и они, как выясняется, весьма суровы, чреваты отрицательными последствиями — ряд аварий в Суэцком канале уже происходил именно из-за них.

В этих условиях невольно приходит мысль о российском Северном морском пути (СМП) и о Российской транссибирской железнодорожной магистрали (РТСЖМ) — через порт Дальнего Востока, в том числе через Владивосток и морской торговый порт, и далее — отправка прямыми контейнерными поездами по железной дороге. Маршрут через дальневосточные и арктические моря, получивший название Северный морской транспортный коридор, еще больше сокращает расстояние и на 13 дней время морской доставки грузов из Азии в Европу.

Однако необходимо уточнить, что Северный морской путь хорош, но это пока еще лишь проект. Его грузооборот сегодня пока не сравним с так называемым большим кругом. Через Севморпуть перевозят около 30 млн тонн в год, в то время как через Суэцкий канал — больше миллиарда.

В последние годы из-за таяния льдов в Арктике Северный морской путь привлекает все большее внимание. Ледоколы реально способны уже сегодня сделать эту трассу круглогодичной. К маршруту присматриваются Россия, Китай, США и страны Северной Европы.

Шестого марта 2020 года президент России Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», где определены интересы и цели России в Арктике, а также ее арктическая стратегия на ближайшие 15 лет. В документе дается прогноз, по которому значение Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, будет возрастать в результате климатических изменений. Среди основных моментов документа фиксируются направления развития инфраструктуры Северного морского пути, строительство судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, создание системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории Северного морского пути. Также предусматриваются ускоренные программы строительства грузовых судов, используемых в целях торгового мореплавания, для реализации экономических проектов и строительства грузопассажирских судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне; строительство портов-хабов и создание российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути; расширение возможностей судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу, бассейнам рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма и других рек Арктической зоны. Уже предпринимаются меры для развертывания высокоэллиптической космической системы, обеспечивающей получение гидрометеорологических данных высокого временного разрешения по полярному региону Земли; создание и развитие на базе российского оборудования спутниковой группировки на высокоэллиптических орбитах, обеспечивающей спутниковую связь для пользователей в акватории Северного морского пути.

 Традиционно навигация в восточном секторе СМП заканчивается в декабре и начинается во второй половине мая. Однако в этом году в виде эксперимента Россия начала беспрецедентно раннюю проводку танкеров со сжиженным газом (СПГ) по Севморпути в восточном направлении. Российские кампании НОВАТЭК и Росатом уже отправили в январе два пробных груза без сопровождения ледокола: 5 января в рамках коммерческого рейса по доставке газа проекта «Ямал СПГ» в Азиатско-Тихоокеанский регион из Сабетты вышел газовоз «Кристоф де Маржери», а вслед за ним 6 января – второй газовоз «Николай Евгенов». Навстречу им из Тяньцзиня в Китае прошел газовый танкер «Николай Зубов». «Продолжительность перехода газовоза «Кристоф де Маржери» от выхода из Морского канала Обской губы до мыса Дежнева составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили (4,5 тысячи километров)», — говорится в релизе «Совкомфлота».

В указанных условиях Северный морской путь, как и Российская транссибирская железнодорожная магистраль (РТСЖМ), уже в ближайшее время могут стать хорошей альтернативой для транспортировки грузов между Европой и Азией. А более активное сотрудничество с Россией других стран для создания необходимых логистических и технических условий для существования и обеспечения безопасности транспорта по СМП и РТСЖМ может не только быстрее ввести в круглогодичную эксплуатацию этих транспортных артерий, но и обеспечить финансово-экономические выгоды для использующих эти пути стран.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».