EN|FR|RU
Социальные сети:

Новая Сирия – новые вызовы. Часть 3

Юрий Зинин, 02 мая 2025

Ставка новых властей Дамаска на поворот в сторону свободной рыночной экономики вызывает многочисленные, часто противоречивые отклики.

На днях «Сирийские авиалинии» объявили о возобновлении прямых рейсов между Сирией и ОАЭ. Этот шаг властей, правящих после смещения президента Б. Асада с декабря 2024 г, видится как попытка вернуть Дамаск в арабское лоно и ослабить политико-экономическую изоляцию из-за внешних вмешательств и санкций.

Введенные Западом под предлогом обвинений прежней власти в «спонсорстве» терроризма, они подорвали хозяйство, внутренние связи, вызвали большие потоки беженцев. На руку этому сыграли и события арабской весны с марта с 2011 г.  В результате общие потери казне, по данным статистики, обошлись  почти в $500 млрд.

Экономика Сирии, как и большинства развивающихся стран связана с политикой, несет отпечаток внутренних противоречий и влияния внешних факторов

Новая сирийская администрация во главе с временным президентом А.Аш-Шараа не раз ставила вопрос об отмене рестрикций с целью оживления экономики ‒ важнейшего фактора стабильности государства. Ряд стран смягчил некоторые из санкций, но увязывает дальнейший прогресс здесь с эффектом усилий Дамаска в таких областях, как борьба с «терроризмом», защита прав человека и меньшинств, недопущения возрождения ИГИЛ* и т.д.

Между тем в Дамаске сделана ставка на поворот в пользу свободной рыночной экономики. По словам новых руководителей, прежний режим тормозил этот процесс, взращённые им коррупционные сети подчиняли себе рынки, манипулируя таможенными сборами. Власти приступили к пересмотру запретов на ввоз товаров и пошлин на них, которые существовали десятилетиями.

Первоначально меры отхода от прежней командно-рыночной системы, были встречены с энтузиазмом. Ряд товаров, на которые десятилетиями ставили заградительные пошлины, подешевел. Об определённом оптимизме говорит факт возращения беженцев из соседних стран на родину. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, после падения режима и по апрель 2025 г. в Сирию из соседних стран вернулись 437 226 граждан. Отмечено возвращение около миллиона внутренних беженцев в свои дома.

Но этот энтузиазм, как видно, не утвердился надолго, ибо общенациональный кризис ликвидности и замедление местной деловой активности ограничивают покупательную способность граждан. В начале 2025 года Центральный банк для борьбы с инфляцией ввел ограничения на снятие наличных в банках. В стране, где в госсекторе работают около 1,25 млн. человек, люди вынуждены часами стоять в очередях в отделениях государственных банков или у банкоматов для снятия сбережений в местной валюте.

В марте сего года Дамаск пошел на проведение очередной девальвации местной валюты. Нужно отметить существенную разницу между официальным и рыночным обменным курсом лиры. Поддержание этого разрыва позволяет Центральному банку контролировать ликвидность рынка, так как спрос на товары и услуги понижается из-за недостатка наличности в местных лирах. Это также способствует оттоку ликвидности от трейдеров и черного рынка иностранной валюты. Но падение лиры ведет к росту цен на сырьевые товары и отражается на покупательской способности граждан и т.д.

По данным Al Jazeera Net, компании в Сирии испытывают трудности с реализацией своих товаров, поскольку большой приток дешевого импорта подрывает местных производителей. Многие владельцы бизнеса заявили, что не против снижения тарифов, но считают, что оно должны быть более плавными и гибкими. По их мнению, востребованы меры контроля, а также расширение поддержки местных отраслей промышленности, чтобы те могли конкурировать с импортными товарами.

На вершине недовольства тема массовых увольнений, затронувших десятки тысяч работников государственного сектора. Хотя некоторые увольнения могут быть оправданы, например, из-за коррупции, раздутых штатов, их масштабы поставили многих перед риском не получить альтернативную работу или помощь.

Возрождение сирийской экономики – непростая задача в свете колебаний курса лиры, дефицита резервов валюты в Центральном банке, долгов Сирии в десятки миллиардов долларов, высокого уровня безработицы, общей ситуации, связанной с вызовами безопасности. Положение осложнено унаследованной от прошлого раздробленностью экономики: многообразием ее моделей в зависимости от географии расположения, что нарушает общенациональные цепочки создания стоимости.

Правда, помощник генерального секретаря Программы развития ООН Абдулла ад-Дардари подтвердил, что эта Программа намерена выделить Сирии $1,3 млрд в течение трех лет на поддержку таких секторов, как восстановление инфраструктуры и поддержка цифровых стартапов.

Сегодня арабские политологи отмечают неоднозначную реакцию в стране по поводу методов властей с целью построить свободную экономику и их результатов. Некоторые воспринимают их как успех, утверждая, что для поддержания институциональной стабильности нужны быстрые действия. Для других — такие меры кажутся поспешными, поверхностными, больше в угоду укрепления власти временного президента А. Аш-Шараа, чем для содействия значимым преобразованиям.

Экономика Сирии, как и большинства развивающихся стран связана с политикой, несет отпечаток внутренних противоречий и влияния внешних факторов. С другой стороны, очевидно, что сделанный ныне выбор отразится как на траектории развития страны, так и повлияет на стабильность всего региона с его меняющимся геополитическим ландшафтом.

*-запрещена в России

 

Юрий Зинин, старший научный сотрудник Центра исследований Ближнего Востока и Африки МГИМО Министерства иностранных дел Российской Федерации

На эту тему
Турция и Израиль пытаются избежать военного конфликта в Сирии
Новая Сирия – новые вызовы. Ч.2
Новая Сирия – новые вызовы. Часть 1
Новый кошмар Сирии: резня алавитов и опасность межконфессиональной мести
Ближний Восток переполнен бурными дискуссиями