EN|FR|RU
Социальные сети:

Персидский залив надеется на успех американо-иранских переговоров

Виктор Михин, 27 апреля 2025

В последние недели государства Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар и Бахрейн, открыто высказались в поддержку непрямых переговоров между Ираном и США, ведущихся с помощью Султаната Оман.

Это резко контрастирует с их позицией десятилетней давности, когда они скептически относились к сближению Вашингтона и Тегерана. Теперь же Эр-Рияд называет диалог «ключом» к разрешению конфликтов, а Кувейт и ОАЭ выражают надежду, что переговоры укрепят мир в регионе.
В новых реалиях даже противники вынуждены искать элементы сотрудничества, чтобы избежать тотального коллапса

С 12 апреля Вашингтон и Тегеран ведут непрямые переговоры, обсуждая снятие американских санкций в обмен на ограничение иранской ядерной программы. Это уже вторая попытка за последние годы: первая — СВПД 2015 года — была сорвана Трампом. Однако нынешний процесс вызывает куда больше оптимизма у арабских соседей Ирана. 

Почему Саудовская Аравия сменила курс?

Аналитики отмечают, что ключевой сдвиг произошёл в Эр-Рияде. Ещё в 2018 году Саудовская Аравия поддержала выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), но теперь её позиция существенно изменилась. Этот разворот во многом связан с личными интересами наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда (МБС), который стремится укрепить региональную стабильность и обеспечить условия для реализации амбициозных экономических проектов, таких как NEOM и Vision 2030.

Интересы МБС в урегулировании данного конфликта заключается, прежде всего, в экономическая диверсификации страны. А успех грандиозного плана Vision 2030 зависит от притока иностранных инвестиций, что невозможно без снижения региональной напряжённости, в том числе и сложной военной ситуации, сложившейся вокруг Ирана.

Кроме того, он заинтересован в надежной защите нефтяной инфраструктуры. После атак дронов на объекты Aramco в 2019 году (которые, по мнению Эр-Рияда, были совершены при поддержке Ирана) саудовское руководство осознало, что дальнейшая эскалация лишь увеличивает риски для экономики.

Нельзя забывать, что продвигая свою страну в качестве статуса регионального лидера, МБС стремится позиционировать Саудовскую Аравию как ключевого посредника на Ближнем Востоке, что требует диалога с Тегераном и спокойной обстановки в регионе.

Высказывания арабских лидеров

В 2021 году наследный принц заявил, что «Иран – соседская страна, и мы хотим иметь с ней хорошие отношения». В 2023 году саудовский министр иностранных дел Фейсал бин Фархан подтвердил: «Мы готовы к диалогу с Ираном, чтобы обеспечить стабильность в регионе».

Эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани ещё в 2020 году призывал к «региональному диалогу, который снизит напряжённость», а в 2023 году Катар активно выступал в роли посредника между Тегераном и странами Залива.

В 2022 году кувейтский премьер-министр шейх Сабах Халид ас-Сабах подчеркивал, что «только переговоры могут решить кризисы в нашем регионе».

Россия приветствует диалог между США и Ираном как шаг к стабильности в регионе

Российская Федерация позитивно оценивает американо-иранские переговоры, видя в них важный шаг к снижению напряжённости на Ближнем Востоке. Президент Владимир Путин, в ходе переговоров с Султаном Омана Хайсамом бен Тариком, подчеркнул необходимость конструктивного взаимодействия всех стран региона.

«Мы обсудили ход переговоров между представителями Ирана и США», — цитирует «Интерфакс» помощника президента РФ по международным делам Юрия Ушакова. «Мы посмотрим, каким будет результат. Мы поддерживаем тесный контакт с нашими иранскими коллегами. Где можем, мы помогаем».

Трамп пригрозил нанести удар по Ирану, если не будет достигнута сделка; Иран отрицает, что стремится к созданию ядерного оружия. В январе Россия подписала с Ираном договор о стратегическом партнёрстве и также пытается улучшить отношения с администрацией Трампа. Москва участвует в ядерных переговорах с Ираном как сторона, подписавшая предыдущее ядерное соглашение, от которого Трамп отказался во время своего первого президентского срока в 2018 году. Россия заявила, что любые военные действия США против Ирана будут незаконными.

Причины смены курса

Видимо, одной из причин смены политики в отношении Ирана, является провал войны в Йемене. Эта война истощила саудовский бюджет и показала пределы военного решения конфликтов. Никаких успехов Эр-Рияд не добился на поле боя, показав, что разногласия с братским народом Йемена надо искать за столом мирных переговоров.

И, как уже указывалось, немалую роль сыграли угрозы нефтяной безопасности королевства. Атаки на Aramco продемонстрировали, что даже при поддержке США королевство остаётся уязвимым, и должно прежде всего полагаться на свои собственные силы.

В тоже время, на политику стран Персидского залива повлияла смена приоритетов США. Вашингтон постепенно снижает вовлечённость на Ближнем Востоке, вынуждая саудовцев искать альтернативные пути обеспечения как своей безопасности, так и других стран Залива.

Таким образом, нынешняя готовность Эр-Рияда к переговорам отражает прагматичный расчёт: дальнейшая конфронтация с Ираном угрожает экономическим и политическим планам МБС, тогда как нормализация отношений открывает новые возможности для региона.

Уязвимость стран Персидского залива перед новой войной на фоне глобальной экономической рецессии

В условиях, когда мировая экономика вступает в период глубокой рецессии, спровоцированной политикой Западных стран, угроза крупного военного конфликта в Персидском заливе становится особенно опасной. Регион, и без того остающийся одним из самых нестабильных в мире, сталкивается с новыми вызовами, способными дестабилизировать не только ближневосточный порядок, но и глобальные энергетические рынки, финансовые системы и логистические цепочки.

Именно западные санкции, необдуманная монетарная политика ФРС и ЕЦБ, а также искусственное ограничение поставок энергоресурсов привели к замедлению мировой экономики, росту инфляции и усилению социальной напряжённости. Для стран Персидского залива, чьи бюджеты критически зависят от нефтяных доходов, это означает:

— Снижение спроса на нефть из-за сокращения промышленного производства в США, ЕС и Китае.

— Падение цен на энергоносители, что ударит по финансированию социальных программ и оборонных расходов монархий Залива.

— Усиление конкуренции между Саудовской Аравией, ОАЭ и Ираном за рынки сбыта, что может перерасти в открытое противостояние.

В таких условиях любое военное столкновение (например, между США и Ираном) приведёт к мгновенному шоку на нефтяном рынке, резкому росту цен с последующим обвалом из-за падения спроса. Это создаст эффект домино: валютные кризисы в развивающихся странах, крах перегретых фондовых рынков Запада, социальные взрывы в государствах, зависящих от импорта энергоресурсов.

Диалог вместо изоляции

Государства Персидского залива всё чаще приходят к пониманию, что безопасность и процветание возможны только через сотрудничество, а не через блокаду и санкции. Успех переговоров между Вашингтоном и Тегераном может стать началом новой эпохи – без конфликтов и экономического давления, с акцентом на совместное развитие. Россия поддерживает такой подход, считая его единственно верным путём к долгосрочной стабильности.

Страны Персидского залива оказались в ловушке: с одной стороны, они боятся усиления Ирана, с другой – понимают, что война с ним в условиях глобального экономического спада будет катастрофой для всех. В новых реалиях даже противники вынуждены искать элементы сотрудничества, чтобы избежать тотального коллапса. Однако если эгоистичный Запад продолжит политику «управляемого хаоса», регион может погрузиться в самый масштабный конфликт со времён войны в Заливе 1991 года.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, эксперт по странам Ближнего Востока

На эту тему
Почему Вашингтон ведёт переговоры с Ираном
Почему США не нападут на Иран немедленно
Переговоры США-Иран в Омане: вынужденная уступка или очередной блеф
Будут ли прямые переговоры между США и Ираном?
Война с Ираном спровоцирует новые конфликты