EN|FR|RU
Социальные сети:

Индонезия – центр «гуманного пиратства»

Дмитрий Бокарев, 17 сентября

IND463622

Малаккский пролив между островом Суматра и Малайским полуостровом – стратегический коридор, соединяющий Индийский и Тихий океаны, по которому поддерживается морское сообщение между Европой, Африкой и Восточной Азией. Через Малаккский пролив осуществляется до 25% всех морских грузоперевозок в мире. Учитывая количество судов с ценными грузами, проходящих через него каждый день, а также не самый высокий уровень жизни в Индонезии и Малайзии – государствах, занимающих Суматру, большую часть Малайского полуострова и другие соседние острова, неудивительно, что в этом районе процветает такое, казалось бы, забытое в большинстве регионов Земли явление, как пиратство.

В период с 2012 по 2017 гг. Индонезия являлась мировым лидером по пиратским нападениям, обогнав по этому показателю даже Сомали. Это следует из доклада, опубликованного Международным морским бюро в 2017 г. Только за тот год в индонезийских водах было зафиксировано 43 пиратских нападения. Правда, в 2018 г. Индонезия временно уступила пальму первенства Нигерии, но все равно понятно, что проблема пиратства в Малаккском проливе стоит довольно серьезно.

Тем не менее индонезийское пиратство – это не тот жестокий, высокотехнологичный и сверхдоходный промысел, который привыкли понимать под словом «пиратство» европейцы. Нападения происходят не вдали от берега в открытом море, а в территориальных водах. Подвергаются атакам только небольшие суда. Кровавых боев с применением артиллерии и уничтожением всей команды захваченного корабля здесь не бывает. Скорее это можно назвать «вооруженными ограблениями на море»: пираты отнимают у команды деньги и мобильные телефоны, забирают с кораблей ценное оборудование и т.д.

Так, в феврале 2018 г. в Малаккском проливе был захвачен буксир. Ранним утром, незадолго до рассвета, четверо людей подплыли к судну на моторной лодке и подводном скутере, забрались на борт по веревке с крюком и достали мачете. Угрожая своим оружием, они связали машиниста и ограбили судно. Так происходит большинство нападений. Иногда команду берут в заложники и отпускают за небольшой выкуп, иногда моряков высаживают в море на шлюпке и угоняют судно, но в любом случае пираты стараются избежать жертв.

Вдоль всего Малаккского пролива на индонезийском побережье расположены небольшие бухты, в которых местные жители – лодочники и рыбаки – из подручных средств оборудовали причалы, зачастую незаконно. В этих неофициальных портах и в расположенных рядом с ними городах и обитают пираты. Большинство из них – представители беднейших слоев населения. Они используют обычные лодки, оборудованные мотором, и хозяйственные мачете в качестве оружия. Хорошо зная местность, они прячутся в прибрежных зарослях и высматривают небольшие, слабо охраняемые суда, которые подошли слишком близко к опасному берегу. Нападают преимущественно ночью.

Среди этих людей распространена вера в магию, поэтому колдовство, приносящее удачу в нападениях, – отдельная и прибыльная сфера бизнеса на индонезийском побережье. Многие пираты пользуются популярностью среди населения. Известен случай, когда один из пиратских вожаков построил на награбленные средства деревню и мечеть. Пиратством занимаются не только жители прибрежных сельских районов: безработная молодежь из больших городов также сбивается в банды и пытает счастье в морском разбое. Бедность и безработица в Индонезии стабильно поставляют кадры криминальным организациям. Если «деревенские» пираты – это группы знающих друг друга местных жителей, большинство из которых преступным путем пытается увеличить свои скудные средства к существованию, то «городские» банды, состоящие из выходцев с разных концов Индонезии, не связанных родственными и соседскими узами, более мобильны и амбициозны и больше соответствуют современным представлениям об организованной преступности.

У индонезийских пиратов есть связи с транснациональной преступностью: например, известны случаи, когда пиратскую команду нанимали из-за рубежа специально чтобы разграбить судно конкурирующей фирмы.

Конечно, пиратство в Малаккском проливе – неприятное явление, однако оно приносит не так много зла, как кажется. Пираты не убивают людей, убытки владельцев угнанных кораблей и украденных грузов возмещаются страховыми компаниями, а потери страховых компаний компенсируются за счет того, что чем больше происходит случаев ограбления судов, тем больше владельцев судов и грузов желают застраховать свое имущество. Поэтому правительство Индонезии пока не спешит с крупномасштабной компанией, призванной положить конец пиратству на своих берегах.

Главное опасение международной общественности, связанное с индонезийским пиратством, – возможность распространения среди пиратов идей радикального исламизма и установления связей между ними и международным террористическим подпольем. Почти 90% 270-миллионного населения Индонезии исповедует ислам, и около 13% индонезийцев проживает за чертой бедности. Такая ситуация может способствовать распространению экстремизма, особенно среди людей, уже привыкших к незаконной деятельности. Тем не менее, несмотря на то, что Индонезия уже не раз становилась мишенью для террористических атак в 2000-2016 гг., сотрудничества между террористическими группировками и местными пиратами пока не наблюдается. По мнению специалистов, для такого сотрудничества нет предпосылок, – пираты заинтересованы в сохранении интенсивного транспортного потока через Малаккский пролив, а разгул терроризма непременно снизит поток торговых судов и привлечет в регион множество военных из разных стран, которые быстро положат конец пиратской вольнице. Кроме того, задача террористических актов – чтобы пострадало как можно больше мирного населения, а этого всегда проще добиться на суше, чем на море, атакуя корабли с небольшими командами. Поэтому угроза сотрудничества индонезийских пиратов с террористами пока не велика.

Тем не менее правительству Индонезии необходимо отслеживать ситуацию и принимать меры по социально-экономическому развитию страны. Индонезийское пиратство само сойдет на нет, когда будут устранены бедность и безработица среди населения, сначала в прибрежных районах, а потом по всей стране.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Морское пиратство: параметры древней угрозы в водах Юго-Восточной Азии на современном этапе
Гвинейский залив – самое пиратское место планеты
Пиратство в Малаккском проливе: вековая проблема с неясным будущим
Роль Китая в судьбе Сомали